Советский автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» является настоящей легендой отечественного автомобилестроения. Внедорожник малого класса с постоянным полным приводом и несущим кузовом пользуется большой популярностью на протяжении многих десятилетий. Британский исследователь советского автопрома Энди Томпсон считает «Ниву» прямым предком класса современных компактных кроссоверов. При этом далеко не каждый знает о том, чьи наработки легли в основу наиболее успешного советского автомобиля…
В 1970 году Алексей Николаевич Косыгин встречался со специалистами тольяттинского АвтоВАЗа. Политик посетовал на то, что советскому автопрому удалось сделать неплохой автомобиль для нужд городских жителей. Однако, для жителей сельской местности, по мнению Косыгина, достойной машины в СССР не было. Так во многом с подачи Алексея Николаевича на предприятии началась работа над автомобилем повышенной проходимости. Результатом этой работы в 1977 году, собственно, и станет «Нива». Однако, в начале этого пути перед конструкторами стояла отнюдь не тривиальная задача по созданию принципиально новой машины.
Поначалу на АвтоВАЗ хотели решить проблему «малой кровью»: взять серийный ВАЗ-2101 и поставить на него отключаемый передний мост. Быстро и надежно, дешево и сердито! Тем более, что такой трюк советским конструкторам уже не раз удавалось проворачивать с автомобилями ГАЗ. Однако, на практике все оказалось не так просто. Изучив все достоинства и недостатки конструкции 2101-го, инженеры пришли к выводу, что придется делать новую машину. И здесь как нельзя кстати пришлись наработки Минского автомобильного завода.
Дело в том, что еще в начале 1950-х годов советский парк грузовиков столкнулся с крайне неприятным явлением: советские машины страдали от частых и внезапных поломок трансмиссии. Нередко подобная неприятность случалась даже, казалось бы, с новыми грузовиками. Выяснить причину бедствия поручили специалистам того самого МАЗ. По результатам проведенного исследования Анатолий Христофорович Лефаров пришел к выводу, что советские грузовики страдают от критических нагрузок на ведущие колеса. Он также предложил изящное решение данной проблемы – добавление в конструкцию межосевого дифференциала.
Благодаря этому удалось заметно увеличить ресурс советских грузовиков, а также сократить расход горючего. В 1955 году Лефаров представил новую модель серийного грузовика — МАЗ-501.Как уже можно было догадаться, именно схему Лефарова 1955 года и позаимствовали для первого советского кроссовера конструкторы АвтоВАЗ в начале 1970-х годов. Во многом именно благодаря работе специалистов МАЗ легендарный ВАЗ-2121 и приобрел ту невероятную проходимость и надежность.