Окаянный Макарыч

Баба Нюра кряхтя, слезла с кровати. Впереди ещё много дел. Надо подоить корову и двух козочек, собрать яички, покормить скотину и курочек, натаскать воду….

— Уффф….

Баба Нюра грустно вздохнула, в кое-то веки она пожалела себя. Но тут, же она тряхнула плечами, как бы отгоняя грустные мысли и пошла по делам. Бабе Нюре шёл уже 8 десяток, дети к ней приезжали редко, а внуки ещё реже. Но она никогда не роптала, не оказывала недовольства близким, а наоборот помогла им, чем могла: отсылала в город свежие яички, домашнюю сметану, разносолы. Иногда даже умудрялась подкопить немного деньжат и отправляла их сыну. Какая никакая помощь. А жена у него ух! Фифа городская, перетянула всё-таки её кровинушку в город. Совсем забыл о матери, звонит редко, а приезжает ещё реже. Баба Нюра переменилась в лице, когда подумала о невестке. Дело не в том, что она её недолюбливала. Нет. Она её уважала, и даже в редкие моменты считала, что она права во всём. Но….. Она отняла у неё самое дорогое. Её сын, её надежда и опора переехал жить в город.

— Ну конечно, там у него работа, новые друзья….

Баба Нюра снова вздохнула.

— Что-то я сегодня совсем расклеилась.

Скупая слеза скатилась по её морщинистой щеке.

К слову сын с невесткой звали её в город постоянно, но она не могла отсюда уехать. Ну не могла просто! Уехать из родной деревни обозначало проиграть войну! А воевать она умело хорошо…. Баба Нюра усмехнулась.

Деревенские жители давно слагали легенды о её раздоре с соседом Макарычем. Их вражда длится так долго, что уже многие и не помнят, с чего она началась. Даже сам дед Макарыч не помнит, а вот баба Нюра всё помнит. И никогда не забудет. И будет мстить до конца, пока жива. Не время сейчас для переездов.

Закончив с делами, баба Нюра пошла на огород, собрать свежих овощей к борщу. Подойдя к огороду, она остолбенела. На её любимых грядках с капустой, морковью и зеленью мирно гуляла соседская коза и жевала капустный лист. Баба Нюра схватила хворостинку и с воплем кинулась к козе. Ударив несколько раз козу, она погнала её за калитку, осыпая проклятиями козу и её хозяина. На крик выбежал дед Макарыч. Увидев, как баба Нюра гонит самое близкое для него существо, он разозлился. Схватив вилы, он выбежал на улицу.

— Не тронь козу, малохольная!

Дед Макарыч орал так громко, что слышно, наверное, было на другом конце деревни.

— Убью!

Баба Нюра отвечала ничуть не тише.

— Вот зайдёт ещё в мой огород, убью.

Они столкнулись ровно посередине улицы. Проходившие мимо люди замерли. Они ждали продолжения. Но дед Макарыч и баба Нюра молчали. Их злобные взгляды потеплели, и они уже смотрели друг на друга по-другому. Совсем как раньше, с нежностью. Вдруг баба Нюра вспомнив все свои обиды, отвесила Макарычу такую звонкую оплеуху, что даже кот, мирно лежавший на завалинке, подскочил и распушил хвост от страха. Дед не ожидал такого поворота событий, к слову он знал, что Нюрка малохольная, но он её любил, хотя часто вредил ей.

Баба Нюра быстрым шагом пошла к дому, впереди ещё много дел. Надо наварить борща, поставить тесто на пироги. Баба Нюра сегодня ждала гостей. Сын должен привезти на каникулы внучку, на всё лето, на перевоспитание, как он говорит. Буд то у неё здесь концлагерь.

Время пролетело быстро, к вечеру на машине подъехали её долгожданные гости, сын с невесткой и внуками. Баба Нюра была так рада гостям, что даже забыла об утреннем происшествии. Несмотря на то, что сын приезжал к ней редко, он всегда приезжал к ней с подарками. Вот и в этот раз привёз ей телевизор, торт и новую кружевную шаль.

Быстро накрыв на стол, заставив его свежими пирогами, овощами и ягодами с огорода баба Нюра пригласила всех к столу.

— Какой у тебя вкусный борщ, бабуля.

Внучка с аппетитом уплела бабушкино блюдо.

-Мама так не умеет.

Сноха усмехнулась.

— Ну, каждому своё. Кому борщи варить, а кому и…..

Но тут её перебил муж:

— Мама, мы с Лидочкой собираемся в отпуск и уже купили билеты в Египет. Сына мы берём с собой, а вот Катюшу мы оставим с тобой. Пусть помогает тебе по хозяйству.

Внучку баба Нюра любила, и такое положение дел её очень порадовало. Поужинав, и попив чай с тортиком, гости пошли погулять на речку. А баба Нюра пошла, кормить свою скотину. Управившись с коровой и козочками, она поспешила к курочкам. При входе в курятник баба Нюра перекрестилась… Кур не было на месте. Она перекрестилась снова. Как это она не углядела? Видно пока она занималась делами внучок открыл курятник и выпустил их, или это она сама с утра забыла закрыть их. Громкий крик привёл её в себя.

— Нюрка! Это ты так решила мне отомстить? Смотри, что твои куры натворили у меня в огороде!

Баба Нюра поспешила посмотреть, что же там натворили её куры. К слову двор деда Макарыча и так был далёк от идеала, он как и баба Нюра жил один и поддерживал порядок, как умел. А ещё соседские куры внесли свою лепту…. А случилось вот что. Сосед был отменным рыбаком. С вечера он накопал червей, чтобы рано утором отправиться на рыбалку. Червей он сложил в жестяную банку, но только вот незадача, куры всё выклевали. Баба Нюра едва сдерживала смех.

— Молодцы Куры! Отомстили за мой огород.

Довольная проделками кур она погнала их к курятнику всё время, посмеиваясь по дороге. Сын с невесткой и внуками вернулись с речки, темнело. Гости улеглись спать, только баба Нюра не спала. В голове она составляла список дел на завтра. Окинув хозяйским взглядом кухню и убедившись, что все разложено по местам баба Нюра поспешила спать.

Проснувшись рано утром и приготовив завтрак, баба Нюра двинулась во двор к скотине. Закончив с делами и собрав гостинцы сыну, баба Нюра направилась в дом. Гости уже проснулись и ждали завтрак. Покормив гостей и отправив их в город, баба Нюра осталась один на один с внучкой.

— Ну, дорогая, ничего не хочешь мне рассказать? От чего это они отправили тебя сюда в ссылку, а не взяли с собой на отдых?

— Не знаю, бабуля…. Взрослых не поймёшь, у них свои причуды. Ты лучше расскажи мне, чем здесь можно заняться и как весело провести время.

— Не беспокойся внученька, тебе здесь скучно не будет. А пока начисти картошки, будем обед готовить.

Внучка не была готова к такому повороту событий, но безропотно начала чистить картошку. Тем временем бабушка нарезала овощи для салата и пожарила начищенную внучкой картошку. Вот и весь обед.

— Знаю не те разносолы, к которым ты привыкла в городе, но тоже сойдёт. Что-то я сегодня устала, сходи, набери воды.

Катя только прилегла с интересной книжкой, но ей ничего не оставалось, как подчиниться и пойти за водой. Водопроводный кран был за забором, многие набирали воду именно там, хотя у всех в дом была проведена вода. Местные поговаривали, что это какая-то особая вода, полезная. И действительно, вода была какой-то особенно вкусной, сладкой и очень холодной.

Вдруг Катя заметила старика, который неумело протирал окно в доме. Ей стало жаль его, и она поспешила к нему на помощь.

— Здравствуйте, дедушка! Давайте я вам помогу.

И не дожидаясь ответа, начала протирать окно.

— Ты, чья будешь?

Спросил дед Макарыч.

— В смысле чья? Ничья. Я в гости приехала к бабушке на всё лето, так что если нужна помощь обращайтесь.

Катя закончила с окном и поспешила с водой в дом.

— Бабуля, я сегодня с одним дедушкой познакомилась. Он совсем одинок, прям как ты. Мне так его жаль стало.

— Уж, не про Макарыча ли ты говоришь? Поделом ему! Сам виноват в своём одиночестве!

— Бабуля, а расскажи мне о нём. Вижу, вы недолюбливаете друг друга. А почему?

Катя всё не отставала от бабушки.

— Ну, хорошо. Расскажу я тебе одну историю. Было это очень давно…Молодая была, глупая…Мы с Макарычем только школу закончили. Красивый был, чёрт! На выпускном признался мне в любви, клялся в верности до самой смерти. А какие цветы дарил… Бывало проснусь по утру, а на подоконнике уже букет цветов лежит. И каждый раз свежие. А ежели на речку ходили с подружками, то ходил снами. Следил за мной, чтобы не утопла. Даже в лес с нами ходил. Как собачонка повсюду за мной…Тьфу!

Баба Нюра замолчала, её лицо было опечалено, словно затянувшиеся на её сердце раны снова начали кровоточить.

— А что было дальше?

Не отставала внучка.

— А дальше… Он в армию ушёл, я поступила в кулинарный техникум. Сначала он часто писал, а потом прекратил. А вернулся уже не один, с городской кралей. Тьфу! А мать то, как его гордилась, что городскую захомутал. Свадьбу сыграли…

— А ты бабушка? Ты же тоже вышла замуж за дедушку. Неужели ты его не любила?

— Любила, но по-своему. Уважала я его. Хороший он был. Всегда защищал меня от нападок людских, а их было ох как много. Каждый норовил обидеть меня, мол, смотри твой Макарыч на городской женился, не удержала ты его. А я что? Молодая была, как мне его удержать нужно было? Раз женился на другой значит не любил. А тем временем твой дед ко мне посватался. Он был лучшим другом Макарыча, ну так вот я за него и вышла назло! Как же все злились тогда…. Ооооо…. Особенно его мать с женой, распускали про нас сплетни, травили наших кур, даже поджигали сарай. Вот с этого времени мы и враждуем. Правда жена его вскоре укатила на курорт и там нашла себе ухажёра, да так и не вернулась. А мать его померла.

— Да… Бабаушка, разве так можно?

— Чего можно?

— Долго враждовать то.

— Всё можно! Вот и сейчас ему неймётся. Знаешь, что он учудил?

-Что?

— Козу свою пасёт у меня на огороде. Чёрт старый!

— Ой бабуля, ну ты и скажешь… Может коза сама убегает?

— Ага, сама! Что это ты окаянная заступаешься за него? Иди тогда поживи с ним!

— Что ты, бабушка, Я не хотела тебя обидеть. Просто жаль вас обоих. Оба одиноки….А такая любовь была… Как в сказке…

— Ой, внученька каждая сказка когда-нибудь заканчивается. Ты и сама об этом знаешь, поди не маленькая. Ладно, заговорила ты меня, а у меня ещё сколько дел….

Бабушка ушла, а Катя осталась сидеть в раздумьях. То, что рассказала бабушка, больше походило на какой-то детектив. Одна шальная мысль всё не давала её покоя. Как это можно так любить, а потом в момент так сильно возненавидеть? Она решила всё выяснить для себя, и в чем бы то не стало помирить их. На следующий день Катя вышла погулять и снова забрела во двор к деду Макарычу. В этот раз старик чистил рыбу.

— Здравствуй, дедушка! Давай я тебе помогу.

— Здравствуй, Катенька! А бабушка тебя не заругает?

— А она не узнает, что я здесь была.

Подмигнула Катя деду Макарычу и села чистить рыбу. Занятие было не из приятных, но жажда разузнать, что же случилось на самом деле было сильнее.

— Дедушка, я слышала о вашей вражде с бабушкой, но так и не поняла из-за чего она.

Хитро спросила Катя.

— Маленькая ещё задавать такие вопросы…

Сказал с грустью в голосе дед.

— А ничего и не маленькая… Просто помочь хочу. Жаль вас обоих. Оба одиноки, живёте рядом, а враждуете так, что мама не горюй! А так сидели бы на крылечке, пили бы ароматный бабушкин чай с вареньем, да ели пироги. Ммммм. А они у неё вкуснющие.

Катя заулыбалась, вспомнив о бабушкиных пирогах. Да и дед просветлел лицом.

— Да, не зря она училась на кулинарном, видать многому там научилась.

Тем временем они закончили чистить рыбу, и дед засобирался по своим делам.

— Катенька, я тебе тут рыбку завернул. Ты пожарь её пока она свежая, поешь. А ещё лучше ухи душистой навари.

— Спасибо дедушка.

Катя улыбнулась.

— Я вечером приду, снова помогать буду.

А сама решила схитрить. Была у неё одна задумка, хотела она послушать версию деда Макарыча и записать его на телефон, а потом дать послушать бабушке. А та уж потом решает, что ей делать с этим, мириться или нет.

— Привет, бабуля! Ты меня ещё не потеряла? Я тебе рыбки принесла, свежей.

— Опять к Макарычу ходила? Не ходи больше туда! Не нужна мне его рыба!

Но Катя её уже не слушала. Она часть рыбы пожарила, а из второй части сварила наваристую уху. Бабушка молчала, но всё же поела приготовленное. А тем временем дед Макары пошёл в местную управу. Кто-то повадился угрожать ему, после того как он отказался продавать свой дом. Там на месте его дома хотели построить большой магазин. А как он продаст свой отчий дом, он там родился, там вырос. Здесь живёт ненавистная Нюрка! Хоть и враждуют они давно, а всё равно он её любит. Вот и в этот раз кто-то пообещал спалить дом, если он не одумается. Дед отнёс бумагу в управу и с чувством выполненного долга пошёл домой.

Вечерело. Катя собрала гостинцев для деда Макарыча: бабушкины пироги, варенье, уху и пошла в гости. Дед сидел на крылечке, словно ждал её. Катя быстро поставила чайник и накрыла на стол и робко спросила:

— Дедушка, ну теперь-то вы хоть расскажите в чём дело?

— Не забыла ещё… Ну хорошо садись поудобнее и слушай.

Катя незаметно включила на телефоне диктофон и приготовилась слушать.

— Было это давно. Оба были молодые красивые. Любил я её. Она была самой красивой на деревне. Обещала ждать меня из армии, а не дождалась. Городского нашла себе.

— Как городского? Бабушка же вышла замуж за вашего друга, назло вам.

— Как назло?

— Ой! Извините, у меня вырвалось, продолжайте.

— Ну так вот, однажды мать мне шлёт весточку, Нюрка твоя городского хахаля нашла, замуж собралась. Я как про это узнал, сам не свой стал. И решил для себя, что тоже найду городскую. Нашёл, женился, но так и не познал счастья. А бабка твоя вышла замуж за моего лучшего друга, только после этого я его больше другом не считаю.

— А бабушка мне рассказала другую историю. Она мне рассказала, как вас ждала, а вы привезли невесту из города.

И тут Катя поняла, что тут что-то не то. Что дед Макар и её бабушка стали просто жертвами чьих-то интриг.

— Ладно, дедушка, пойду я. Поздно уже. Спокойной ночи.

— Спокойной ночи, Катенька.

Дома Кате не спалось, она всё думала, кому понадобилось разлучить её бабушку с дедом Макарычем. И спросить то некого. Все свидетели тех лет давно уже померли, а те, кто живы мало чего знают об этой истории. Так в раздумьях Катя заснула. Проснулась она от криков людей, и воя пожарной машины. Кто-то поджёг дом деда Макарыча. Значит, не пустые были угрозы. Катя выбежала на улицу. Там за калиткой стояла баба Нюра, ни жива, ни мертва.

— Бабушка что случилось?

— Дом Макарыча подожгли, окаянные! Благо, что жив остался, в больнице он. Хотя по делом ему!

— Бабушка! Что ты такое говоришь? Как можно? Дед Макарыч ни в чём не виноват.

Катя включила бабушке запись разговора с дедом. По лицу бабы Нюры потекли слёзы.

Через полчаса баба Нюра была уже готова, она спешила в больницу к деду Макарычу с гостинцами и с твёрдой уверенностью, что пора заканчивать враждовать.

Катя уезжала довольная и отдохнувшая. Она точно знала, что в следующем году снова приедет на каникулы в деревню. А здесь её будут ждать бабушка и дедушка.

Оцените статью
Окаянный Макарыч
Универсальный засол любой рыбы