Тонька

— Отстаньте от меня — услышал Тихон визг девчонки. Он повернул лошадь и выехал на маленькую лужайку. Трое пацанов окружили Тоньку Круглову и не давали ей сбежать.

— А ну , переростки , брысь отсюдова. Отцам расскажу , что вы тут девчонку пугаете , задницы гореть будут. А ты чё стоишь ? Давай в телегу , домой увезу — скомандовал Тихон. Пацанва сиганула в лес , а заплаканная Тонька , залезла на телегу.

— Ты чего с ними поперлась в лес ?- грозно спросил Тихон. — Так они мне обещали малинник показать. У нас Полинка страсть как малину любит. А поблизости все уже обобрали. Я же не зналааааа — вдруг разревелась она. — Отца на тебя нет. А мамка тебя не пужает , что лучше одной в лес не ходить? Лихих людей много — поучал Тихон.

— Так это Лешка да Борька Казаковы были, ещё и Илья Васильев. Мы же с детства вместе . Они же не лихие люди?- удивилась Тонька.

Тихон покосился на деваху. Подросла , округлилась где надо и вздохнул — Насчёт этого с бабами поговори, не мужицкое это дело, объяснять девке, когда она в бабу превращается — пробурчал он.

Дома хлебая щи из большой миски , он невзначай поделился с женой Лукерьей. — Сегодня Тоньку от пацанвы отбил. Задумали охальники над ней потешиться. Даже заступиться за нее некому — Лукерья гремя ухватом, буркнула — Не мудрено , при такой мамаше . Наплодила детей незнамо от кого. Тоньку такая же дорожка ждёт —

— Чего буровишь , баба. Как , не знамо от кого? Бывший председатель к ней хаживал , все знают. Когда Петьку ее зарестовали, он ей обещал , что посодействует. Куда бабе деваться было? Ну гад и посодействовал, девчонок ей прижил, а от Петьки ни слуху ни духу. Ну Бог не Никишка , отправил этого хмыря куда надо — распалился Тихон.

Лукерья подбоченилась — А чё ты тут раздухарился ? Знаю как по Машке сох с молодости. Жалко стало? Так сходи, пожалей , авось и тебе ляльку подарит — Тихон сплюнул — Тьфу ты , балаболка. Машка меня старше на лет пять. Просто девчонку пожалел. Трудно ей будет из-за таких стервей , как ты. Злыдня ты , а не баба. Перед свадьбой однако добрее была — и хлопнул дверью.

С тех пор он поневоле стал заглядываться на Тоньку. И в работе веселая и певунья какая. Заплетет косы , венок на голову , ну чисто королева. Истинной красотой ее наградила природа. Он стал невольно сравнивать Лукерью с Тонькой. Жена и в молодости красотой не блистала, а к тридцати годам вообще расползлась в ширь.

Тихон понимал , что негоже на девчонку заглядываться , но поделать ничего не мог. Тянуло его к ней , как голодного к тарелке с борщом.

Выручила ,как ни странно война. Лукерья с огромным животом , на сносях была первым ребенком. Долго у них не получалось потомством обзавестись. А тут прям , как на притчу , понесла. Обнял он ее , прослезился — Ты ужо береги себя и робенка . Вернусь , заживём семьёй и ишо детишек нарожаем —

В деревню через полгода зашли немцы. Выгребли все подчистую. Жителей расселили по сараям и землянкам. У Тоньки и так мать болела , так ещё и Полинка захворала. Вот она и приспособилась по ночам в лес бегать за травами. Днём то боязно, девка видная. А немцы на русских красавиц очень уж падки. Вот Соньку еле деревней отбили. Так мать ее к родне в другое село тайком увезла.

И как то ночью крадётся Тонька к лесу , чуть не ползком по траве и слышит стон. Она туда. А там Лукерья лежит в луже . — Ты чего , тёть Луша , на мокром лежишь?- испуганно спросила Тонька. — Рожаю — сквозь стон , прошептала она. — Так вставайте , я вас к бабке Маланье отведу, она же повитуха —

Лукерья показала на свою ногу — Встать не могу , сломала наверное — и громко застонала. — Тихо , тётя Луша, ироды услышат , худо будет . Я сама сейчас за повитухой сбегаю — Лукерья схватила ее за руку — Не пойдёт она , побоится. Лучше помоги мне — Тонька расплакалась — Да разве я сумею ? Я боюсь —

Лукерья рожала долго , уже рассвет наступил. Родился мальчик , крупный . — Унеси его в тепло, а потом за мной приходи. Как нибудь ползком до дома доберусь — попросила она Тоньку.

Пока та добежала до родных, пока пряталась по задворкам. Лукерьи не стало

Тихон вернулся одним из первых. Постоял у сгоревшего дома. Он уже знал о гибели жены. Вдруг из-за угла выбежала женщина с ребенком. — Тихон Иваныч , вот ваш сын . Назвала Павликом — выпалила она и поставила карапуза на землю. Тот застыл на месте , сунув палец в рот. — Ну иди, иди, к батьке то — подтолкнула его женщина. — Тоня ?- спросил Тихон. Та поправила платок — Ну я . Это я вашего сына забрала , когда ваша жена родила. А вот спасти ее не смогла — вытерла она слезы.

Тихон подхватил сына на руки и надрывно зарыдал. Тоня стояла рядом и тоже тихо всхлипывая. Наконец Тихон глухо спросил — А где живёте ? Дом то цел ?- Тоня махнула рукой — Куда там . Все подчистую спалили. Мы в землянке живём. Печку нам там дед Гриша наладил, не замерзаем.Я в курятнике работаю , Павлик со мной. Живём как можем — развела она руками .

— А родные где ?- спросил Тихон. Тоня вздохнула — Не уберегла я их — и заплакала. Тихон похлопал ее по плечу — Пошли , покажешь свое жилье. И спасибо за сына —

На окраине деревни стоит большой дом. Дед Тихон сидит на завалинке и мастерит внукам берестяные игрушки. — Кто со мной за малиной ?- кричит бабушка Тоня. — Я , я — кричат детишки. — Ты опять их в лес тащишь? Вон около дома ягоды полно — ворчит дед Тихон. — Лесная слаще — хохочет баба Тоня. — Смотри там осторожнее, лихих людей много — кричит он ей. — А я не одна. Со мной вон сколько охранников — машет ему рукой баба Тоня.

Вот как с такой жить? Спрашивает себя дед. Не молодка уже , а на месте не сидит. Вон полетела . Такая же стройная , как в молодости. Как будто и не было тех долгих лет с их первой встречи в лесу.

Оцените статью