Среди старожилов, еще заставших советский автопром, бытует мнение, что 412-й Москвич был одним из лучших легковых автомобилей. И, в принципе, это реально добросовестно спроектированное авто, которое делали без оглядки на «Жигули». Старались сделать максимально просто и надежно.
Марка АЗЛК М-2140 продавалась гораздо дешевле любых ВАЗ
И это добавляло популярности модели. При том, что уже тогда многие автолюбители считали дизайн машины несколько устаревшим, Москвич все равно пользовался спросом, но преимущественно у жителей некрупных городков, райцентров и поселков городского типа.
М-2140 был тяжелее, чем «Жигули», но благодаря мощному двигателю на 1,5 л и 75 л.с., ездил гораздо увереннее тольяттинских машин. Неразрезной мост, рессорная подвеска и более глубокие передачи делали М-2140 практически незаменимым за пределами большого города. А зимой на Москвиче можно было ездить по гололёду и снегу, как на кроссовере. Трансмиссия вытягивала без проблем. Нужно было лишь слегка нагрузить багажник. Например, забросить мешок с песком, и на обледенелой дороге Москвич держался не хуже машин с передним приводом.
А еще у М-2140 был очень прочный кузов
Обычно в багажник можно было грузить до 400 кг, и это с четырьмя пассажирами в салоне. Максимально М-2140 мог вытянуть до 700 кг груза плюс вес самого водителя. При этом Москвич был гораздо безопаснее Жигулей.
И при надлежащем уходе и регулярной обработке кузова, машины сохранялись по 20–25 лет. Интересно, что в действительности Москвич начинал покрываться коррозией, только после 6–7 лет постоянной ежедневной эксплуатации. Кстати, подвеска у Москвич 2140 была исключительно надежной и выносливой. Шаровые, пружины, резинки стабилизаторов «выхаживали» по 120 тыс. км.
Еще один пример выносливости Москвича – это крыша, точнее, багажник на крыше. Сейчас мало кому придет в голову грузить на крышу легкового автомобиля что-нибудь тяжелое. На М-2140 можно установить полноценный багажник и разместить до 150 кг груза. И даже после этого машина не теряла в управляемости, и можно было без проблем проходит крутые повороты и маневрировать.
Двигатель Москвича 2140 был тяжелее, чем у Жигулей, не такой приемистый и экономичный, как ВАЗ
Но зато в него можно было заливать практически любой бензин. Мотор терял часть мощности, сильно грелся, но не клинил. А еще у М-412 была уникальная возможность ремонтировать гильзы. Они были мокрого типа, съемные. Можно было снять, расточить в ближайшей мастерской или заменить новыми. Комплекты для гильзовки продавались в автомагазинах, и их можно было поставить даже в условиях гаража. То есть, Москвич -2140 мог легко пройти до 350 тыс. км. И это при том, что в мотор М-2140 заливали самое доступное моторное масло, какое только можно было купить.
Кстати, в 80-х АЗЛК начал выпускать дефорсированную версию Москвич-2140 с мотором на бензин А-76. Идея была неплохая, но мотор развивал по паспорту всего 68 л.с., и этого было недостаточно для нормального движения. А если учесть, что А-76 еще и разбавляли на заправках, то удивительно, что М-2140 вообще мог завестись, а потом еще и как-то двигаться на этом топливе.
Единственной проблемой М-2140 была трансмиссия
Точнее, неудачная система переключения передач на четырехступенчатой коробке. Ручка переключала скорости посредством двух металлических штоков, действующих на головку вала. Конструкция была очень простая, но ее нужно было постоянно регулировать и настраивать. Иначе могла не включиться первая скорость или пропасть третья. Кроме того, нужно было правильно отрегулировать ход вилки сцепления и еще с пяток точек настройки, которые нужно было не просто знать, а понимать на уровне интуиции сам процесс калибровки.