В современных легковых автомобилях вентилятор охлаждения двигателя в 80% случаев идет электрический. ТО есть он никак не связан с двигателем, ни ремнями, ни какими либо муфтами. Включается он только тогда — когда двигатель набрал определенную температуру, примерно в 92 – 96 градусов (у разных производителей по-разному). И вот ситуация — вы приехали к месту назначения, а охлаждение работает, то есть крутиться вентилятор (например — в жару). Можно ли глушить двигатель в таком случае или нет? Или стоит подождать, пока он остановится? Давайте разбираться …
Работает вентилятор
Хочу отметить — что на коммерческой технике (и на объемных автомобилях), банально на той же ГАЗЕЛИ, вентилятор может работать по другой схеме, например через вискомуфту. Здесь летом вентилятор может почти всегда находиться в зацеплении, и работать почти всегда. Делается это для лучшего охлаждения, ведь коммерческая техника зачастую может возить грузы. А поэтому разогрев двигателя очень большой и быстрый
Принцип работы на легковых автомобилях
Здесь нет такой потребности в постоянном охлаждении. Некоторые автомобили даже летом, редко подключают свой электрический вентилятор (если только на улице крайняя жара).
Работает это просто:
— Около радиатора двигателя размещается вентилятор, обычно электрический.
— В систему охлаждения устанавливается датчик температуры, который срабатывает только при 92 – 96 градусах Цельсия. А до этой температуры, например при 80 – 90 градусах срабатывания не происходит. Стоит отметить — что набегающего потока воздуха, при движении автомобиля бывает вполне достаточно (особенно на трассе).
— Если двигатель набрал температуру в 92 – 96 градусов, происходит срабатывание. Вентилятор начинает работать с большими оборотами, эффективно охлаждая радиатор автомобиля. Соответственно температура охлаждающей жидкости также падает, причем достаточно быстро
Таким образом — сохраняется рабочий баланс температуры, мотор не остывает сильно, но и не перегревается (что для двигателя чревато критическими поломками)
Ехали, заработал вентилятор – заглушили мотор
Чем это может обернуться? Например, на улице жара – вентилятор только начал работать (то есть прогрелся до 96 градусов). А вы приехали на место и заглушили мотор.
Работа вентилятора — охлаждения мотора
В старых автомобилях эта проблема не была решена. Потому как часто связь вентилятора была механическая с двигателем (например, через ремень). Из-за остановки вентилятора, а также остановки циркуляции антифриза или тосола в системе. Температура могла подрасти с 96 до 101 и даже более градусов (это могло плохо повлиять на геометрию цилиндров). Двигатель горячий, ему нужно охлаждение – но ни циркуляция, ни вентилятор не работают.
Конечно раньше, сами ставили – дополнительные помпы, либо турботаймеры. Которые давали двигателю (а также турбине), остыть до нужной температуры, а только потом двигатель автоматически останавливался. Даже если водитель ушел и поставил машину на сигнализацию.
НО сейчас, в современных автомобилях – эта проблема решена!
Работает это следующим образом: Если вы передвигались, двигатель разогрелся до 96 и более градусов, сработал вентилятор. А вы уже заглушили мотор. То вентилятор все равно работает, до определенной температуры охлаждающей жидкости (датчик температуры, кстати, тоже передает значение).
Поэтому зачастую вы глушите машину, а вентилятор работает еще несколько секунд или минут. Этого вполне достаточно.
Сейчас вентиляторы очень мощные, а радиаторы достаточно тонкие чтобы его эффективно обдуть и охладить жидкость за минуту – две.
Да помпа не работает, не гоняет антифриз — потому как, зачастую она механическая и связана с «коленвалом» двигателя. И когда мотор останавливается, то прокачка также встает.
Но охлаждение жидкости в радиаторе, вполне достаточно, чтобы убрать излишнюю температуру из системы. То есть ничего страшного не произойдет.
Про затяжные подъемы
Отдельно хочу выделить ситуацию затяжных подъемов. Например — вы в горах (есть большие серпантины), в путешествии, автомобиль загружен семьей и вещами (то есть большой вес).
Так как мотор будет практически всегда перегреваться, то вентилятор будет постоянно «молотить», ему банально сложно, и он на это не рассчитан.
Тогда после преодоления подъема, не глушите сразу автомобиль — дайте ему лучше остыть, пусть постоит в рабочем состоянии пока не отключиться вентилятор. Будет только плюс для вашего мотора.
Однако, как правило такие подъемы достаточно редкие и в обычном городском режиме практически не встречаются.
Кондиционер и вентилятор
Еще один момент — когда вы включаете кондиционер или климат-контроль в жару. У вас сразу начинает работать вентилятор двигателя.
В этом случае также можно сразу глушить или нет?
Конечно можно – рядом с основным радиатором, располагается радиатор (или правильно сказать конденсатор) кондиционера. Вентилятор включается только потому, что улучшает «конденсирование» фреона в системе. Чтобы не забивать вам голову, улучшает работу кондиционера.
Для охлаждения мотора, это наоборот хорошо. Его температура в жару будет намного меньше, ведь вентилятор работает постоянно, для лучшей работы кондиционера.
Если в этом случае вы заглушите мотор — тогда процесс конденсации остановится (перестанет работать кондиционер). А антифриз в двигателе итак охлажденный.