– Свадьба подождёт, юбилей твоего брата важнее, – заявила мать за неделю до торжества.
Алина застыла с чашкой чая в руках. Ей показалось, что она ослышалась.
– Мам, ты это серьёзно сейчас? – в её голосе звучало недоумение.
– Абсолютно, – кивнула Нина Петровна, невозмутимо намазывая масло на хлеб. – Юбилей Максима – пятьдесят лет, между прочим! – через неделю. Сколько раз в жизни у человека бывает пятидесятилетие? А свадьбу можно и перенести.
Алина поставила чашку на стол так резко, что чай выплеснулся на скатерть.
– Свадьба через неделю, мама! Всё оплачено, гости приглашены, и ты хочешь, чтобы я всё отменила из-за того, что Максим внезапно решил устроить день рождения?
– Не день рождения, а юбилей, – строго поправила мать. – И не внезапно. Я тебе говорила об этом ещё месяц назад.
– Нет, мама, не говорила, – Алина начала закипать. – Иначе я бы запомнила такое. Я помню только, что ты упоминала, что у Максима в августе день рождения, но про конкретную дату речи не было.
– Ну так вот, теперь говорю, – Нина Петровна пожала плечами. – У Максима юбилей, и вся семья должна быть там.
Алина почувствовала, как внутри нарастает знакомое раздражение. Всегда так – брат на первом месте, она на втором. Вечно второстепенная, вечно та, чьи интересы можно отодвинуть ради «более важных» дел.
– Мама, я не буду переносить свадьбу, – отчеканила она. – Мы с Димой ждали этого дня больше года. Всё спланировано, всё оплачено. Я не могу и не хочу ничего менять.
– Алина, ты эгоистка, – мать поджала губы. – Брат для тебя ничего не значит, да?
– При чём тут это? – Алина всплеснула руками. – Я люблю Максима, ты же знаешь. Но моя свадьба – это моя свадьба! Почему он не может перенести свой юбилей?
– Потому что юбилей в день рождения празднуют, а не когда вздумается, – отрезала Нина Петровна. – Послушай, Максим специально снял ресторан, пригласил всех родственников, даже тётя Клава из Новосибирска приезжает. А ты хочешь всё испортить своим эгоизмом.
Алина глубоко вдохнула, стараясь успокоиться. Говорить с матерью в таком тоне бесполезно, она только ещё больше упрётся.
– Мама, – сказала она почти спокойно. – Я ничего не порчу. Просто наши мероприятия совпали по датам. И я не виновата в этом. Мы с Димой объявили о своей свадьбе полгода назад, разослали приглашения два месяца назад. Почему Максим не учёл это, планируя свой юбилей?
– А почему он должен был учитывать твои планы? – возмутилась мать. – Ты же не спрашивала его, когда выбирала дату свадьбы!
Алина только руками развела:
– Потому что я не знала и не могла знать, что он соберётся праздновать юбилей именно в этот день! Это же не круглая дата типа двадцати или тридцати лет, когда все обычно устраивают пышные торжества. Я думала, он как обычно посидит с друзьями в кафе или на даче.
– Вот именно! – торжествующе воскликнула Нина Петровна. – Ты даже не подумала о брате, когда выбирала дату. А ему полвека исполняется, между прочим. Значимая дата!
Алина устало потёрла виски. Этот разговор ходил по кругу, и выхода из него не предвиделось.
– Я позвоню Диме, – сказала она наконец. – И Максиму. Надо всё обсудить.
– Правильно, – кивнула мать. – Позвони Максиму и извинись за то, что так получилось. Думаю, он поймёт. А с Димой вы найдёте другую дату. Осень – прекрасное время для свадьбы.
Алина только покачала головой и вышла из кухни. Договариваться с матерью было бесполезно.
В комнате она плюхнулась на кровать и набрала номер жениха.
– Дим, привет, – сказала она, как только он ответил. – У нас проблемы.
– Что случилось? – сразу встревожился Дима.
– Мама только что сообщила мне, что у Максима юбилей в тот же день, что наша свадьба. И требует, чтобы мы перенесли торжество.
– Что? – Дима не сразу осознал услышанное. – Но как… почему так поздно? Мы же давно всё спланировали!
– Вот и я о том же, – вздохнула Алина. – Она говорит, что предупреждала меня месяц назад, но я точно помню, что никаких конкретных дат не называлось.
– И что теперь делать? – голос Димы звучал растерянно. – Мы же всё оплатили, всех пригласили. Мои родители из Владивостока прилетают, специально взяли отпуск.
– Я знаю, – Алина почувствовала, как к горлу подступают слёзы. – Я не хочу ничего переносить, но мама уже записала меня в эгоистки, которым плевать на родного брата.
– Слушай, а может, поговорить с братом напрямую? – предложил Дима после паузы. – Мне кажется, он более адекватный, чем… – он запнулся, не желая говорить плохо о будущей тёще.
– Чем моя мама, – закончила за него Алина. – Да, Максим обычно понимающий. Но даже если он согласится, мама всё равно будет давить. Ты же знаешь, какая она.
– Знаю, – вздохнул Дима. – Но попробовать стоит. Хочешь, я с ним поговорю?
– Нет, я сама, – решительно сказала Алина. – Это моя семья, мне и разбираться.
Попрощавшись с Димой, она набрала номер брата. Максим ответил почти сразу.
– Привет, сестрёнка! Как дела свадебные? Волнуешься?
Его бодрый тон немного успокоил Алину. Она постаралась говорить как можно более непринуждённо:
– Привет, Макс. Вообще-то я звоню как раз об этом. Мама сказала, что у тебя юбилей в тот же день, что моя свадьба.
– Да, представляешь, как неудачно совпало, – в голосе брата прозвучало искреннее огорчение. – Я когда понял, что даты пересекаются, хотел перенести, но мама настояла, что нельзя.
– Подожди, – Алина даже привстала с кровати. – Ты хотел перенести своё празднование?
– Конечно, – удивлённо ответил Максим. – Сестрёнка выходит замуж, такое событие! Я бы с радостью отложил свой банкет на неделю или две. Но мама… ты же знаешь, какая она. Сказала, что юбилей важнее и что ты должна перенести свадьбу.
Алина почувствовала прилив благодарности к брату. Всё-таки он всегда понимал её лучше, чем мать.
– Макс, я не могу перенести свадьбу, – сказала она. – Всё уже оплачено, гости приглашены, некоторые издалека едут…
– Я понимаю, – перебил её брат. – И не прошу тебя ничего менять. Просто не знаю, как быть. Мама уже всем родственникам сообщила про мой юбилей, многие подтвердили, что придут.
Алина задумалась. Ситуация патовая: что бы они ни решили, кто-то останется недоволен. И этим «кто-то», скорее всего, будет Нина Петровна.
– А что, если… – медленно начала она, – что, если совместить наши праздники?
– В смысле? – не понял Максим.
– Ну, сделать двойное торжество! – Алину внезапно озарило. – Сначала церемония в ЗАГСе, на которую пойдут только самые близкие, а потом – общий банкет, где будем праздновать и твой юбилей, и нашу свадьбу!
– Хм, интересная мысль, – протянул Максим. – А ты как на это смотришь? Всё-таки свадьба – особенный день для невесты.
– Я не против, если ты не против, – честно сказала Алина. – На самом деле, это даже символично: породниться с Димой и отпраздновать твой юбилей в один день. Семейное единство, так сказать.
– А Дима что думает?
– Я ещё не обсуждала с ним, – призналась Алина. – Сначала хотела с тобой поговорить.
– Ну, если он будет не против, то я только за, – сказал Максим. – Но давай сначала с ним обсудим, а потом уже маме скажем. А то она опять начнёт командовать.
– Согласна, – улыбнулась Алина. – Спасибо, что ты такой понимающий.
– Да ладно тебе, – хмыкнул брат. – В конце концов, у меня таких юбилеев ещё будет, а у тебя, надеюсь, свадьба одна на всю жизнь.
Попрощавшись с братом, Алина тут же перезвонила Диме и изложила новый план. К её удивлению, жених отнёсся к идее с энтузиазмом.
– Если Максим не против, то я тем более, – сказал он. – Я его уважаю, он классный мужик. И вообще, чем больше гостей, тем веселее!
– Ты уверен? – переспросила Алина. – Всё-таки свадьба – наш день…
– Алин, главное, чтобы мы были вместе и счастливы, – мягко сказал Дима. – А с кем разделить радость – неважно. Хоть с целым городом!
Алина улыбнулась. Вот за это она и любила своего будущего мужа – за его лёгкость и умение находить позитив в любой ситуации.
– Хорошо, тогда я скажу Максиму, что мы согласны. А потом уже вместе сообщим маме.
– Отличный план, – одобрил Дима. – Держи меня в курсе.
Когда Алина перезвонила брату и сказала, что Дима не против объединить торжества, Максим обрадовался.
– Слушай, а ведь это правда здорово может получиться! – воодушевился он. – Я даже уже придумал, как всё организовать. У меня забронирован банкетный зал в «Эрмитаже», там места больше чем достаточно. Украсим половину зала в свадебном стиле, половину – в юбилейном. Можно даже сделать два торта!
– Звучит отлично, – рассмеялась Алина. – Но как же твои гости? Им же придётся смотреть на наши свадебные обряды, танцы и всё такое…
– Думаю, они не будут против, – уверенно сказал Максим. – Большинство из тех, кого я пригласил, знают тебя и наверняка будут рады за тебя. А кто не знает – познакомятся. В конце концов, свадьба – это всегда весело!
– А у меня будет много молодёжи, – предупредила Алина. – Димины друзья, мои подруги… Не будет ли твоим гостям скучно?
– Алин, мне пятьдесят, а не девяносто, – усмехнулся Максим. – Мои друзья ещё вполне могут зажигать на танцполе. Не переживай об этом.
– Тогда решено, – подытожила Алина. – Теперь самое сложное – сказать маме.
– Давай сделаем это вместе, – предложил Максим. – Я сейчас к вам приеду, и мы всё ей объясним.
Час спустя, когда Максим приехал, они вместе вошли на кухню, где Нина Петровна готовила обед.
– О, Максим! – обрадовалась она. – Как хорошо, что ты приехал. Я как раз пирожки с капустой сделала, твои любимые.
– Спасибо, мам, – Максим поцеловал мать в щёку. – Но я приехал не только за пирожками. Мы с Алиной хотим тебе кое-что сказать.
Нина Петровна внимательно посмотрела на детей, и её лицо напряглось.
– Только не говорите, что вы решили что-то без меня!
– Мам, мы взрослые люди, – мягко сказал Максим. – И да, мы приняли решение. Мы объединим мой юбилей и свадьбу Алины. Будет одно большое торжество.
Нина Петровна застыла с полотенцем в руках.
– Как это – объедините? – недоумённо спросила она.
– Очень просто, – Алина подошла ближе. – Сначала мы с Димой распишемся в ЗАГСе в узком кругу, а потом приедем в ресторан, где уже будут гости и Максима, и наши. И отпразднуем оба события сразу.
– Но это же неправильно! – возмутилась мать. – Так не делают! Свадьба – это свадьба, юбилей – это юбилей!
– А почему нет? – искренне удивился Максим. – По-моему, отличная идея. И практично, и символично. В конце концов, семья должна держаться вместе, ты сама всегда так говорила.
– Но традиции… – начала было Нина Петровна.
– Мама, какие традиции? – перебила её Алина. – Наоборот, многие молодожёны мечтают о необычной свадьбе, а тут такой шанс! Двойной праздник, больше гостей, больше подарков, – она подмигнула брату, – больше веселья!
Нина Петровна растерянно переводила взгляд с дочери на сына.
– Вы это серьёзно? Вам правда нравится такая идея?
– Абсолютно, – твёрдо сказал Максим. – Я очень рад за Алину и хочу разделить с ней этот день. А то, что мой юбилей тоже выпадает на эту дату – просто совпадение, которое мы обратим в преимущество.
– И Дима не против? – Нина Петровна всё ещё сомневалась.
– Он полностью поддерживает, – заверила её Алина. – Ты же знаешь, какой он покладистый. И вообще, они с Максимом отлично ладят.
Нина Петровна медленно опустилась на стул.
– Не знаю… – пробормотала она. – Всё это так странно…
– Мам, – Максим присел рядом с ней, – ты всегда говорила, что семья – это самое важное. Так вот, мы с Алиной решили, что не хотим разделяться в этот день. Мы будем праздновать вместе, как одна большая семья. И очень хотим, чтобы ты была счастлива за нас обоих.
– Ну… если вы оба этого хотите… – неуверенно проговорила мать.
– Очень хотим, – подтвердила Алина, подходя с другой стороны и обнимая мать за плечи. – И, представляешь, как все удивятся! Такого точно ни у кого не было!
Нина Петровна слабо улыбнулась.
– Вы меня просто огорошили… Но если вы оба счастливы, то и я рада.
– Вот и отлично! – Максим потёр руки. – Тогда нам нужно срочно созвониться с менеджером ресторана и обсудить все детали. У нас всего неделя на подготовку!
Следующие дни прошли в суматохе. Алина созванивалась с подругами, объясняя изменения в программе, Максим договаривался с рестораном, Дима занимался организацией трансфера гостей. Нина Петровна, поначалу сомневавшаяся, вскоре втянулась в процесс и теперь с энтузиазмом обзванивала родственников, рассказывая о необычном формате предстоящего торжества.
– Представляете, и свадьба, и юбилей в один день! – говорила она тёте Клаве из Новосибирска. – Такого ещё никто не делал! Наша семья всегда отличалась оригинальностью.
Алина, слыша эти разговоры, только улыбалась. Мама уже присвоила идею и теперь гордилась ею, как своей собственной. Но это было даже к лучшему – меньше конфликтов.
День торжества наступил неожиданно быстро. Утром Алина готовилась к церемонии в ЗАГСе, волнуясь больше обычного. Дима заехал за ней, элегантный в тёмно-синем костюме, с букетом белых роз.
– Ты прекрасна, – сказал он, увидев её в свадебном платье. – Самая красивая невеста на свете.
– Спасибо, – улыбнулась Алина, чувствуя, как от его слов растворяется тревога. – Ты тоже очень красивый. Самый лучший жених.
В ЗАГС поехали на двух машинах: в одной – молодожёны и свидетели, в другой – родители. Церемония прошла традиционно и трогательно. Нина Петровна, вопреки ожиданиям Алины, не пыталась перетянуть внимание на предстоящий юбилей брата, а искренне радовалась за дочь, даже прослезилась, когда молодые обменялись кольцами.
После официальной части все отправились в ресторан, где уже собирались гости. Зал был оформлен необычно: одна половина – в белых и розовых тонах, с цветочными композициями и свадебной аркой, другая – в более сдержанных золотистых и синих цветах, с шарами и баннером «С юбилеем, Максим!». В центре – огромный стол с двумя тортами: трёхъярусным свадебным и более скромным, но элегантным юбилейным.
Гости удивлённо переговаривались, рассматривая необычное оформление, но когда ведущий объявил о двойном празднике, все восприняли новость с энтузиазмом.
Вечер шёл своим чередом: были и традиционные свадебные конкурсы, и поздравления юбиляру, и танцы, и тосты. Удивительно, но две, казалось бы, разные компании прекрасно сошлись. Пожилые родственники умилялись молодожёнам, друзья Димы с интересом слушали истории из жизни Максима, подруги Алины флиртовали с холостыми друзьями юбиляра.
В разгар вечера Максим попросил слова.
– Дорогие друзья, – начал он, когда все затихли. – Я хочу поднять бокал за мою сестру и её мужа. Алина, ты знаешь, как я тебя люблю. Ты всегда была для меня не просто сестрой, а настоящим другом. И я невероятно счастлив разделить с тобой этот день. Дима, береги мою сестрёнку. Она у нас одна такая. – Он поднял бокал. – За Алину и Диму! За любовь!
– За любовь! – подхватили гости.
Когда все выпили, Алина взяла микрофон.
– А я хочу поднять бокал за моего брата, – сказала она, улыбаясь. – Макс, ты лучший брат на свете. Ты всегда поддерживал меня во всём, всегда понимал. И то, что ты согласился разделить со мной этот день, значит для меня очень много. С юбилеем тебя! Будь счастлив!
Гости снова зааплодировали. Нина Петровна, сидевшая за почётным столом, украдкой вытирала слёзы.
Позже, когда основная часть торжества закончилась и гости разбрелись по залу маленькими группками, Алина подошла к матери.
– Мам, всё хорошо? – спросила она, присаживаясь рядом.
– Более чем, – кивнула Нина Петровна. – Знаешь, я ведь сначала думала, что это ужасная идея – совмещать два таких разных праздника. Но сейчас вижу, что ошибалась. Получилось… волшебно.
– Правда? – удивилась Алина. Она ожидала от матери скорее критики, чем похвалы.
– Да, – искренне сказала Нина Петровна. – Я смотрю на вас с Максимом и понимаю, какие вы у меня замечательные. Умные, добрые, понимающие… – Она замолчала, подбирая слова. – Знаешь, я ведь часто бывала несправедлива к тебе. Всегда ставила Максима на первое место, потому что он старший, потому что мужчина, потому что… не знаю почему, если честно. Просто так сложилось.
– Мам, всё в порядке, – Алина сжала руку матери. – Я давно не обижаюсь.
– Нет, не в порядке, – покачала головой Нина Петровна. – Я должна была поддержать тебя сразу, как только узнала о совпадении дат. А вместо этого устроила сцену. Прости меня.
Алина растроганно обняла мать.
– Конечно, прощаю. Ты же моя мама.
Нина Петровна крепко обняла дочь в ответ.
– Я очень горжусь тобой, – прошептала она. – И люблю больше всего на свете. Обоих вас люблю.
– Я знаю, мам, – улыбнулась Алина. – Я тоже тебя люблю.
К ним подошли Максим и Дима, оживлённо о чём-то разговаривая.
– О, семейная идиллия! – улыбнулся Максим, увидев обнимающихся мать и сестру. – Можно к вам?
– Обязательно, – Нина Петровна протянула к ним руки. – Идите сюда, мои дорогие.
Они обнялись все вместе – Нина Петровна, Алина, Максим и Дима – и стояли так некоторое время, не обращая внимания на удивлённые взгляды гостей.
– Какая замечательная у нас семья, – сказала наконец Нина Петровна, отстраняясь. – И какой чудесный день. Кто бы мог подумать, что из моей глупой идеи про перенос свадьбы получится такое прекрасное торжество!
Алина переглянулась с братом и мужем, и все трое рассмеялись. Пусть мама думает, что это была её идея. В конце концов, главное, что все счастливы.
А годы спустя свадьба Алины и юбилей Максима вспоминались всеми как самый необычный и весёлый праздник в истории их семьи. И даже строгая Нина Петровна с гордостью рассказывала всем знакомым: «А у нас тогда была двойная радость – и свадьба, и юбилей в один день! Другие бы растерялись, а мы всё чудесно организовали. Потому что главное – это семья. Когда все вместе – любые трудности по плечу!»