Каждый водитель со стажем знает, что неисправное сцепление — это проблема, которую лучше выявить заранее. Современные водители часто полагаются на автосервисы и технические центры, чтобы определить износ сцепления, но наши деды и отцы, водившие «Жигули» и «Москвичи», знали, как проверить его самостоятельно, не выходя из машины. Этот проверенный временем способ помогал им вовремя диагностировать поломку, а мы, современная молодёжь, с гаджетами в руках, его почему-то забыли. Сегодня вернёмся к основам и вспомним этот старый, но надёжный метод.
Почему важно проверять сцепление?
Прежде чем перейти к самому методу, давайте разберём, почему важно следить за состоянием сцепления. Этот узел — один из ключевых в автомобиле, так как отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач.
Если сцепление изнашивается, начинаются проблемы с переключением скоростей, автомобиль может начать «буксовать» или, что хуже, вообще не тронется с места.
Игнорировать признаки неисправного сцепления опасно: в один момент вы просто не сможете тронуться с места или переключиться на нужную передачу. А это не только грозит неприятностями на дороге, но и может стать причиной аварийной ситуации. Но как понять, что сцепление «умирает», не снимая коробку передач и не оценивая визуально снятый комплект диска и корзины?
Признаки того, что сцепление на исходе
Прежде чем приступить к проверке, стоит обратить внимание на несколько типичных признаков, которые могут свидетельствовать о проблемах со сцеплением:
-
Пробуксовка при наборе скорости. Если при нажатии на газ обороты двигателя растут, но машина разгоняется медленно — сцепление может проскальзывать.
-
Сложности с переключением передач. Если передачи включаются с трудом, или рычаг коробки передач «залипает», это может быть сигналом износа сцепления.
-
Педаль сцепления «берёт» слишком высоко. Чем выше приходится поднимать ногу для того, чтобы тронуться с места, тем ближе сцепление к замене.
-
Запах гари. Если после интенсивной поездки вы чувствуете характерный запах палёного — это может быть следствием проскальзывающего сцепления.
Теперь, когда мы знаем, на что обратить внимание, давайте перейдём к самому простому способу проверки сцепления — тому самому, который использовали наши отцы и деды.
Тот самый дедовский способ проверки сцепления
Этот метод не требует сложных инструментов, не нужно вывешивать автомобиль на подъёмник или снимать коробку передач. Всё, что вам понадобится — это ваше внимание и немного времени.
Шаг 1: Прогрейте двигатель
Первый шаг — это запуск двигателя и его прогрев до рабочей температуры. Почему это важно? Прогретый двигатель работает стабильно, а все элементы автомобиля, включая сцепление, находятся в условиях, близких к реальным дорожным ситуациям.
Шаг 2: Найдите ровную поверхность
В идеале для проверки сцепления вам понадобится ровная площадка, где нет наклона. Это позволит исключить влияние уклона дороги на поведение автомобиля во время теста.
Шаг 3: Включите третью передачу
Теперь переходим к самому тесту. Выжимаете педаль сцепления и включаете третью передачу. Да, именно третью, а не первую, как могли бы подумать. Это старый способ, который позволяет сразу же создать серьёзную нагрузку на сцепление и проверить его «на прочность».
Шаг 4: Плавно отпускайте сцепление
Теперь, удерживая машину на тормозе или ручнике, начинайте плавно отпускать педаль сцепления, не прибавляя газа. Что должно произойти? В исправном автомобиле двигатель заглохнет, и это будет признаком того, что сцепление справляется со своей задачей: крутящий момент не передаётся, и двигатель просто глохнет от перегрузки.
Шаг 5: Анализ результата
Теперь возможны два варианта:
-
Двигатель заглох. Если при плавном отпускании сцепления на третьей передаче двигатель заглох — это хороший признак. Сцепление ещё «живое» и справляется с нагрузками. Можно немного расслабиться и не переживать о том, что оно выйдет из строя в ближайшие недели.
-
Двигатель продолжает работать. Если двигатель не глохнет и машина даже не пытается тронуться, но двигатель продолжает работать — это сигнал к тому, что сцепление пробуксовывает. Скорее всего, оно изношено и нуждается в замене.
Почему этот метод эффективен? Включение третьей передачи сразу создаёт высокую нагрузку на сцепление. В нормальных условиях при движении на третьей передаче требуется значительное усилие для того, чтобы автомобиль тронулся с места. Если сцепление изношено, оно не сможет передать крутящий момент в полном объёме, и автомобиль либо останется на месте, либо двигатель продолжит работать без нагрузки. В случае исправного сцепления двигатель попросту заглохнет, не выдержав нагрузки.
Если тест показал, что сцепление не в порядке, не откладывайте визит в автосервис, если не в силах выполнить данный ремонт своими силами. Процесс замены сцепления — это трудоёмкая операция, которая требует снятия коробки передач, но лучше заняться этим заранее, чем оказаться на обочине зимой, когда машина откажется ехать. Износ сцепления может только усугубляться, особенно при агрессивной езде или в условиях городской толкучки, где частые старты и остановки создают дополнительную нагрузку на узел.