Зачем вообще включать свет днём?
Представьте себе туманное осеннее утро или ясный солнечный день на трассе. Водитель мчит по дороге, но на горизонте сливаются тени деревьев, яркие лучи солнца и автомобили. В такой ситуации увидеть приближающийся транспорт не всегда просто. Именно поэтому появилась обязанность включать световые приборы даже днём.
Эта норма направлена на повышение безопасности дорожного движения. Она делает автомобили более заметными, снижая риск аварий. Но какой именно свет нужно включать? В этом вопросе до сих пор царит путаница, хотя ПДД дают вполне чёткий ответ.
Что говорят ПДД про ближний свет днём?
Обратимся к ключевому документу — Правилам дорожного движения РФ. Согласно пункту 19.5 ПДД, в период движения за городом или в условиях недостаточной видимости водители обязаны включать ближний свет фар, дневные ходовые огни (ДХО) или противотуманные фары. С 2010 года это требование распространилось на движение в любое время суток — не только ночью, но и днём.
Что это значит на практике? С момента включения зажигания водитель обязан позаботиться о том, чтобы его автомобиль был видим для других участников дорожного движения. Однако в пункте 19.5 ПДД уточняется, что включать можно не только ближний свет. Тут и начинается путаница.
Противотуманные фары — можно ли ими заменить ближний свет?
Многие водители считают, что если включить «противотуманки», можно забыть о ближнем свете. Давайте проверим, так ли это.
Пункт 19.4 ПДД разрешает использование противотуманных фар в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад) или совместно с ближним или дальним светом фар в тёмное время суток. Но пункт 19.5 уточняет, что при движении днём для обозначения автомобиля можно использовать только три типа световых приборов:
-
ближний свет фар,
-
дневные ходовые огни (ДХО),
-
противотуманные фары.
Таким образом, днём, если за окном не туман и не дождь, вы действительно можете использовать противотуманки вместо ближнего света. Но тут есть нюанс: многие автомобили оснащены «противотуманками», которые светят ниже уровня глаз встречных водителей, что снижает их эффективность в качестве средства обозначения автомобиля. Тем не менее, с юридической точки зрения это вполне допустимо.
Что такое дневные ходовые огни (ДХО) и как они связаны с ближним светом?
С развитием технологий на автомобилях стали устанавливать специальные дневные ходовые огни (ДХО). Эти огни автоматически включаются при запуске двигателя и автоматически выключаются при включении ближнего света фар.
ДХО предназначены исключительно для дневного времени суток. В отличие от ближнего света, они потребляют меньше энергии и не ослепляют встречных водителей. В ПДД они упоминаются в том же пункте 19.5, что и ближний свет фар и противотуманные фары. То есть, если на вашем автомобиле есть ДХО, то включать ближний свет вручную не нужно — достаточно просто завести двигатель, и система автоматически активирует ходовые огни.
Здесь всё понятно: если у вас есть ДХО, вы свободны от обязанности включать ближний свет или противотуманные фары. Однако ДХО есть не на всех автомобилях, и вот тут-то водители начинают искать обходные пути — например, ездить с габаритами.
Габаритные огни — а можно ли ездить только с ними?
Теперь мы подошли к самому главному вопросу: можно ли использовать габаритные огни вместо ближнего света, ДХО или противотуманных фар?
Ответ кроется в самом определении габаритных огней и их назначении. Пункт 19.1 ПДД гласит, что габаритные огни должны быть включены в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости при стоянке или остановке автомобиля. Их основная задача — обозначать неподвижный транспорт, а не выделять его в потоке машин.
Кроме того, пункт 19.5 ПДД чётко перечисляет, какие приборы можно использовать днём во время движения: ближний свет, ДХО или противотуманные фары. Габаритные огни в этот перечень не входят.
Почему нельзя использовать габаритные огни вместо ближнего света? Всё просто: они слишком тусклые и плохо видны в дневное время. Автомобиль с включёнными только габаритами почти неотличим от окружающего фона, особенно на фоне яркого солнца. Именно поэтому в пункте 19.5 ПДД габаритные огни не упоминаются среди разрешённых источников света для обозначения автомобиля.
А что будет, если ездить днём только с габаритами?
Это нарушение, и оно фиксируется сотрудниками ДПС, а также автоматическими камерами фото- и видеофиксации. В КоАП РФ предусмотрена ответственность за такое нарушение.
Согласно части 1 статьи 12.20 КоАП РФ, управление транспортным средством с нарушением требований по использованию внешних световых приборов (в том числе движение без ближнего света фар, ДХО или противотуманных фар) влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Сотрудники ДПС имеют полное право остановить автомобиль с включёнными габаритными огнями вместо ближнего света и выписать штраф. Камеры видеофиксации тоже могут фиксировать это нарушение, особенно в регионах, где установлены интеллектуальные системы распознавания нарушений ПДД.
Итог: можно ли днём ездить с габаритами вместо ближнего света?
Теперь, когда всё разложено по полочкам, ответ очевиден: нельзя. Габаритные огни не предназначены для обозначения автомобиля в движении. Они предназначены для обозначения припаркованного или стоящего автомобиля в условиях плохой видимости. В списке разрешённых приборов для движения днём габаритные огни не значатся.
Для обозначения автомобиля днём водитель может использовать:
-
ближний свет фар (вручную или автоматически),
-
дневные ходовые огни (если они есть),
-
противотуманные фары.
Езда с габаритными огнями вместо этих приборов грозит штрафом в 500 рублей. Поэтому не стоит «играть с огнём» и искать лазейки. Включайте ближний свет или ДХО и будьте уверены, что к вам не будет претензий со стороны инспекторов ГИБДД и камер видеофиксации.
И вот теперь можно смело ставить точку в этом вопросе. Ездить с габаритными огнями днём нельзя. Успокойтесь, включайте правильный свет и двигайтесь по правилам! 🚗