Чёрная икра за BMW, битый металлолом и дарственные: как в СССР покупали иномарки

Торговая система Советского Союза отличалась от того, что сейчас существует в России и других странах. Оборот товаров, импорт и экспорт полностью регулировались и контролировались государством. Обычный рядовой гражданин никак не мог купить и привезти в СССР иностранную машину для частного пользования.

Во-первых, нужна была валюта, а с этим было очень непросто. Во-вторых — требовалось разрешение на выезд за границу от компетентных органов. А это ещё один барьер, преодолеть который позволялось лишь немногим.

Тем не менее по улицам крупных городов Союза ездили и Мерседесы, и Кадиллаки, и Ситроены с Пежо. Подавляющее большинство машин было на дипломатических номерах, поэтому советский человек лишь с любопытством осматривал автомобили на стоянке или провожал интересную модель взглядом.

А вот если машина была на советских частных номерах, то можно было подойти и даже пообщаться с владельцем. Интерес к иномаркам был колоссальным, и хозяева охотно рассказывали о технике. А вот свободно общаться с иностранцами можно было лишь в рабочих условиях.

Особая категория

Была категория советских граждан, которым разрешали купить и привезти в страну импортный автомобиль. Обычно это были те, кто был хорошо известен по роду своей профессии за границей, особенно в Западной Европе.

Неплохие гонорары за гастроли, выступления, лекции или участие в иностранных проектах приносили твёрдую валюту. За всё это государство получало твёрдую валюту и соответственно соглашалось на уступку для своих лучших представителей общества.

Так, например, Владимир Высоцкий, известный бард и актёр, купил Mercedes-Benz W116. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович владели Land Rover, привезённым с гастролей в Великобритании. Артисты балета — легендарная Майя Плисецкая, Владимир Васильев и Екатерина Максимова — привезли из Франции машины модной тогда марки Citroën DS.

Чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов купил Mercedes, как у Высоцкого. Савелий Крамаров и Олег Попов каждый обзавёлся Volkswagen Käfer. Практически у всех советских знаменитостей, имевших возможность выехать за границу, были иностранные автомобили.

А вот рядовой советский автолюбитель, даже если у него и были средства, прежде чем купить иномарку, должен был пройти через немалые испытания.

Энтузиасты самодельных иномарок

Особо нужно отметить категорию фанатов иномарок. Как правило, это были люди, не имевшие возможности и средств на покупку иностранного автомобиля даже на «чёрном» рынке, но страстно желавшие обзавестись иномаркой. Самым простым способом была покупка одной разбитой в дорожном происшествии машины. Отремонтировать в СССР разбитый дорогой автомобиль, особенно редкой марки, было практически невозможно. Так что владельцы обычно избавлялись от металлолома.

В итоге энтузиасты скупали битые автомобили и собирали из двух-трёх машин одну целую. Так известный коллекционер Ярослав Зузик получил полноценный Chevrolet Impala, собранный из двух кузовов, принадлежащих разным машинам. Причём результат получился феноменальным.

Вручную восстанавливали целые кузова, штатные моторы и подвески меняли на советские аналоги от грузовиков и представительских «Чаек». Как ни удивительно, но во времена СССР сделать вручную иномарку не составляло особого труда. Технический парк оборудования оборонных заводов позволял творить чудеса. Гораздо труднее было легализовать машину.

Поэтому главной целью покупки битой иномарки были документы на машину. Иногда от автомобиля оставался лишь остов, но хозяин мог продать их удачно и купить себе «Жигули» или «Волгу».

Официальные способы приобретения

Самые оборотистые и смекалистые граждане могли купить иностранную машину вполне официально. Речь идёт не о моряках, привозивших иномарки и перепродававших их втридорога. Такой способ был доступен только для подпольных цеховиков-миллионеров.

Простые граждане шли другим путём. В первую очередь подыскивали подходящих иностранцев, владеющих иномарками, при этом планирующих уехать из СССР и перед этим продать свою машину.

Сама информация о таких людях покупалась отдельно у работников МВД. Поэтому скупками машин у иностранцев занимались подпольные маклеры, которых хорошо знали и часто использовали в своих интересах спецслужбы.

Тем более что оформлять машину всё равно приходилось через УПДК (Управление делами дипломатического корпуса). В результате потом маклер перепродавал иномарку в Южном порту Москвы обычным покупателям по тройной цене.

Прямые сделки с иностранцами

Самые отчаянные граждане шли своим путём. Пытаясь обойти маклера, они сильно экономили и одновременно реально рисковали здоровьем. У них не было 30—35 тысяч рублей (цена иномарки в Южном порту), они искали прямой контакт с иностранцами. Это было сложно, но возможно. После установления доверительных отношений иностранцам предлагали сделку.

Практически все иностранные граждане, жившие на одну зарплату, пытались вывезти из СССР что-нибудь, что на Западе можно было продать с большой выгодой. Речь не шла об откровенном незаконном обороте, например скупке антиквариата.

Иностранцу в обмен на автомобиль предлагали что-нибудь попроще, например чёрную икру. За приличную партию икры иностранец оформлял дарственную на машину и уезжал. Формально это был подарок, так что последствия были минимальными.

Ещё были советские товарищи, которые разыскивали военных и гражданских моряков, ходивших в загранплавание, водителей «Совтрансавто», советников и врачей, работавших за границей. Но скупку советских чеков, бонов и других платёжных документов в СССР преследовали очень строго, поэтому для обычного гражданина больше шансов было попасть под статью, чем купить таким способом иномарку.

Оцените статью
Чёрная икра за BMW, битый металлолом и дарственные: как в СССР покупали иномарки
Как свекровь пыталась нашу квартиру подарить