Впервые целые и невредимые «Королевские тигры» попали в руки советских солдат в августе 1944 года, в польском селе Оглендов, на Висле. Этот захват стал последствием провального для немцев боя с тяжёлыми советскими ИС-2, когда их 501-й тяжёлый танковый батальон потерял 12 танков.
2 из них, с бортовыми номерами 502 и 102 – командирские машины с дополнительным шестым членом экипажа и сокращённым боекомплектом – были брошены на поле боя в боеспособном состоянии, и даже с книжками подробной технической документации внутри. Эти танки отправили на полигон в Кубинку, для подробного изучения.
Один из них и сегодня является экспонатом в парке «Патриот», а второй, после ходовых испытаний, принял на себя огонь советской артиллерии – для исследования качества бронирования. После чего, естественно, был утилизирован.
Что удивило советских инженеров при этих испытаниях «флагманской модели» германского танкостроения? То, что «Королевский тигр» оказался не так уж надёжен и не так уж сильно бронирован.
Подробности далее.
Быстрый перегрев двигателя и трансмиссии; слабая для такой массы ходовая
До того, как трофейные «Королевские тигры» оказались на ж/д платформе и поезд повёз их в Советский Союз, они прошли своих ходом 110 км до ж/д станции. На танке с номером 102 за этот пробег: разрушился подшипник ступицы левого направляющего колеса; перегрелась правая часть V-образного двигателя.
У обоих танков быстро перегревался не только мотор, но и коробка передач. Значительное количество пальцев гусениц попросту разрушилось. Сами гусеницы в движении быстро теряли натяжение. Через каждые 10-15 км приходилось останавливаться и подтягивать их.
Уже в Кубинке у 102-го танка заклинила правая бортовая передача. Разобрали: оказалась, что она полностью разрушилась. С этого момента 502-й «Королевский тигр» стал выступать донором, с которого снимали запчасти и узлы для ремонта «собрата».
Даже первый 35-км контрольный пробег по сухой просёлочной дороге танк, прошедшей до этих испытаний по спидометру всего 444 км, не смог пройти без проблем. Постоянно выбивало масло из привода правого вентилятора, что требовало регулярных остановок для осмотра и дозаправки.
С технической точки зрения самые серьёзные нарекания у советских инженеров вызвали хлипкие бортовые передачи, ненадёжные ведущие колеса и быстро выходящие из строя пальцы гусениц.
Огромный расход горючего
Расход бензина оказался чудовищным: за 90 км испытательных пробегов по полигону «Королевский тигр» сожрал 860 л бензина, т.е. это почти 970 л на 100 км пути!
В то время как тяжёлый танк ИС-2 в тех же условиях на одной заправке проходил 135 км, сжигая на них 520 л солярки. А в книжке было написано, что «Королевский тигр» расходует по просёлкам 700 л бензина на 100 км пути.
Мощная, но низкокачественная броня
Обстрел прошедшего ходовые испытания танка производился на полигоне бронебойными и осколочно-фугасными 57-мм, 76-мм, 100-мм и 152-мм калибров, а также немецкими 75-мм и 88-мм.
Результат оказался неожиданным. «Королевский тигр» был самым бронезащищённым танком тог времени, имевшим лобовую броню 120-150 мм (у обычного «Тигра» была 65-100 мм). Однако качество её изготовления оказалось невысоким.
Броня «Королевского тигра» оказалась слишком мягкой, а сварные швы недостаточно качественными, лопающимися от попаданий снарядов. Но этот факт свидетельствовал уже не о конструктивных недостатках, а о больших проблемах немецкой военной промышленности с сырьём и материалами.
А плюсы были?
Конечно, и их было найдено немало. Коробка переключения передач передовой конструкции, с автоматическими приводами управления; механизм поворота, отличающийся лёгкостью управления за счёт применения гидравлических сервоприводов, с пониженной нагрузкой на фрикционы; система очистки воздуха для питания мотора (фильтры непосредственно над карбюраторами); автоматическое огнетушение двигательного отсека; электрообогрев аккумулятора; внутренняя амортизация опорных катков; термосифонный обогрев двигателя для зимних условий.
«Королевский тигр» был грозным оружием, лёгким в управлении. Однако часто ломался, и не имел большого рабочего ресурса: слишком тяжёлой оказалась нагрузка от массы танка на его мотор, трансмиссию и ходовую часть