– Ты уволена, мой сын займёт твою должность, сказала владелица компании

Кабинет Аллы Игоревны, новой владелицы издательского дома «Наследие», был чужеродным телом в старом здании на Петроградской стороне. Стерильно-белые стены, абстрактная картина, похожая на цветную кляксу, и огромный стол из стекла и хрома, на котором одиноко стоял тонкий ноутбук. Ольга Петровна, заведующая архивом, чувствовала себя здесь доисторическим ископаемым. Её твидовый жакет, купленный лет десять назад в Гостином дворе, казался неуместным на фоне этого холодного, бездушного блеска.

Алла Игоревна, женщина лет сорока пяти с идеально уложенными волосами и жестким взглядом, отпила глоток воды из дизайнерского стакана.

— Ольга Петровна, я ценю ваш вклад. Тридцать пять лет в одной организации — это, безусловно, срок. — Она сделала паузу, подбирая слова с той же брезгливой точностью, с какой хирург подбирает скальпель. — Но времена меняются. Нам нужна цифровизация, оптимизация процессов, свежая кровь.

Ольга Петровна молчала. Она знала, к чему идёт дело. В её животе ворочался холодный, тяжёлый ком. Это было не просто предчувствие, а знание, основанное на десятилетиях наблюдения за человеческой натурой.

— Поэтому я приняла решение. — Голос Аллы Игоревны не дрогнул. — С понедельника ваше место займёт мой сын, Кирилл. Он молодой, энергичный, с прекрасным западным образованием. Он переведёт ваш, — она снова сделала паузу, словно слово «архив» было чем-то неприличным, — отдел на новые рельсы. А вам… вам мы выплатим положенную компенсацию. Вы уволены.

Тридцать пять лет. Не тридцать два, как в том рассказе, а тридцать пять. Целая жизнь. Ольга Петровна смотрела на женщину напротив и видела не владелицу компании, а просто женщину, которая с лёгкостью перечеркивала всё, что составляло смысл её, Ольгиной, жизни. Она не почувствовала ни злости, ни обиды. Только оглушающую пустоту, будто из неё выкачали весь воздух.

Она медленно поднялась. Ноги были ватными.

— Я вас поняла, Алла Игоревна.

Она не стала ничего говорить про свой архив, который собирала по крупицам из разрозненных папок, оставшихся после перестройки. Не напомнила, как в девяностые спасала от затопления подвал с рукописями, стоя по колено в ледяной воде. Не упомянула, что этот архив — единственный в стране, где хранятся полные досье на всех авторов издательства с самого его основания в конце девятнадцатого века. Всё это было бессмысленно. Перед ней сидел человек, для которого история измерялась не десятилетиями, а квартальными отчётами.

— Документы вам подготовят в отделе кадров, — бросила Алла Игоревна ей в спину.

Ольга Петровна шла по длинному коридору, мимо портретов писателей, которых она знала не по этим парадным фотографиям, а по пожелтевшим страницам их личных дел, по правкам, сделанным красным карандашом на полях рукописей. Она спустилась на свой цокольный этаж. Здесь, в её царстве, пахло по-особенному: старой бумагой, типографской краской и немного пылью — пылью времени, а не запустения.

Её стол, заваленный папками, старая лампа с зелёным абажуром, фотография маленькой внучки в рамке. Всё это вдруг стало чужим, декорацией к спектаклю, который только что закончился.

В дверях появилась Лена, её молоденькая помощница, которую Ольга Петровна сама выучила с нуля.

— Ольга Петровна, всё в порядке? У вас лицо… бледное.

Ольга Петровна заставила себя улыбнуться.

— Всё в порядке, Леночка. Просто немного устала. Мне нужно будет собрать вещи.

— Собрать? Мы же только начали систематизировать фонд поэзии Серебряного века…

— Я ухожу, Лена. Совсем.

Глаза девушки наполнились слезами. Она бросилась к Ольге Петровне, обняла её за плечи.

— Как же так? Кто же… А архив?

— Придёт новый человек. Молодой, энергичный. — Ольга Петровна повторила слова Аллы Игоревны, и они прозвучали в гулкой тишине архива как злая насмешка.

Два дня она разбирала свой стол. Это было похоже на медленные похороны. Каждый предмет вызывал волну воспоминаний. Вот стопка открыток от благодарных аспирантов, которым она помогла найти редкие материалы. Вот потрёпанный томик Паустовского, который она перечитывала в обеденный перерыв. Вот тяжелая чугунная пресс-папье в виде льва — подарок от покойного мужа на тридцатилетие работы. Она аккуратно заворачивала его в газету, и пальцы ощущали холодный, знакомый металл. Это было прощание не с вещью, а с той частью жизни, где муж был ещё жив, а работа казалась вечной.

Она методично составляла инструкции для преемника. Не из-за какой-то особой доброты, а из-за въевшейся в кровь ответственности. Архив был живым организмом, и его нельзя было бросать на произвол судьбы. Она описывала систему каталогов, расположение особо ценных фондов, нюансы хранения хрупких документов начала века. Получалась целая книга — завещание.

В последний день, передавая дела заплаканной Лене, она увидела своего сменщика. Высокий молодой человек в модных очках и с дорогим смартфоном в руке. Кирилл. Он скользнул по ней равнодушным взглядом и обратился к Лене:

— Так, где тут у вас серверная? Надо всё это барахло оцифровать как можно скорее. Весь этот бумажный век — прошлый век.

Ольга Петровна ничего не сказала. Она просто взяла свою коробку с вещами и вышла на улицу. Лил мелкий, противный питерский дождь. Она подняла воротник пальто и пошла в сторону метро, не оглядываясь.

Первая неделя была самой страшной. Будильник, привыкший звонить в шесть тридцать утра, молчал. Ольга Петровна просыпалась по привычке и долго лежала в тишине, глядя в потолок своей просторной квартиры в сталинке на Московском проспекте. Тишина давила. Раньше её утро было наполнено ритуалами: сварить кофе, покормить кота Ваську, просмотреть новости, собраться и поехать на любимую работу. Теперь остался только кот и кофе.

Она пыталась занять себя. Перебрала шкафы, вымыла окна, сварила огромное количество борща, который некому было есть — дочь с семьёй жила в другом городе. К вечеру она садилась в кресло, кот Васька запрыгивал на колени, и она часами смотрела в окно на проносящиеся машины. Она чувствовала себя выброшенной на берег рыбой. Её мир, такой упорядоченный и понятный, рухнул.

Дочь, Светлана, звонила каждый день.

— Мам, ну как ты? Может, к нам приедешь на недельку? Подышишь свежим воздухом, с внучкой понянчишься.

— Нет, Светочка, спасибо. У меня тут дела… кот…

Она врала. Никаких дел не было. Просто она не хотела, чтобы дочь видела её такой — растерянной и ненужной. Она всегда была для Светланы опорой, сильной и независимой женщиной. Признаться в своей уязвимости было выше её сил.

Однажды, разбирая старые антресоли, она наткнулась на деревянный ящик. В нём лежали инструменты, которые она не брала в руки уже много лет: косточки для тиснения, ножи для кожи, маленький пресс, стопки качественного картона и рулончики тонкой кожи. Это было её старое хобби, почти забытая страсть — переплётное дело. Этому её научил отец, профессор-филолог, который считал,- что книги нужно не только читать, но и чувствовать.

Она достала потрёпанный томик Блока с вырванными страницами, который давно собиралась починить. Пальцы, отвыкшие от тонкой работы, сначала не слушались. Но постепенно, шаг за шагом, в памяти всплывали забытые навыки. Запах клейстера, скрип кожи под ножом, точное движение иглы, сшивающей тетради… Она просидела за работой до глубокой ночи. Когда последний листок был вклеен, а обновлённый корешок лёг под пресс, она почувствовала первое за долгое время подобие удовлетворения. Это было не счастье, нет. Но это было дело. Настоящее, осмысленное дело.

Утром она позвонила своей давней подруге Татьяне, которая держала небольшую антикварную лавку на Васильевском острове.

— Тань, привет. Это Оля.

— Олька! Привет, пропажа! Сто лет тебя не слышала! Как ты? Всё в своём бумажном царстве сидишь?

Ольга Петровна сделала глубокий вдох.

— Уже не сижу, Тань. Меня… попросили.

В трубке повисла тишина. Татьяна, женщина громкая и энергичная, умела быть чуткой.

— Вот как… Суки, — коротко и ёмко сказала она. — Так, ничего не объясняй. Приезжай ко мне. Сейчас же. У меня самовар стынет и пастила белёвская.

Лавка Татьяны была полной противоположностью кабинета Аллы Игоревны. Здесь царил уютный полумрак, пахло старым деревом, воском и немного лавандой. Среди фарфоровых статуэток, старинных часов и бронзовых подсвечников Ольга Петровна почувствовала себя как дома.

Они сидели на крохотной кухоньке за магазином, пили чай из старинных чашек с отбитыми ручками и ели пастилу. Ольга Петровна, неожиданно для себя, рассказала всё. Про Аллу, про Кирилла, про пустоту и про ящик с инструментами.

Татьяна слушала молча, только подливала чай. Когда Ольга закончила, она взяла её за руку.

— Знаешь, Оль, у меня этих старых книг — вагон и маленькая тележка. Состояние у многих — плакать хочется. Покупатели нос воротят, а выбросить рука не поднимается, история всё-таки. А реставраторы дерут такие деньги, что проще новую напечатать.

Она хитро прищурилась.

— А что, если?.. Ты ведь это умеешь. Помнишь, как ты мне в институте «Мастера и Маргариту» починила, когда я её в лужу уронила? Книжка до сих пор как новая.

Ольга Петровна отмахнулась:

— Да что ты, Тань. Это было давно. Просто хобби…

— А ты попробуй. Не для денег, для души. Возьми у меня пару книжек, самых убитых. Получится — хорошо. Не получится — ну и чёрт с ними, хуже им уже не будет.

Она ушла от Татьяны с двумя толстыми, разваливающимися томами под мышкой. Это был двухтомник «Былое и думы» Герцена, издание 1910 года. Корешки истлели, страницы пожелтели и стали ломкими. Работа предстояла колоссальная.

Следующие недели пролетели незаметно. Ольга Петровна оборудовала себе мастерскую в одной из комнат. Она читала специальную литературу, смотрела видео уроки в интернете, экспериментировала с разными видами клея и кожи. Она полностью погрузилась в этот новый-старый мир. Работа требовала невероятной сосредоточенности и терпения, и это отвлекало от мрачных мыслей. Она научилась расслаивать бумагу, чтобы укрепить ветхие страницы, подбирать кожу точно в тон старой обложки, делать золотое тиснение.

Она даже съездила на собеседование в одну крупную библиотеку, где искали архивариуса. Молодая девушка из отдела кадров долго цокала языком, глядя на её дату рождения в паспорте. «Вы понимаете, — сказала она с плохо скрываемым сочувствием, — нам нужен сотрудник, который владеет современными программами, базами данных… В вашем возрасте переучиваться уже сложно». Ольга Петровна встала и ушла, не дослушав. На этот раз она не почувствовала унижения. Только лёгкое недоумение. Эти люди не понимали, что главная «программа», которой она владела в совершенстве — это её мозг, её опыт и её интуиция.

Однажды вечером, когда она как раз заканчивала работу над вторым томом Герцена, зазвонил телефон. Незнакомый номер.

— Ольга Петровна? — Голос на том конце провода был взволнованным. Это была Лена.

— Леночка, здравствуй. Что-то случилось?

— Ольга Петровна… у нас тут катастрофа. — Лена говорила шёпотом, видимо, прячась от начальства. — Кирилл… он решил провести «оптимизацию». Привёл каких-то ребят, они начали сканировать всё подряд, без разбора. И… в общем, они потеряли папку.

— Какую папку?

— Личное дело академика Грановского. Оригиналы его писем, рукопись последней монографии… Всё. Он утверждает, что всё отсканировал, но в цифровом архиве ничего нет, а папка исчезла. А через неделю у нас международная конференция, посвящённая Грановскому, должны приехать учёные из Германии, и им обещали доступ к этим материалам. Алла Игоревна рвёт и мечет.

Ольга Петровна молчала. Она знала эту папку. Она лично принимала её на хранение от вдовы академика. Знала, что лежит она не по алфавиту, а в специальном сейфе для особо ценных документов, в разделе «Неопубликованное». Ключ от этого сейфа всегда был только у неё. Наверняка Кирилл, в своей спеси, даже не удосужился прочитать её инструкции.

— Спасибо, что позвонила, Лена, — тихо сказала она и повесила трубку.

Она села в кресло. Кот Васька тут же запрыгнул на колени и замурлыкал. В душе боролись два чувства. Злорадство — едкое, мстительное и приятное. И профессиональная боль за архив, за дело всей её жизни. Второе, к её собственному удивлению, оказалось сильнее. Она представила себе этих немецких профессоров, которые проделали долгий путь, чтобы прикоснуться к истории, и уедут ни с чем из-за самодурства одного выскочки.

Через два дня, когда она уже почти забыла о звонке, телефон зазвонил снова. На этот раз это был городской номер издательства.

— Ольга Петровна, здравствуйте. Это Алла Игоревна.

Голос её был напряжённым и лишённым обычной стальной уверенности.

— Добрый день, Алла Игоревна.

— Ольга Петровна, у меня к вам… деликатный разговор. Нам нужна ваша помощь. Вы, наверное, уже в курсе нашей… небольшой проблемы.

«Небольшой проблемы», — мысленно усмехнулась Ольга.

— Что-то слышала.

— Нам нужно найти документы академика Грановского. Срочно. Я готова заплатить за консультацию. Любую сумму.

И вот тут Ольга Петровна поняла, что чаша весов качнулась в её сторону. Она почувствовала не триумф победителя, а спокойную, твёрдую уверенность в своей правоте и своей силе.

— Алла Игоревна, — сказала она ровным, спокойным голосом, тем самым голосом, которым она тридцать пять лет отвечала на самые сложные запросы. — Я не вернусь на работу в издательство.

На том конце провода повисла тяжёлая пауза.

— Но я могу помочь, — продолжила Ольга. — В качестве независимого консультанта. Я приеду завтра к десяти, мы обсудим условия моего договора, и я найду вашу папку.

Она повесила трубку, не дожидаясь ответа. Она знала, что Алла Игоревна согласится. У неё не было выбора.

На следующий день она вошла в знакомое здание. Охранник на входе, дядя Миша, расплылся в улыбке:

— Петровна! Вернулась! А мы уж думали, всё, пропал наш архив.

Она только улыбнулась в ответ.

В кабинете Аллы Игоревны ничего не изменилось. Тот же стерильный стол, та же клякса на стене. Но сама хозяйка кабинета выглядела иначе. Усталая, с нервными морщинками у рта. Рядом с ней стоял бледный Кирилл, который старательно смотрел в пол.

— Здравствуйте, Ольга Петровна. Присаживайтесь. — тон был почти вежливым.

Ольга Петровна не села. Она положила на стеклянный стол лист бумаги.

— Вот проект договора. Здесь указана стоимость моих услуг — разовая выплата за решение данной проблемы. Оплата вперёд. Также здесь прописано, что на время моей работы в архиве никто, кроме меня и моей бывшей помощницы Елены, не имеет права находиться в помещении и прикасаться к документам. Особенно, — она перевела взгляд на Кирилла, — это касается лиц, не имеющих специальной подготовки.

Кирилл вспыхнул и что-то пробормотал себе под нос. Алла Игоревна пробежала глазами по договору, её брови поползли вверх от указанной суммы, но она ничего не сказала. Взяла ручку и подписала.

— Деньги будут у вас на счету в течение часа.

Ольга Петровна спустилась в своё бывшее царство. Лена встретила её со слезами радости. Воздух был тот же, но что-то неуловимо изменилось. На столах царил беспорядок, папки были свалены в кучу. Это был уже не живой организм, а место преступления.

— Леночка, запри, пожалуйста, дверь и никого не впускай, — сказала Ольга Петровна, надевая старенький рабочий халат, который она предусмотрительно захватила из дома.

Она не стала сразу идти к сейфу. Она знала, что папка там. Но ей нужно было сделать нечто большее, чем просто найти пропажу. Ей нужно было восстановить порядок. В течение нескольких часов они с Леной методично разбирали завалы, ставя каждую папку на своё законное место. Это был её молчаливый ультиматум, её декларация ценностей. Порядок, система, уважение к истории — вот что было главным.

Когда последняя папка встала на полку, Ольга Петровна подошла к неприметной металлической двери в дальнем углу хранилища. Достала из сумочки маленький ключ, который она не сдала при увольнении. Замок щёлкнул. Внутри, на верхней полке, лежала толстая серая папка с надписью «Грановский А.Л. Личный фонд».

Она взяла её, вышла из хранилища и молча положила на стол перед оцепеневшим Кириллом, который всё это время сидел в углу.

— Вот, — просто сказала она. — В моих инструкциях, которые я для вас оставила, этот сейф был указан на третьей странице. Пункт 2.7. «Хранение особо ценных фондов».

Она сняла халат, аккуратно сложила его и положила в сумку.

— Моя работа здесь закончена. Алла Игоревна, я жду от вас акт о выполненных работах. Лена, если будут вопросы — звони.

Она вышла, не оглядываясь. На улице светило редкое для Питера солнце. Она не поехала домой. Она села на автобус и поехала на Васильевский остров, к Татьяне.

Она вошла в лавку и положила на прилавок два идеально отреставрированных тома Герцена. Кожаные корешки с золотым тиснением благородно поблескивали, страницы были аккуратно сшиты, обложка сохранила дух времени, но избавилась от дряхлости.

Татьяна ахнула. Она долго вертела книги в руках, гладила их, нюхала.

— Оля… это не реставрация. Это волшебство.

— Просто работа, — улыбнулась Ольга Петровна.

— Нет, это искусство. — Татьяна посмотрела на неё серьёзно. — У меня для тебя есть заказ. Настоящий. Музей-квартира одного писателя хочет восстановить часть его библиотеки. Бюджет хороший. Возьмёшься?

Ольга Петровна посмотрела на свои руки. Они больше не были руками уволенной чиновницы. Это были руки мастера. В них была сила, уверенность и знание.

Вечером она сидела в своей мастерской. На столе лежал новый заказ — стопка старинных книг. В воздухе витал её любимый запах — запах клея, кожи и старой бумаги. За окном зажигались огни большого города. Телефон пиликнул — пришла смс из банка о зачислении на счёт суммы, в три раза превышающей её последнюю зарплату. Она усмехнулась.

Она взяла в руки первую книгу, раскрыла её. Страницы пахли историей, чужими жизнями, забытыми событиями. Её уволили из архива, но никто не мог уволить архив из неё. Просто теперь она сама решала, какие истории спасать и какие страницы сшивать заново. Она посмотрела на свои инструменты, на стопки подготовленного картона, на кота Ваську, который спал на рулоне кожи. И впервые за много недель она почувствовала не просто удовлетворение, а тихое, глубокое счастье. Это было не окончание истории. Это было только начало. Впереди было столько страниц, которые предстояло сшить заново.

Оцените статью
– Ты уволена, мой сын займёт твою должность, сказала владелица компании
– Ты должна уволиться и ухаживать за моим отцом. У мамы бизнес ей не до этого, а ты все равно копейки в дом приносишь