«Я тебя на Колхиду посажу!»: почему советские шофера не любили грузовики КАЗ

На протяжении многих десятилетий советская экономика упорно росла и развивалась, из-за чего народному хозяйству требовалось все больше и больше грузовиков. Когда речь заходит о последних, то соотечественники в первую очередь вспоминают модели ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ и некоторые другие. В годы советской власти среди перечисленных действительно было немало добротных моделей. Но продукции одного из заводов отечественные водители опасались, как огня. Речь идет о таких не слишком известных сегодня грузовиках, как КАЗ.

В отношении грузовиков КАЗ в Советском Союзе ходило несколько шуток разной степени неприличности. Например, об одной из самых известных машин предприятия отечественные водители говорили так: «Колхида – гордость Грузии, слезы России». Провинившихся же на службе водителей начальство то и дело пугало, что пересадит за систематические «косяки» на одну из моделей «Колхиды». Про эти грузовики знала все страна. Но хоть какой-нибудь популярностью в профессиональной среде они не пользовались. Причина тому заключалась в качестве этих автомобилей, которое, мягко говоря, оставляло желать лучшего.

Как уже было отмечено в начале, потребности советского рынка в грузовиках только росли. Поэтому производство приходилось постоянно расширять. В частности, приходилось организовывать все новые заводы в советских республиках. Грузия не стала исключением. Знаменитый Кутаисский автомобильный завод заложили еще в апреле 1945. Заработало предприятие уже через два года. Правда, как это часто бывало с новыми заводами, сначала там стали делать не грузовики целиком, а лишь комплектующие для них. Первый грузовик на КАЗ собрали только в 1951 году. Им стал ЗИС-150. При этом еще в 1948 на КАЗ появился и собственный экспериментальный отдел, который занялся улучшением существовавших моделей и разработкой новых.

С каждым годом КАЗ все сильнее интегрировался в народное хозяйство. При этом работал КАЗ отнюдь не только на гражданский, но и на оборонный сектор страны Советов. Было бы наивно полагать, что всего за несколько лет молодой завод достигнет вершин главных «мастодонтов» советского машиностроения. И все же предприятие медленно, но верно шло вперед. Наконец, в конце 1950-х годов в стенах КАЗ началась работа над разработкой собственных грузовиков и седельных тягачей оригинальной конструкции. За основу машин взяли узлы уже хорошо знакомых автомобилей ЗИЛ. Так на свет появились первые «Колхиды» — грузовик КАЗ-605 и тягач КАЗ-606. В 1959 году машины показали на ВДНХ, а в 1961 запустили в серийное производство.
При этом важно отметить, что первые модели «Колхиды» принесли сразу несколько свежих интересных решений в советское машиностроение. В частности, грузовики должны были стать намного удобней всех тех авто, что делали в СССР до этого. Однако, споткнулись «Колхиды» о нехватку опыта сотрудников предприятия. Качество сборки этих автомобилей на протяжении многих лет оставляло желать лучшего. Дополнительно ситуация осложнялась не всегда высоким уровнем культуры эксплуатации транспортных средств со стороны водителей.

Вдобавок к этому уже в первый год в конструкции «Колхиды» обнаружили и ряд объективных чисто технических недостатков. Грузовик получился откровенно проблемным, часто ломался и плохо тянул, из-за чего и стал объектом для многочисленных шуток со стороны советских шоферов. Большинство недостатков с годами убрали, а сами «Колхиды» трудились на дорогах некогда общей страны вплоть до ее развала. Однако, осадочек, как говорится, остался.

Оцените статью
«Я тебя на Колхиду посажу!»: почему советские шофера не любили грузовики КАЗ
Опустилась. — Да уж, я, конечно, всякое про тебя мог подумать, дорогая, но чтоб ты до такого опустилась!