– Ты как могла так поступить?! Бросила меня одного! Я что, разорваться должен был – и гостей развлекать, и готовить, и убираться потом? Это невозможно!
– Да ты что? Никогда бы не подумала! Я вот чуть не каждые выходные так пашу вместо отдыха, и ничего. А ты разик всего лишь попробовал, и уже кричишь.
– Наконец-то выходной… – Александра потянулась в кровати и улыбнулась. – Может, завтрак в постель?
– М-м-м, было бы здорово, – Ренат притянул жену поближе. – Блинчики твои фирменные…
Звонок в дверь разрезал утреннюю идиллию.
– Кто это в такую рань? – Александра приподнялась на локте.
“Дзынь-дзынь!” – снова настойчиво раздалось из прихожей.
– Откроешь? – зевнул Ренат. – Я пока в душ…
Накинув халат, Александра поплелась к двери. На пороге стояли Линда с Тарасом, сияющие, как начищенные пятаки.
– Ой, а мы тут мимо проезжали! – защебетала Линда, проходя в квартиру. – Думаем – дай зайдём, чайку попьём!
– А вы… это… спали что ли? – Тарас прошёл следом, по-хозяйски скидывая ботинки. – Так это ж прекрасно – вместе позавтракаем!
– Мы вообще-то… – начала было Александра.
– О, родня пожаловала! – из ванной вышел посвежевший Ренат. – Сашуль, ты давай на кухню, организуй нам что-нибудь вкусненькое. А мы пока в зале посидим, новости обсудим!
Александра молча смотрела, как муж уводит гостей в комнату, откуда тут же доносился смех и оживлённые голоса. В это воскресное утро мечты о неспешном завтраке в постели таяли, как дым.
Переезд в большой город дался Александре непросто. Нет, она не жалела о своём решении – карьера складывалась удачно, жизнь кипела, перспективы радовали. Но иногда накатывала такая тоска по родным… По маминым пирогам по воскресеньям, по сестринским посиделкам за чаем до поздней ночи, по племянникам, которые вечно носились по дому, сшибая всё на своём пути. Её большая семья жила, как единый организм – всегда на связи, всегда рядом. А теперь все эти драгоценные моменты стали безнадёжно редки. Конечно, они часто созванивались, но это было уже не то.
Когда в её жизни появился Ренат, она обрадовалась – он тоже был из большой семьи, понимал, как это важно. В первые дни знакомства взахлёб рассказывал о шумных семейных праздниках, о том, как все друг другу помогают, как поддерживают в трудную минуту. Александра слушала и улыбалась – всё знакомое, всё родное.
Свадьбу сыграли весело, с размахом – две большие семьи слились в одну, ещё большую. Казалось, вот оно – счастье: теперь у неё снова будет эта уютная семейная атмосфера, только ещё лучше прежней. Ведь здесь, в большом городе, новые родственники всегда под боком.
Только вот что-то пошло не так. То, что поначалу казалось таким знакомым и привычным, обернулось какой-то бесконечной каруселью незваных гостей. Дома, в родном городке, семейные встречи были всегда подготовлены и удобны всем участникам. Здесь же любой день мог превратиться в непрошенное застолье, когда кому-то вздумается «мимо проехать». И постепенно радость от родственного общения начала таять, сменяясь усталостью и раздражением.
Первый серьёзный разговор с мужем случился после пятого или шестого внезапного вторжения. В тот вечер Александра, измученная авралом на работе, мечтала только о горячей ванне и любимой книжке. Но стоило ей погрузиться в пену с ароматом лаванды, как раздался звонок в дверь.
– Ой, а мы так соскучились! – защебетала Виктория Тимуровна, проходя в квартиру. – Думаю – дай зайду, невестку проведаю!
Пришлось вылезать из ванны, спешно одеваться и идти ставить чайник.
– Нат, нам надо поговорить, – Александра села напротив него, когда гости наконец разошлись, а часы показывали почти полночь. – Почему твои родные ведут себя как хозяева в нашем доме?
– Что такое, Сашуль? – муж выглядел искренне удивлённым.
– Я больше не могу вот так – когда в любой момент может нагрянуть толпа голодных родственников! У меня на работе завал, я еле на ногах стою, а должна улыбаться и кормить всю вашу ораву!
– Не преувеличивай, какая орава? Забежала пара родственников, что тут такого?
– И это только сегодня! А вчера кто припёрся в десять вечера? Тарас! Позавчера – твоя тётя…
– Саш, ну это же семья! – в голосе Рената появились строгие нотки. – Как можно родне отказать?
– Да очень просто! «Извините, мы устали, давайте в другой раз»!
– Они обидятся…
– А пока обижаюсь только я. Это лучше? – Александра почувствовала, как предательски дрожит голос. – Я не хочу быть круглосуточной столовой! Я тоже человек, мне нужен отдых!
– Да брось ты, какая столовая? Подумаешь, чайку попить зашли…
– Да если бы только чайку! – она вскочила с кровати. – Да твоя мама первым делом в холодильник полезла! «Ой, у вас тут фарш, давай-ка, нажарь котлеток по-быстрому!” И я жарю. А потом убираться. И продукты, сколько мы тратим на продукты?
– Саш, ну успокойся, – Ренат попытался обнять жену. – Ты же сама говорила, как здорово, что у нас большая семья…
– очень здорово! Просто великолепно! – Александра вывернулась из объятий. – Но ровно до тех пор, пока все уважают личные границы друг друга! Мы всегда созваниваемся заранее! Мне дико, что можно припереться вечером и ждать радушного приёма!
Договорить она не успела – в дверь снова позвонили.
Александра молча смотрела ему вслед. В голове крутилась единственная мысль: что-то надо менять, и менять срочно. Иначе она просто сойдёт с ума.
Воскресное утро начиналось так хорошо – Александра и Ренат нежились в постели, стоил планы на день… Пока не раздался звонок в дверь.
– Хозяева, принимайте гостей!! – донеслось из прихожей знакомое приветствие. Александре было уже даже всё равно, кого опять принесло.
– У нас были планы на сегодня, помнишь? — напомнила она мужу, выходя в прихожую.
– Ну как я им откажу? – Ренат виновато развёл руками. – Неудобно же…
– Сашенька! – донёсся из кухни требовательный голос. Кто-то опять шарил в холодильнике. – А у вас чего-нибудь к чаю найдётся?
Александра молча смотрела, как родственники устраиваются в гостиной, как включают телевизор, по хозяйски осматриваются. Два месяца. Всего два месяца такой жизни. Каждые выходные – одно и то же. А порой и среди недели…
Что-то внутри щёлкнуло. Александра молча прошла в спальню, оделась, взяла сумочку.
– Ты куда? – удивился Ренат.
– У меня планы, я не могу, – спокойно ответила она и направилась к выходу.
– Как планы? А кто… А что… – растерянно забормотал муж, но Александра уже закрывала за собой дверь.
Целый день гуляла по городу, зашла в кафе, почитала книгу в парке. Телефон периодически взрывался сообщениями от Рената, но она не отвечала.
Вернулась домой затемно. Муж встретил её в прихожей – красный от злости:
– Ты как могла так поступить?! Бросила меня одного! Я что, разорваться должен был – и гостей развлекать, и готовить, и убираться потом? Это невозможно!
Александра медленно сняла туфли, повесила сумку на крючок. Внутри всё дрожало, но голос прозвучал удивительно спокойно:
– Да ты что? Никогда бы не подумала! Я вот чуть ни каждые выходные так пашу вместо отдыха, и ничего. А ты разик всего лишь попробовал, и уже кричишь.
– Так когда ты готовила, я ж родню развлекал! – возмутился Ренат.
– Слушай, я не подумала, – Александра посмотрела мужу прямо в глаза. – Ты ведь, и правда, самое сложное на себя брал. Исправлюсь, непременно исправлюсь. В следующий раз возьму на себя общение с родней, а тебе оставлю легкуюработу: готовку и уборку.
Она прошла мимо опешившего мужа в ванную. В зеркале отражалось усталое, но решительное лицо. Что-то подсказывало – этот день изменил их жизнь навсегда. Вот только в какую сторону – пока было неясно.
На следующих выходных всё повторилось. Звонок в дверь застал их за поздним завтраком.
– А мы тут… – начала было Линда.
– Мимо проезжали, я поняла, – Александра улыбнулась так сладко, что у Рената мурашки по спине побежали. – Проходите, конечно! Ренат как раз собирался готовить обед. Правда, милый?
Муж поперхнулся кофе:
– Я?
– Ну не я же! – Александра уже увлекала гостей в гостиную. – Я займусь самым простым – буду развлекать дорогих родственников. А ты, дорогой, не стесняйся. Там в морозилке курица, в холодильнике овощи. Да ты справишься, я в тебя верю!
К обеду подтянулись Тарас с женой. Потом заглянула Виктория Тимуровна – «на минуточку, чайку попить». Александра щебетала с гостями, расспрашивала про жизнь. А Ренат метался между кухней и комнатами – то борщ убежит, то дочка Линды сок разольёт.
– Дорогой, – пропела Александра, когда он в очередной раз пробегал мимо, – там, кажется, курица пригорает. И не забудь салаты порезать!
К вечеру, когда родня наконец разошлась, Ренат рухнул на диван:
– Я с ног валюсь. Как ты это выдерживаешь каждые выходные?
– А что такого? – Александра невинно хлопнула ресницами. – Ты же сам говорил – для родни ничего не жалко. Кстати, милый, ты посуду помыл?
Через неделю ситуация повторилась. Только теперь Ренат встретил очередное «мы тут мимо проезжали» уже без энтузиазма. А когда Виктория Тимуровна привычно направилась к холодильнику, сын впервые в жизни преградил ей путь:
– Мам, давай в другой раз? Мы с Сашей собирались…
– Как в другой раз? – возмутилась Линда. – Мы же всегда…
– Вот именно! – впервые в голосе Рената зазвучали жёсткие нотки. – ВСЕГДА! Каждые выходные! Без предупреждения! Без звонка! Я даже не помню, когда мы с женой в последний раз просто отдыхали вдвоём!
– Сынок, – ахнула Виктория Тимуровна, – да что же это она с тобой сделала? Совсем тебя настроила против родни!
– Она? – Ренат горько усмехнулся. – Она просто показала мне, каково это – быть прислугой в собственном доме. И знаете что? Мне не понравилось. Совсем не понравилось.
– Неблагодарный! – всплеснула руками мать. – Мы к нему всей душой…
– Давайте так, – Ренат устало потёр переносицу. – Хотите в гости – звоните заранее. Договариваемся о времени. Приносите что-нибудь к столу. Помогаете по хозяйству. Как нормальные люди.
– Да как ты можешь! – задохнулась от возмущения Линда. – Так не принято!
— У нас теперь принято!
Родственники ушли обиженные. Зато в квартире впервые за два месяца воцарилась блаженная тишина.
Через полгода их семейная жизнь изменилась до неузнаваемости. Нет, первое время все так же ломились в дверь, когда вздумается, но Ренат и Александра теперь вместе держали оборону и не пускали тех, кто не договаривался о своём приезде заранее. Но и сами они всегда звонили заблаговременно, если им нужно было зайти к кому-то из родни. И оказалось, что так было удобней всем.
Александра всерьёз задумалась о том, что раньше все старались первыми набежать на родню, чтобы не пришли к ним. А оказалось, что можно как-то по-другому.
Виктория Тимуровна научилась звонить заранее: «Сашенька, мы с девочками в субботу собираемся пирожки печь. Присоединишься?» Тарас стал приносить к столу свой фирменный плов. Даже Линда, поворчав для порядка, втянулась в новый формат встреч – особенно когда поняла, что и к ней теперь тоже не вламываются без предупреждения.
Ренат с улыбкой наблюдал, как жена учит его родню готовить любимые блюда её семьи. Как мама с восторгом записывает рецепт сватьиных пирогов. Как сёстры обмениваются кулинарными секретами…
Конечно, оставались ещё те, кто считал, что им разрешение на визит не нужно. Александра всерьёз подозревала, что они когда-то и ввели такой странный уклад, а теперь отказывались принимать изменения.
— Ловко ты это придумала, – Ренат улыбался, вспоминая, как разрывался между кухней и гостями. — Ролями поменяться.
– Да ничего я не придумывала, просто устала так, что хоть из дома сбегай, вот и сбежала. Потом уже, посмотрев на твоё возмущение, поняла, что с этим можно сделать, – Александра устроила голову у него на плече. – На самом деле, я очень боялась, что ты вспылишь, мы поссоримся… Только мне уже… Ну, я уже даже к этому была готова. Хоть развод, только не эта бесконечная карусель.
Оказалось, что два разных уклада, две семейные традиции вполне могут не просто ужиться, а создать что-то новое, особенное. Нужно было только научиться слышать и уважать друг друга. И, конечно, вовремя сказать «нет», когда старые привычки норовят разрушить хрупкое семейное счастье.
А главное – они наконец-то научились просто быть вдвоём. Ведь иногда для семейного счастья нужно совсем немного: возможность проснуться в выходной, когда хочется, и точно знать, что никто не позвонит в дверь со словами: «А мы тут мимо проезжали…»