Высокий расход моторного масла – это неприятная и довольно частая проблема, с которой сталкиваются владельцы автомобилей, причём это не всегда качается исключительно владельцев старых машин с большим пробегом, нередко с масложором сталкиваются и владельцы новых автомобилей с «особенным» конструктивом двигателей.
В некоторых случаях двигатель может «съедать» более литра масла на тысячу километров пробега, что не только ощутимо бьёт по карману, но и может привести к серьезным поломкам. Обычно эта ситуация сопровождается появлением характерного синеватого дыма из выхлопной трубы, но бывает и так, что расход масла заметен, а дыма из выхлопной трубы нет. Почему так происходит? Давайте разбираться.
Причины расхода масла без видимого дыма
1. Утечки масла через прокладки и сальники
Если двигатель расходует масло, но из трубы не идёт сизый дым, в первую очередь стоит проверить герметичность системы. Со временем резиновые уплотнители теряют эластичность, и масло начинает просачиваться через:
-
Сальники коленчатого и распределительного валов
-
Прокладку поддона двигателя
-
Уплотнения клапанной крышки
Чтобы проверить этот вариант, достаточно оставить автомобиль на ровной поверхности на несколько часов, а затем осмотреть место стоянки. Если под машиной появляются масляные пятна, причина найдена. Также стоит заехать на подъёмник и тщательно осмотреть мотор.
2. Изношенные маслосъёмные колпачки
Маслосъёмные колпачки регулируют подачу масла на клапаны. Со временем они теряют эластичность, и масло начинает попадать в камеру сгорания. Однако в отличие от проблем с поршневыми кольцами, сизый дым появляется не всегда. Характерные признаки:
-
Дымление при холодном запуске двигателя
-
Повышенный расход масла
-
Дымность при резком ускорении или торможении двигателем
Если маслосъёмные колпачки сильно изношены, они требуют замены. Этот процесс не всегда требует разборки двигателя, но в некоторых особых случаях без снятия головки блока цилиндров не обойтись.
3. Каталитический нейтрализатор – ловушка для дыма
Современные автомобили оборудованы каталитическим нейтрализатором, который служит для очистки выхлопных газов. Если двигатель начал сжигать масло, катализатор может «ловить» продукты его сгорания, не давая дыму выходить наружу. Это создает иллюзию нормальной работы двигателя, но при этом расход масла продолжает расти.
Катализатор способен задерживать продукты сгорания масла вплоть до расхода в 1 литр на 1000 км. Однако со временем он забивается, и это приводит к:
-
Снижению мощности двигателя
-
Росту расхода топлива
-
Повышенной нагрузке на двигатель
Если расход масла высокий, но дыма нет, стоит проверить состояние катализатора. В некоторых случаях его очистка помогает, но при серьезных загрязнениях потребуется замена.
4. Проблемы с системой вентиляции картерных газов
Картерные газы образуются в процессе работы двигателя и отводятся через систему вентиляции. Если эта система засоряется или клапан выходит из строя, давление внутри двигателя растёт, и масло начинает просачиваться в воздухозаборник. В таком случае:
-
Масло оседает в воздушном фильтре
-
Возникают подтеки во впускном тракте
-
Повышается расход масла
Проверить клапан вентиляции картерных газов можно самостоятельно – инструкция для большинства автомобилей доступна в интернете. Если система неисправна, ее стоит прочистить или заменить проблемные элементы.
5. Особенности двигателя
Некоторые моторы с завода расходуют больше масла, чем другие. Например, двигатели с турбонаддувом могут иметь повышенный масложор из-за работы турбины, а двигатели с большим пробегом – из-за естественного износа. В таких случаях важно регулярно проверять уровень масла и использовать качественные смазочные материалы.
Как определить причину и что делать?
Если ваш двигатель начал активно потреблять масло без видимых следов дыма, вот алгоритм действий:
-
Осмотрите мотор на утечки – обратите внимание на пятна масла под машиной.
-
Проверьте воздушный фильтр – если он в масле, проблема может быть в системе вентиляции картерных газов.
-
Обратите внимание на поведение двигателя – если дым появляется только при запуске или после длительной работы, возможна проблема с маслосъёмными колпачками.
-
Загляните в катализатор – при больших пробегах он может быть забит продуктами сгорания масла.
-
Сделайте диагностику – компьютерная диагностика поможет выявить ошибки в работе двигателя.
Расход масла без явного появления дыма – это тревожный сигнал, который нельзя игнорировать, ведь подобное «попустительство» может плохо кончиться в итоге. Причины расхода могут быть разными: от небольших утечек до серьёзных проблем с поршневой группой или катализатором. Чем раньше вы разберётесь с причиной, тем дешевле и проще будет ремонт. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться в сервис – профессиональная диагностика поможет избежать серьёзных поломок.
Следите за состоянием двигателя, используйте качественные масла и вовремя обслуживайте автомобиль – и тогда ваш мотор прослужит вам долгие годы без неприятных сюрпризов!