Двигатели ЗМЗ имеют достаточно богатую историю. Но похоже нынешний год, будет для V-образных восьмицилиндровых агрегатов Заволжского предприятия последним. Об этом уже было заявлено официально. Выпуск моторов серии ЗМЗ-523 и 524 решено прекратить.
В шестидесятых годах для грузовиков ГАЗ-53 и 66 начали собирать двигатели 53-й серии. Их объем равнялся 4.25 литра. Выдаваемая мощность 115 лошадиных силы. Еще через время уже этот двигатель подвергся модернизации и получил новое название ЗМЗ-523. Теперь уже помимо грузовиков ГАЗ-3307 и 3308, он приводил в движение автобусы ПАЗ и другие автобусы, которые базировались на платформе этих грузовиков. Примерно тогда же разработали еще один мотор, способный помимо бензина работать еще и на пропане. Он получил название ЗМЗ-524.
Популярность моторам обеспечивала их дешевая цена и неприхотливость. В обслуживании они были простыми и удобными. Но это было все в условиях плановой экономики, где мало смотрели на цену топлива. Новые реалии поставили вопрос, что называется ребром. Оказалось, что с учетом взлетевших цен на топливо, моторы совершенно не экономичные и ни в какие приемлемые нормы не вписываются. Даже государственным учреждениям 30 литров горючки на сотню километров пути выходит слишком дорогим удовольствием. А если еще посмотреть на нормы экологичности, то все становится вообще печально. Гибридный ЗМЗ-524 еще как-то втискивается в рамки допустимых выбросов. А вот 523-й мотор, который изначально разрабатывался под использование бензина 76-ой марки, об экологичности даже не слышал.
Так что теперь перевозчикам придется обратить свой взор на автотранспорт оборудованный силовыми агрегатами других отечественных и импортных производителей, которые уже успели перейти на новые стандарты. Автобусы ПАЗ давненько работают на дизельных моторах, однако берут их не очень охотно, поскольку дизельный двигатель дает ощутимую прибавку в цене. Однако выбирать не приходится.