Начнем, как обычно, с анекдота:
— Товарищи студенты, для охлаждения двигателя в новом танке применяется антифриз с температурой замерзания -300 градусов Цельсия. Вопросы есть?
— Но ведь абсолютный нуль — это -273 градуса, ниже не бывает!
— Кто это вам сказал?
— Наши профессора.
— Я вам еще раз повторяю: танк новый, секретный, ученые о нем пока ничего не знают!
Попал я тут на дороге в пробку.
И все бы ничего, но минут через 20-30 движения со скоростью черепахи — начала расти температура охлаждающей жидкости. Давненько подобного не было. И вот тебе на…
Заехал тут же по пути на какой-то автосервис — попросил посмотреть — в чем может быть дело?! Мастер быстренько глянул и тут же сказал, что нужно «просто долить антифриза».
«Ну ладно» — думаю — «Дело не хитрое, раз нужно — долью!»
Долил в систему порядка литра антифриза и поехал дальше.
Каково же было мое удивление, когда по прошествии нескольких дней ситуация повторилась. Снова попал в пробку. И снова начала расти температура охлаждающей жидкости. На этот раз самостоятельно проверил уровень антифриза. А он значительно ОПЯТЬ ниже нормы.
«И куда он делся?» — только и подумал я.
С тех пор начал регулярно отслеживать уровень охлаждающей жидкости в системе.
Буквально, проходит несколько дней, — и снова — ниже минимума!
При этом, ни луж под авто, ни запаха сладковатой жидкости в салоне.
Где же он, елки-палки, пропадает?
— Ну и загадка… — бормотал я, в очередной раз, протирая тряпкой горловину расширительного бачка. — Точно не испарился? Не может быть!
Сначала — классика: осмотрел внимательно патрубки, радиатор, помпу.
Ни трещин, ни потёков не обнаружил. Даже под машину ложился — сухо!
А антифриз при этом таял, будто его высасывала невидимая «пиявка».
Надоело. Решил: пора ехать к мастеру. Самому не не справиться.
— Привет! Снова проблемы? — автослесарь Вадим оторвался от двигателя «Тойоты», который напоминал раскуроченного терминатора.
— Антифриз куда-то исчезает. Доливаю стабильно — каждую неделю!
— Утечка?
— Искал — не нашёл.
— Двигатель перегревается? Белый дым из выхлопной?
— Только в пробках температура растет… Дыма не замечал.
— Хм… — Он почесал макушку. — Ну давай посмотрим.
Минут через десять Вадим уже копался под капотом моего Ниссана, тыкая фонариком в щели.
— Расширительный бачок… целый. Патрубки… не текут. Радиатор печки? — Он резко нажал на педаль газа. Обороты взвыли, и вдруг…
— Смотри! — ткнул он пальцем в щель между блоком цилиндров и выпускным коллектором. — Капелька. Видишь? Зелёная.
Я присмотрелся: да, крошечная жемчужина антифриза дрожала на металле.
— Прокладка головки блока… — вынес он вердикт. — Подгорела. Антифриз потихоньку уходит в выхлопную систему. Испаряется — следов нет. Если запустишь — двигатель спасибо не скажет.
Меня бросило в холодный пот.
— Но… как?! Я же ничего не видел!
— Не всё, что течёт, оставляет лужи…
Совет №1: ГДЕ ИСКАТЬ НЕВИДИМЫЕ УТЕЧКИ
-
Проверка под давлением
Купите тестер системы охлаждения (или доверьтесь мастеру). Насос нагнетает давление — и вуаля! Трещины в радиаторе, микротрещины в бачке, дырявые патрубки — всё как на ладони. -
Следы «слёз» на двигателе
Белые разводы, ржавые потёки, кристаллы антифриза — признаки медленной утечки. Особое внимание — стыкам и нижним частям узлов. -
Вонь в салоне
Если печка пахнет сладковато — радиатор отопителя дал течь. Срочно в сервис, иначе антифриз будет оседать на стёклах. -
Масло vs антифриз
Откройте маслозаливную крышку. Видите эмульсию, похожую на майонез? Прокладка ГБЦ умерла. Антифриз смешивается с маслом — двигатель в зоне риска! -
УФ-детектив
Добавьте в антифриз специальный краситель. Посветите УФ-лампой — течь засветится ядовито-зелёным.
Диалог №2: «А если не прокладка?»
— Вадим, а если бы это была не она? — спросил я, пока он копался в моторе.
— Вариантов — масса. — Он открутил болт с характерным скрипом. — Например…
— Крышка расширительного бачка. Если не держит давление — антифриз выкипает через клапан.
Или термостат заклинил — двигатель перегревается, жидкость уходит в пар.
— И как это проверить?
— Крышку — заменить на новую. Термостат — прогреть двигатель и потрогать нижний патрубок радиатора. Холодный? Термостат — под замену.
— А если всё в норме?
— Тогда — помпа. Сальник подтекает, но только на горячую. Или трещина в блоке… — Он посмотрел на меня с мрачной ухмылкой. — Но это уже апокалипсис…
Совет №2: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УТЕЧКУ НЕ ВИДНО
-
Шаг 1: Купите тест-полоски на выхлопные газы. Они покажут, есть ли в антифризе следы выхлопа (признак пробитой прокладки ГБЦ).
-
Шаг 2: Поставьте машину на чистый картон на ночь. Утром — ищите пятна.
-
Шаг 3: Заведите мотор, включите печку на максимум. Если в салоне запахло антифризом — радиатор отопителя требует замены.
Вадим заменил прокладку часа за три. Счёт — 15 тысяч рублей. Но это мелочи по сравнению с тем, что могло случиться: коробление головки блока, трещины, капиталка двигателя за 100+ тысяч…
— Запомни, — сказал он, вытирая руки. — Антифриз не исчезает в никуда. Он предупреждает. Кто игнорирует — платит итоге в десять раз больше.
Теперь я проверяю уровень каждую неделю. И вам советую.
И ЕЩЕ: 5 ПРИЧИН, КОТОРЫЕ ВЫ МОГЛИ ПРОПУСТИТЬ
1) Микротрещина в радиаторе (течёт только под давлением).
2) Сломалась пробка расширительного бачка (дешёвый ремонт, дорогие последствия).
3) Прохудился уплотнитель помпы (следы видны только при работе двигателя).
4) Утечка в теплообменнике АКПП (редко, но метко: антифриз смешивается с маслом АКПП).
5) Испарение через резьбу датчика температуры (да, и такое тоже бывает!).
Не ищите сразу сложное — иногда ответ проще, чем кажется. Но если сомневаетесь — доверьтесь тем, кто видит невидимое.