Экономия топлива – тема, которая интересует многих автомобилистов, поэтому она вызывает бурные дискуссии в Сети. Практика показывает, что снизить потребление горючего можно разными способами, но далеко не все из них одинаково эффективны. Стиль вождения – один из ключевых факторов, влияющих на расход топлива, и здесь важную роль играет своевременность переключения передач. Давайте разбираться, как добиться наилучшего результата, не внося изменения в конструкцию автомобиля.
Механические коробки переключения передач дают водителю широкие возможности для управления силовой установкой, но и автоматические трансмиссии тоже могут способствовать экономии топлива. Современные АКПП, вариаторы и «роботы» адаптируются к водителю и самостоятельно устанавливают оптимальные настройки. Если блок управления трансмиссией видит щадящий режим эксплуатации, то он будет переключать передачи при низких оборотах. Водителю с активным стилем автоматическая КПП позволяет реализовывать потенциал автомобиля, особенно в спортивном режиме.
Обороты двигателя – ключевой фактор, влияющий на расход топлива. На холостом ходу они минимальны и составляют порядка 800 об/мин, поэтому потребление горючего на прогретой бензиновой малолитражке составляет менее одного литра в час. В движении расход топлива намного выше, а для достижения экономии горючего нужно придерживаться минимальных оборотов, при которых двигатель работает стабильно. Однако и здесь не всё так просто.
Замеры показывают, что минимальный расход топлива бензиновым двигателем объёмом 1,6 литра наблюдается при переключениях примерно на 1500 об/мин. В таком случае удаётся соблюсти минимально возможный баланс между оборотами и стабильной работой двигателя без вибраций. Но в реальных условиях эксплуатации, когда дорога имеет рельеф, комфортнее переключаться при 2000 об/мин. Расход топлива увеличится незначительно, зато ехать будет намного комфортнее.
Важный нюанс касается движения автомобиля в подъём. Здесь работают другие правила, так как движение «в натяг», хоть и позволяет ехать с минимальными оборотами, способствует увеличению расхода топлива из-за необходимости активно работать педалью газа. При движении в горку рекомендуется заранее выбрать более высокую передачу, чтобы поддерживать порядка 3000 оборотов в минуту (~2500 об/мин на легковом дизельном двигателе). Такой стиль обеспечит минимальный расход топлива при движении в подъём.
На спуске тоже работают другие правила, которые важно учитывать. Если ехать с горки накатом (на нейтральной передаче), то расход топлива будет соответствовать расходу на холостом ходу. При оставлении передачи включённой обороты окажутся высокими, но потребление горючего станет практически нулевым. Блок управления перекроет подачу топлива, и двигатель фактически станет прокачивать только воздух, пока обороты не снизятся до определённой отметки (около 1500 об/мин) – такой режим работы двигателя называется принудительным холостым ходом. Его тоже можно учитывать для дополнительной экономии топлива.
И ещё один важный момент – щадящий режим эксплуатации двигателя позволяет минимизировать расход топлива, но не всегда полезен. Исследования показывают, что периодически мотору нужно давать поработать на высоких оборотах, при которых он самоочищается. Именно поэтому иногда интенсивное вождение будет полезным, особенно для турбированного двигателя.