Самое первое моё знакомство с мотоциклами было примерно в 3-4 года, когда я заходил в отцовский гараж и залезал на стоявший возле стены «Восход» зелёного цвета. Сейчас трудно вспомнить, какая именно это была модель, но то, что я могу заявлять точно, выпущена она была до 1990 года. Потом этот «железный друг», с которым я часто проводил своё время, куда-то исчез, но мне об обстоятельствах этой пропажи почему-то не доложили -) В общем, на то время это всё, что я знал о мотоциклах производства ЗИД.
Позже, я расспросил отца, что за техника пылилась в нашем старом гараже, на что он ответил — Восход этот дядькин, стоял пару лет сломанный и фактически никому не нужный, а потом и вовсе был продан за ненадобностью. Спустя годы, когда мой интерес к двухколёсной технике становился всё сильнее, и мне хотелось самому приобрести что-то для передвижения по сельской местности, мне подарили мопед Верховину, а позже… когда опыта стало побольше и возраст позволял, отец притащил Днепр-11.
А вот у товарища, который жил от меня через улицу, был нулёвый «Восход-3М» ярко-красного цвета, на котором он давал покататься и мне. Техника была «огонь», по крайней мере на тот момент впечатления были именно такие. А вот, отец мой был не в восторге от них, говорил, что Минск надёжнее и не такой проблемный, и Восходы он конкретно недолюбливал. Так или иначе, популярность эта модель имела огромную в свои годы. Если кто-то помнит историю создания этих мотоциклов, то начиналось всё с 1946 года, когда в свет вышел первый «Ковровец» К-125. Своё название он получил в честь города, в котором располагался Завод имени Дегтярёва — г. Ковров.
В дальнейшем именно «Ковровец» стал основной для будущих моделей под собственным названием «Восход». И случилось это в 1965 году. Он уже не был так сильно похож на своего прародителя, но и на последние версии более современного Восхода тоже пока ещё не походил:, да и технические уже заметно превосходил своего предшественника.
Первый «Восход» имел 10-сильный двигатель с крутящим моментом 14 Н·м, и с его небольшой массой в 110 кг. этот «железный конь» мог разгоняться до 95 км/час. Прокатиться с ветерком можно было без сомнения, а учитывая, что это было в 60-х годах прошлого столетия, то подобные динамические характеристики на тот момент были отличными.
Время шло и ЗиД развивался, постоянно модернизируя свои модели мотоциклов и работая над новыми проектами. В конечном итоге прогресс дошёл до того, что в 1983 году появился один из последних мотоциклов той эпохи — «Восход 3М», который простоял на конвейере 10 лет вплоть до 1993 года.
Это была уже более скоростная версия туристического мотоцикла, из которой можно было выжать 105 км/час, при мощности двигателя в 14 лошадей. Да и внешность претерпела серьёзные изменения — совершенно иные крылья, форма бензобака, сиденье и оптика — облик становился с каждым годом всё более яркий и современный. Особенно эффектно смотрелся этот мотоцикл в оранжевом цвете.
После того, как Союз распался, эпоха двухколёсной техники постепенно пошла на спад, и спрос падал одновременно не только на мотоциклы «Восход», но и на другие бывшие советские модели: Минск, Урал, Днепр и т.д. ЗиД всё ещё пытался оставаться на плаву, выпуская иногда новые модели, типа «Совы», но они успех у публики не имели. Спустя много лет, когда об этих мотоциклах все забыли, а многие современные подростки даже не знают, что была такая техника как «Ковровец» и «Восход», Завод имени Дегтярёва вновь запустил производство мототехники.
Когда я впервые зашёл на их официальную страницу в Интернете, то вкладку с мотоциклами найти удалось не сразу, так как сфера деятельности этого предприятия сильно расширилась с тех пор. Но потом всё же на глаза попался раздел с актуальными моделями мотоциклов, которые они сегодня производят, и к моему огромному удивлению, цены на некоторые модели более чем лояльные.
«Ущипните меня — я сплю» — именно такие мысли были в голове.
Но для начала давайте взглянем на ассортимент того, чем живёт сейчас современный российский ЗиД.
Оказывается, что в модельном ряду представлены не только обычные дорожные мотоциклы, но и мопеды, а также мотовездеходы. Открыв каждую из этих вкладок, выяснилось, что мотовездеходов на сайте нет, а вот по остальной технике сейчас давайте посмотрим, что она из себя представляет и главное — сколько стоит сейчас современные аналоги старых «Восходов».
Глядя на фото выше, вы скорее всего уже догадались, что индекс в названии модели говорит о приблизительном объёме двигателя. Так, к примеру, ЗиД-125 оснащён 120-кубовым карбюраторным, четырехтактным, верхнеклапанным двигателем, который выдаёт 5кВт. при крутящем моменте 8,6 Нм. Моторчик конечно скромный по своим характеристикам и больше тянет на мопед, но многим, кому нужно просто доехать от места до месте с минимальными затратами на бензин, вариант просто шикарный.
Разгоняться с динамикой спортивного байка точно не получится, так как максималка ограничена 75 км/час., но для безопасной езды это хватит за глаза. И что самое приятное в ЗиД-125, так это не только экономичность в плане топлива, но и сама покупка такого «малыша» может оказаться по карману даже пенсионеру, ведь стоит эта модель сегодня всего лишь 86 800 рублей, не говоря уже про рабочий класс. Цена просто смешная, как по мне, ведь что такое 86 тысяч в наше время?
Вопрос только в том, есть ли потребность у горожан или жителей сельской местности в такой технике? Можете написать в комментариях свой ответ на этот вопрос, но давайте пока что посмотрим ещё на две модели современных ЗиД-ов.
ZiD-250 уже помощнее, и он комплектуется четырёхтактным 14-сильным двигателем 225 кубических сантиметров. Как видите, этот мотоцикл уже претендует на более серьёзную технику и больше придётся по нраву тем, кто предпочитает спортивные «покатушки» на природе или в специально отведённых для этого местах.
Но по цене этот красавец тоже будет отличаться от начальной 125-ой модели в большую сторону, и если смотреть именно на официальный прайс-лист сайта производителя, то выложить за него придётся 144 000 рублей. Тоже вполне приемлемо, если говорить о мотоциклах такого класса.
А теперь давайте посмотрим на флагмана линейки — ЗиД 300-01. Он уже имеет 283-кубовый четырехтактный силовой агрегат с принудительным зажиганием и жидкостным охлаждением, который развивает 21 л.с., а разогнаться так таком «мотике» можно до 120 км/час.
Скажем, выглядит намного мощнее и выразительнее, нежели его младшие братья, но тут надо понимать, что и денег за него придётся выложить побольше. Не знаю, почему, но официальный сайт не даёт информации по поводу стоимости, а вот на сторонних ресурсах за него просят порядка 200 тысяч рублей.
Конечно, хотелось бы, чтобы комплектующие, из которых собраны все эти российские мотоциклы, были по большей части именно отечественного производства, но пока что имеем немалую долю китайских компонентов. Но всё же, это куда лучше, чем просто закрыть завод и ничего не производить, согласитесь?
Как вам новые модели и взяли бы се6е тот же Зид-125, чтобы гонять на рыбалку или по деревне?