Граждане СССР были не слишком избалованы в плане выбора техники. Касалось это и молодежи, которая, как известно тем кто жил в Советском Союзе, с 14 лет мечтала сесть на мопед, а с 16 на мотоцикл. Появление ИЖ планета-спорт для этой категории граждан стало настоящим событием. Мотоцикл отличался стильностью и хорошим качеством. Многие из тех кто с ним знаком, утверждают, что это возможно одно из лучших технических изобретений Советского Союза в этом сегменте.
Иметь такой мотоцикл было по настоящему круто. Все девчонки сразу твои. Об этом даже в строгой советской рекламе говорилось. Кроме этого Иж был по настоящему быстрым. Легко разгонялся до 140 км/ч.
Конечно не всем подобное нравилось. Жалобы и доносы увы были достаточно обычным делом для советской системы. В партию постоянно поступали письма, в которых прямо говорилось, что новый мотоцикл это чуть ли не специальный буржуазный заброс с целью морального разложения молодежи. Писали даже лично Михаилу Суслову. Впрочем все это не имело продолжения, поскольку на Планете-Спорт прокатился сам Леонид Ильич. Генсек пришел в настоящий восторг и после этого ни о каких запретах можно было уже не беспокоится.
Надо сказать, наш советский мотоцикл, не уступал характеристиками таким известным брендам, как Suzuki, Yamaha или Kawasaki. Чего уж говорить про Яву, которой он составил прямую конкуренцию.
Впрочем, была и обратная сторона у всего этого великолепия. Дороги в СССР были часто не очень высокого качества, серьезной экипировки у мотоциклистов не было. Все это вместе с высокой скоростью и небольшой массой мотоцикла приводило к достаточно высоким показателям ДТП со смертельным исходом. У мотоцикла даже появилось еще одно, народное название: Планета-Смерть.
Первое время при производстве ИЖ-ПС часто использовали импортные детали. Это нормальная практика того времени. Таким образом первые версии имели замок зажигания родом из Чехословакии, спидометр из Италии, а карбюратор с аккумулятором и вовсе из Японии.
Кстати, на первых мотоциклах размешивать бензин с маслом не было необходимости, смазка шла раздельно. Но со временем все импортные детали начали менять на советские.
Это начало сказываться на качестве мотоциклов. Первые версии были куда удачнее.
Закончилась история мотоцикла в 1984ом году, когда производство прекратили, мотивируя низкой рентабельностью.
В целом очень удачная была модель, успех которой повторить уже было не суждено. А скоро и сама страна прекратила существование.
А был ли у вас опыт вождения этого мотоцикла? Делитесь в комментариях!