Несмотря на эксклюзивное положение, а в 70-е годы ВАЗу оказывалось максимальное содействие, Волжский автозавод находился в весьма затруднительном положении. Составленные на пятилетку планы производства предусматривали выпуск новых моделей чуть ли не каждый год-два. А это сложная задача даже для громадных мировых автокорпораций.
Мало того, новая машина должна была быть лучше предыдущей модели
В результате ВАЗ пошел по пути наименьшего сопротивления. Вместо кардинальных изменений, в каждой последующей модели менялись лишь незначительные декоративные элементы на кузове и в салоне. Причем для большинства обывателей разницы между ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 не существовало. Но благодаря декору по документам это были разные модели. А значит, новинке присваивали дополнительную цифру в наименовании.
Отличия, конечно, были. Во-первых, на 013-й модели убрали «клыки» с бампера и на всю длину хромированной железки наклеили резиновую полоску. Поворотники под фарами стали оранжевыми, а «габаритки» спрятали внутрь корпуса фар. Чуть изменили рисунок воздухозаборника под решеткой радиатора. Во-вторых, у 013-й модели добавили молдинг на пороги, вентиляционную решетку на задние стойки и отражатели в задние фонари. Плюс шильдик на тыльной стороне кузова – Lada1200s.
Но больше всего изменений внутри салона. У ВАЗ-21013 другие сидения, они лучше и удобнее, во многом напоминают от 2103, но до них не дотягивают. Ручки-крутилки стеклоподъемников стали делать из пластика – сказывается мода на всеобщее внедрение пластика. Убрали хром с торпедо, плоскость заклеили пленкой под дерево. Навесили над лобовым стеклом новое зеркало заднего вида. Это из планов по дороботке безопасности новой модели.
В целом, ВАЗ-21013 делался, как экспортный вариант ВАЗ-21011.
У последней двигатель был на 1,3 л и выдавал 69 лошадок. На 013-ю поставили мотор 1,2 л и 64 л.с. Расход бензина вырос почти на пол-литра, а динамика разгона до сотни ухудшилась с 20 сек до 22 сек.
Спрашивается, зачем было делать машину с более худшим мотором. Все довольно просто, ВАЗ-21013 – это экспортная версия. У нее более качественные материалы отделки в салоне, симпатичнее выглядит передняя панель, удобнее посадка водителя на сидении. А еще под капотом было много узлов и деталей, сделанных в Венгрии и Югославии. То есть, и надежность мотора выше, и за границей проще достать запчасти, если понадобится.
Но главная хитрость — это налоги. Волжский автозавод намеренно уменьшил объем двигателя, чтобы снизить налоги с владельца ВАЗ-21013. И это, как ни странно, довольно успешно срабатывало. И не только за счет рекламы. Машины покупали за границей преимущественно из-за рекламы. Мол, это тот же Fiat 124, но сделанный в СССР, недорогой и удобный. И действительно схожесть с «итальянцем» была довольно сильной.
А еще руководство Волжского автозавода впервые испытало на практике «золотой принцип» экономики
Чтобы увеличить продажи, не нужно делать каждую последующую модель с принципиальными изменениями в конструкции и в двигателе. Нужно лишь добавить интересные фишки, сделать ее более привлекательной, создать образ более совершенной машины. И надо сказать, что на внутреннем рынке СССР это работало, как часы. Это вопрос престижа. Люди, у которых были свободные деньги, готовы были переплачивать очень серьезно за экспортную версию ВАЗ-21013, которая, по разговорам, лучше соседской ВАЗ-21011. Только ради статуса.
И такой финт с экспортными Жигулями Волжским автозаводом проделывался неоднократно. После ВАЗ-21013 еще была экспортные-люксовые «тройки – семерки», «шестерки». И всегда практика срабатывала. При том, что принципиальной разницы не было. Сейчас подобным образом поступают китайские производители. Кстати, подобную практику начал использовать и Fiat, правда, у итальянской корпорации изменения с каждой новой модели были глубже и нагляднее. Каждая модель получала немалый пакет обновлений по мотору и системам безопасности.