Добрый день, господа автомобилисты. Тема будет полезна тем, кто продолжает эксплуатировать автомобили с механической коробкой передач, несмотря на тенденцию к переходу на АКПП. Возможно, в далёком будущем машин с механикой совсем не останется и весь мир будет ездить исключительно на «автоматах», но пока что есть еще очень много приверженцев классических коробок переключения передач, где нужно всё контролировать самостоятельно и выбирать передачу должен водитель в зависимости от реальных дорожных условий и оборотов двигателя.
Сами по себе механические коробки достаточно надежны и в сравнении с другими типами трансмиссии, являются наиболее отказоустойчивыми. Зачастую, МКПП служат даже дольше, чем сам мотор, и таких примеров полным полно, даже если взять вазовскую «классику», где КПП без ремонта ходили по 600 тысяч, в то время как моторы едва доживали до трёх сотен. Однако, если не соблюдать некоторых важных правил, и делать то, о чём я расскажу подробно ниже по ходу статьи, то можно погубить свою МКПП раньше времени, причём, сократить срок эксплуатации можно существенно.
Сейчас я предлагаю подробно остановиться на самых глупых, но в то же время серьёзных ошибках при эксплуатации автомобиля на МКПП, которых вы должны постараться избегать. Особенно обидно за реально опытных водителей, которым порой так и хочется сказать: «Стыдно, товарищи. Всю жизнь за рулём и не знать элементарного». Довольно лирики, давайте к делу.
Ошибка номер «Раз» — Длительный выжим сцепления. Когда это происходит чаще всего и почему это вредит коробке? Когда вы останавливаетесь в городской потоке, к примеру, чтобы дождаться разрешающего сигнала светофора. Очень многие совершают ошибку — не переводят рычаг КПП в положение «нейтрали», а продолжают стоять с выжатой педалью сцепления, пока не загорится «зеленый».
Почему так делать крайне не рекомендуется? Ответ прост: при выжиме педали сцепления происходит задействование многих деталей, начиная от гидравлического цилиндра сцепления (либо троса — в зависимости от конструкции) и заканчивая выжимным подшипником и корзиной сцепления. Все упомянутые выше элементы не рассчитаны на длительную работу под нагрузкой, соответственно, чем чаще всё это будет задействовано, тем быстрее конкретные детали выйдут из строя.
Ошибка номер 2 — Длительно удерживать руку на рычаге переключения. Это еще один случай, когда безобидное на первый взгляд действие может привести к серьёзным последствиям и ремонту дорогостоящего агрегата. Почему нельзя держать руку на рычаге переключения, если в этом нет необходимости? Дело в том, что давление руки передается на вилки переключения КПП, а это способствует преждевременному износу вилок.
Как это происходит? Достаточно просто посмотреть, как между собой связаны и функционируют кулиса с тросами или тягами, рычаг МКПП и механизм переключения и лишние вопросы отпадут сами собой.
Третья ошибка — удерживание автомобиля на подъёме при помощи сцепления. Если кто-то не понял, то речь идёт о следующем: например, вы стоите на подъёме в колонне и вместо того, чтобы выключить передачу и просто держать автомобиль «на тормозе», выжимаете сцепление и начинаете его постепенно отпускать, тем самым удерживая машину таким образом от отката назад.
Делать этого нельзя не только с точки зрения безопасности, но и из-за того, что помимо износа деталей сцепления, которое будет пробуксовывать фактически, происходит повышенная нагрузка на маховик и сам двигатель. При регулярном повторении подобных трюков, можно попасть на серьёзный ремонт, который сильно ударит по кошельку.
Ошибка №4 — недостаточный выжим «сцепления». Есть немало водителей, которые почему-то настолько спешат при переключении, что не удосуживаются полностью до конца выжать педаль сцепления. Что происходит в такой момент? Тут всё логично — двигатель и трансмиссия не разъединены, а значит в момент переключения передачи, шестерни не будут остановлены синхронизаторами и продолжат вращаться, что приведёт к характерному хрусту.
Если пренебрегать этими характерными звуками и продолжать подобные ошибки на регулярной основе, то синхронизаторы в один момент не скажут вам спасибо и попросятся на замену. Как вы об этом узнаете? Да всё по тому же отчётливому хрусту при попытке переключится с одной передачи на другую, только теперь это будет происходить не из-за неполного выжима, а из-за изношенных «синхронов».
Ошибка №5 — неправильное включение задней передачи. Несмотря на то, что задняя передача используется не так часто, тем не менее — «убить» коробку из-за ошибки её включения более чем реальный исход событий. Как это вообще возможно? А вот вам простой пример. Если вы на полном ходу вдруг решите, что вам не нужно больше вперёд, а нужно назад, и попытаетесь «воткнуть» заднюю. На этом уже можно попрощаться с МКПП — таких случаев было немало. Но это не всё.
Также, особо вредны следующие действия для трансмиссии. Допустим, вы паркуетесь во дворе, и постоянно меняете направление движения, попеременно включая то переднюю передачу, то заднюю. В этом ошибки никакой нет, но если вы пытаетесь включить заднюю в тот момент, когда автомобиль еще полностью не остановился, то тут вас может ожидать неприятный сюрприз — хруст.
Даже в официальных руководствах по эксплуатации написано, что перед тем, как включить заднюю передачу, необходимо подождать хотя бы секунду после того, как автомобиль полностью остановится и лишь после этого можно переключать рычаг в положение «R».
Уверен, что большинство из читателей подобных ошибок не допускают, однако лишний раз напомнить об этом не помешает, я считаю. А уж новичкам информация точно будет полезной. Если тоже так считаете, можете поддержать лайком и подписаться на канал. До скорого.