Появление румынской машины было во многом предопределено ситуацией в Европе. СССР, а также страны Варшавского Договора, в то время использовали преимущественно советскую автотехнику. То есть, на ГАЗ-69 ездили в Польше, в Германии, в Венгрии и Румынии. А вот запчасти поначалу возили из СССР, но затем разместили полноценное производство в румынском городе Кымпулунг-Мусчел.
У Румынии была очень неплохая инженерная база. Естественно, завод довольно быстро перешел от запчастей и ремонта, к полноценному производству своих версий ГАЗ-69.
Первым румынским вездеходом стал IMS 57, практически полная копия ГАЗ
Но полукустарного производства и с собственной версией двигателя. Облицовку машины делали выколоткой стальных листов на деревянных болванках. А мотор на 3,26 л и 50 л.с. собирали подбором узлов и деталей из оставшихся запчастей. Такая себе селективная сборка. При том, что Советский Союз никаких разрешений, лицензий или просто техдокументации румынам не предоставлял. Несмотря на множество насмешек и замечаний, машина оказалась невероятно выносливой и, что самое ценное, могла ездить на прямогонном бензине-сырце. А это топливо в Румынии тогда стоило на порядок дешевле обычного, примерно на уровне газировки.
Уже через два года «румыны» выпустили модернизированную версию вездехода IMS59 c полноценным мотором на 56 л.с. и с усиленной-модернизированной подвеской. В результате Румыния полностью отказалась от закупок советского ГАЗ-69, плюс довольно быстро еще раз модернизировала свой вездеход. Теперь, у модели IMS М59B стоял мотор на 70 л.с., который потреблял на 20% меньше топлива, чем советская экспортная версия ГАЗ-69. У советской машины был мотор на 66 л.с. и потреблял до 18 л бензина. И все из-за полного привода и отсутствия понижающей передачи. Правда, у румынской машины тоже ее не было.
В 1961 завод выдал новую версию внедорожника, теперь под официальным брендом ARO–M461C. Старую трехступенчатую коробку ГАЗ-69 заменили на новую на 4 ступени. Плюс появились дизельные версии на 2,1 л и 62 л.с. производства Пежо.
Внедорожники ARO начали очень быстро продаваться на экспорт в Китай, в Южную Америку и страны Европы
Интересно, что румынская машина по потребительским качествам была лучше ГАЗ-69, который так и остался вездеходом для нужд страны с минимальным уровнем комфорта. Хотя, в то время, ARO – M461C по внешнему виду все еще оставался клоном ГАЗ-69.
Уже в начале 70-х продажи советского вездехода начали «проседать», несмотря на то, что машина стояла гораздо дешевле румынской. Просто ГАЗ-69 технически остался в середине 50-х. Да и потом, Европа ценила высокий уровень комфорта. К тому же у ARO – M461C стояла пружинная независимая подвеска, тогда как ГАЗ-69 все еще оставался на рессорах. И еще одно, у румынской машины стояла 4-х ступенчатая коробка с полным набором синхронизаторов. Так что качество и надежность трансмиссии было более высоким.
Вскоре, в середине 70-х, ГАЗ-69 полностью убрали с рынка и сняли с производства. Ему на смену пришел новый УАЗ-469 с мотором на 72 л.с., двумя синхронизированными передачами в четырехступенчатой коробке и опять же с рессорами.
Румынские автопроизводители ответили новым ARO-241
Конструктивно он был похож на УАЗ по компоновке трансмиссии, но в остальном это была уже совершенно другая машина, с более мощным мотором на 80 л.с. И опять же, гораздо более интересным дизайном, а высокому уровню комфорта способствовало укреплению репутации и расширению продаж. Мало того, румынские производители изменили подход к конструированию кузова. Благодаря использованию трубчатого каркаса можно было довольно просто менять версии: делать открытые машины, универсалы со съемной крышей, цельнометаллической или складной брезентовой.
Интересно, что румынские разработчики не стали почивать на лаврах и сделали новый вездеход ARO-244
Теперь уже с разными моторами. Кроме уже традиционных дизелей на 75 л.с. ставились турбированные версии на 95 л.с., сверхмощные моторы Крайслера и Тойоты на 120–140 л.с. В принципе, объемы производства были невелики. Любая компания, торгующая автомобилями, могла заказать партию ARO в конкретной комплектации с определенным типом кузова и мотора. Что, в принципе, и сделало бренд очень популярным в Европе.