У подавляющего большинства современных танков и самоходных артиллерийских систем примерно посередине главного орудия имеется какое-то странное утолщение. Наверняка многим гражданам интересно, что это за штука такая и для чего ее делают. Ведь на танках и САУ времен Второй мировой войны ничего подобного не замечено.
Загадочное «уплотнение» посреди ствола – это эжектор пушки. Специальное устройство необходимое для продувки артиллерийского орудия от скопившихся в нем после выстрела пороховых газов. Оснащают эжекторами не только пушки танков и САУ, но и орудия башенных артиллерийских установок кораблей. Если у орудия нет эжектора, то образовавшиеся в канале ствола газы после выстрела чаще всего летят не наружу, а в боевое отделение. Это приводит к задымлению боевого отделения и серьезно осложняет работу стрелка, наводчика и командира. Известны также случаи, когда из-за задымления боевого отделения члены экипажа теряли сознание.
В годы Второй мировой войны эжекторы не ставили на технику по причине того, что их еще не существовала. Данная технология появится только в самом конце военного конфликта. До Второй мировой проблему задымления боевого отделения пытались решать по-разному. Так, например, во Франции еще в 1930-е годы сделали систему продувки ствола сжатым воздухом. Нужно ли говорить о том, что установка таких агрегатов заметно усложняла производство, ремонт и эксплуатацию техники. В советских СУ-76 крыша отсутствовала, в том числе из-за необходимости как-то решать проблему задымления боевого отделения.
Первый эжектор был создан американцами и установлен на танк M26 Pershing после оснащения его 90-мм пушкой. Первые серийные эжекторы появились на танковых пушках в США в 1951 году на машинах M41 Walker Bulldog и M47 Patton. Первым советским танком с эжектором стал пошедший в серийное производство в 1955 году Т-54А. Примечательно, что первые танковые эжекторы ставились ближе к концу ствола, а не по средине. Первый современный эжектор, ставящийся именно в центре ствола, появился на британских 105-мм орудиях Royal Ordnance L7 появившихся в 1959 году. В Советском Союзе первый современный «серединный» эжектор появился на машинах Т-62 от 1962 года выпуска.
Принцип действия танковых эжекторов в действительности очень прост. Когда снаряд проходит шариковый клапан (1) часть газов движущихся за снарядом под большим давлением попадает через клапан в полость ресивера (3). Своим давлением газы «выдавливают» клапан, так как он становится более податливой преградой, чем боеприпас. В это момент снаряд продолжает двигаться по каналу ствола, перекрывая собой сопла (2), не позволяя тем самым газам в полости ресивера прорваться обратно в канал ствола. К моменту, когда снаряд уже покидает канал ствола, давление пороховых газов в канале ствола заметно падает, шариковый клапан на который больше ничего не давит – закрывается. В ресивере же скапливается большое количество газа под высоким давлением, который сразу же устремляется в открывшееся сопло (2), после чего газ благополучно покидает пушку. Небольшая часть пороховых газов при этом все равно успевает попасть в боевое отделение к экипажу, но их в этом случае заметно меньше, чем в случае отсутствия эжектора.