«Нейтраль» на АКПП — пережиток прошлого или незаменимый режим? Решил в этом разобраться

Вопрос далеко не праздный, учитывая, количество машин с АКПП на дорогах и не слишком подробные технические описания от компаний производителей. Обычно в руководстве по эксплуатации на автомобиль с коробкой автоматом лишь приводятся общие рекомендации по ТО и использованию режимов.

Компанию-производителя не особо интересует, то, как будет эксплуатировать машину будущий владелец. Всех не научишь правильно ездить «на автомате».

И все потому, что большинство компаний-производителей не разрабатывает коробку-автомат, а просто покупает ее на стороне, в готовом виде

Поэтому сходу совет: выбираете машину, берите ту, на которой стоит «родная» коробка, от завода-изготовителя автомобиля. По крайней мере, трансмиссия и мотор хоть как-то адаптированы друг к другу.

И все же, зачем проектировщики сделали на современной гидромеханической коробке-автомате режим «нейтраль». Отчасти этот режим можно назвать пережитком прошлого, но без него обойтись невозможно. Хотя бы, потому что режим «N» используется при сборке и настройке АКПП и, естественно, при обслуживании и ремонте трансмиссии.

Хотя подавляющее большинство владельцев современных авто с гидромеханической АКПП в один голос утверждают, что практически не пользуются «N»-режимом, даже при остановках на светофоре, большинство просто включают режим парковки. А самые «продвинутые» водители при кратковременной остановке на перекрестке остаются на режиме «D».

По их словам, конструкторы АКПП давно предусмотрели кратковременные остановки при движении в городских условиях и, естественно, никаких проблем для трансмиссии не будет. По крайней мере, так задумано, хотя на практике, как раз все бывает наоборот.

Чтобы не вдаваться в техническое описание работы механики в режиме «N»

Ограничимся лишь общим описанием. В момент перехода на «нейтраль» происходит размыкание фрикционных дисков. Работает гидротрансформатор (вхолостую). Если машина в этот момент движется, то, естественно, валы с зубчатыми передачами продолжают вращаться.

Понятно, если у кого-то хватит ума спуститься на «нейтрали» «с горочки», то из-за масляного изнурения вся механика коробки переходит в состояние максимального перегрева. При включении «нейтрали» масляный насос перестает подавать смазку в зоны трения.

В зимнее время, при низкой температуре воздуха еще может пронести, но летом или после интенсивного драйва «сухая» работа коробки обеспечена. То же самое, касается любых попыток двигаться накатом, с целью экономии бензина, который, кстати, совсем не экономится. Так что лучше не испытывать удачу. Пару раз может пронести, но в итоге выезд на капремонт обеспечен.

Нужно учесть еще один нюанс, связанный с включением режима «N»

Если кто-то не знает, то в момент перехода с «D» на «N», закрывается клапан на выходе из масляного насоса. В гидроприводах давление очень сильно падает, но это, еще можно как-то пережить, а вот в нагнетающей (выходной) полости масляного происходит нечто похожее на небольшой «гидроудар».

Так что с «D» переходим только на «P». Кстати, нормальный водитель так и делает перед светофором. Если, конечно, это железнодорожный переезд, на котором можно простоять от пары минут до нескольких часов, то лучше перейти последовательно на «N».

Кроме настройки и регулировки автоматической коробки «нейтраль» нужна для разблокировки колес. И это, пожалуй, самый главный функционал режима «N». Буксировка на сцепке машины с автоматической трансмиссией и так вещь достаточно проблемная, но в режиме «нейтрали» это единственно возможный вариант.

Ну и, конечно, перевод коробки в «N» помогает, если машину с неработающим (нерабочим мотором) нужно просто затолкнуть на эвакуатор или передвинуть в ангаре.

Есть еще два случая, когда без режима «N» не обойтись

Первый касается внедорожников, которые застряли в грязи. Вытащить машину трактором без «нейтрали» невозможно. Только не нужно пытаться газовать двигателем на задней скорости синхронно с дерганьем тросом и трактором.

Второй вариант, если по неизвестным причинам коробку автомат очень перегрели. Можно, конечно, встать на обочину, заглушить мотор и подождать часов 5–6, пока масло остынет. А можно остаться с работающим мотором и АКПП в режиме «нейтрали».

Совет отчасти спорный, практические отзывы о подобном довольно разные, но многие водители утверждают, что в таком положении восстановление трансмиссии происходит в разы быстрее.

Оцените статью
«Нейтраль» на АКПП — пережиток прошлого или незаменимый режим? Решил в этом разобраться
Доктора отправили вертолётом в глушь к роженице. У неё дома он увидел собственное фото в траурной рамке