ЛАЗ-697 – классический львовский туристический автобус

Всем привет!

Мы привыкли к классическим львовским автобусам, среди которых ЛАЗ-695 для городских и пригородных маршрутов и ЛАЗ-699 для междугородних перевозок. Но в это семейство входил и туристический автобус ЛАЗ-697. О нем-то я сегодня и расскажу.

Выпуск нашего героя начался в 1959 г. Автобус был унифицирован со старшим собратом ЛАЗ-695 – та же ходовая часть, тот же сварной кузов и то же заднее расположение мотора от грузовика ЗИЛ-164, объемом 5,5 л и мощностью 109 л. с. Однако первое, что бросается в глаза – единственная передняя ручная дверь и багажное отделение под полом салона. Это говорит об ином предназначении машины: если собрат был сугубо городским, то модель 697 была туристической, а также могла работать на коротких междугородних маршрутах.

Ранний ЛАЗ-697

Это подчеркивал и салон автобуса: в нем 33 сидячих места с высокими откидными спинками, а над ними багажные полки, внизу которых установлены индивидуальные светильники и воздуходувки.

Салон ЛАЗ-697

ЛАЗ-697 модернизировался параллельно с собратьями. Первая модернизация произошла в 1961 г., и автобус стал обозначаться ЛАЗ-697Е. Как и модель 695Е, он получил двигатель от ЗИЛ-130, 6-литровый и 150-сильный.

ЛАЗ-697Е

В таком виде он выпускался до 1969 г., после чего последовал «переход» к следующей версии: новый ЛАЗ-697М отличался кузовом без окон на потолке, однако передок и светотехника оставались прежними.

ЛАЗ-697М

В 1974 г. снова произошла параллельная модернизация двух моделей автобусов, и тогда туристический транспорт получил «плоские» очертания кузова и небольшой «козырек» над передним стеклом, а в 1977 г. и новую светотехнику, отвечающую европейским требованиям. Некоторые машины имели также две двери вместо одной.

ЛАЗ-697Н

Последняя же модернизация произошла в 1978 г., уже параллельно с улучшением междугороднего ЛАЗ-699. Кузов и светотехника стали унифицированными, была улучшена вентиляция салона, а благодаря повышенной антикоррозийной стойкости кузова средний срок службы машины удалось увеличить. В таком виде автобус стал обозначаться ЛАЗ-697Р:

Последняя версия выпускалась до 1982 г., после чего заводчане стали уделять больше внимания междугороднему «Туристу». Но в 1985 г. в честь 27го съезда КПСС была выпущена небольшая партия «люксовых» ЛАЗ-697Р, которые, впрочем, после знаменательного события затерялись.

ЛАЗ-697 активно работал и на пригородных, и на туристических, и на междугородних перевозках. Но поскольку окончание производства автобуса было ранним (по сравнению с собратьями), то после развала СССР встречались намного реже, а в нынешнем столетии и вовсе полностью выработали свой ресурс. Но память о них стараются сохранить в том числе через памятники, один из которых установлен в Новосибирске:

Ну и конечно, экземпляр ЛАЗ-697М был восстановлен и сохранен в одном из московских музеев:

ЛАЗ-697 – важный для СССР автобус, который не отличился долголетием по сравнению с пригородными и междугородними машинами, но достоин не меньшего уважения. И вот памятники и музейные экспонаты не дают забыться ни модели, ни заводу, ни временам выпуска этих машин.

Бывали ли такие автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все.

Оцените статью
ЛАЗ-697 – классический львовский туристический автобус
Моль покинула шкафы, затхлость покинула дом: турецкая магия свежести в 3 минуты!