Цена на топливо
Немногие страны могут позволить себе разработку, производство и эксплуатацию танков с газотурбинными двигателями (ГТД). Первый в мире серийный танк с таким агрегатом до сих пор производят в Рф и называется он Т-80. Основной боевой танк США М1 «Абрамс» также оснащен ГТД, однако российская и американская машины существенно отличаются друг от друга.
Для заправки Т-80 в штатной структуре танковых подразделений работают специальные заправочные службы. Огромные грузовики с цистернами заполняют баки машины перед каждым боевым выходом, чтобы «реактивный» танк не встал как вкопанный посреди дороги. Американский ГТД в «Абрамсе» является многотопливным и может работать на дизельном топливе DF-1, DF-2 и авиационном топливе JP-4, JP-5. Однако для того, чтобы машина считалась полноценной боевой единицей, этого топлива нужно существенно больше, чем в Т-80.
Одной из особенностей танка является его огромный вес — чтобы передвигать машину массой более 62 тонн по пересеченной местности, двигатель может расходовать более 1400 литров топлива на 100 километров пути. Этот показатель был определен по итогам тендера на поставку боевой техники в вооруженные силы Швеции в 1993 году, где американский М1 противостоял немецкому «Леопарду» и… российскому Т-80. Можно сделать поправку на суровые северные условия, но цифры по расходу топлива более чем серьезные, и обеспечить «Абрамсы» питанием в бою — задача не из простых.
В контексте использования танков М1 где-либо за пределами США стоит понимать, что одно дело — получить машины этого типа, и совершенно другое — правильно их использовать. В Ираке механизированные части США возили за собой целые караваны с топливом и другими жидкостями для обслуживания танков М1.
Эти караваны никто не атаковал, так как практически вся иракская авиация была уничтожена в первые дни боевых действий. Если при использовании М1 «Абрамс» где-либо еще начнется дефицит топлива, то машины, потребляющие топливо буквально как самолеты, рискуют встать без движения. Кроме того, пока непонятно, как М1 будет работать на зарубежной «солярке», качество которой, вероятно, очень далеко от идеала.
Как лечить немецкую «кошку»
Немецкие танки «Леопард» были спроектированы таким образом, чтобы сочетать в конструкции «всего понемногу». И хотя американский гигантизм и любовь к двигателям с большим объемом (и высокими оборотами) немцы не унаследовали (внутри «Леопарда» стоит мощный, но в то же время экономичный турбодизель) с использованием немецких боевых машин за пределами Германии не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Многие незнакомые с боевой техникой люди ошибочно воспринимают танк как автомобиль. Однако на нем нельзя заехать на ближайшую АЗС, чтобы заправиться, а боекомплект нельзя докупить в ближайшем супермаркете. В случае с немецким «Леопардом» ситуация усугубляется еще и тем, что для полноценного боевого функционирования требуется не только топливное, но и инженерное обеспечение, которое больше похоже на специальное обслуживание дорогих автомобилей в строго определенных автосервисах.
Во времена «смотра» немецких танков для танкового тендера Швеции компания «Рейнметалл» (производитель танков «Леопард») показала шведским военным схему необходимой структуры механизированных частей, в которых могут использоваться такие танки. Помимо боевых машин, шведской армии предложили заиметь еще восемь вспомогательных служб: топливную, инженерную (с машинами на базе танка), учебную, ремонтную, службу снабжения, эвакуации, оружейную и вспомогательную (так называемый «отдел на подхвате»).
Важно понимать, что каждая из этих служб делится примерно на 10 разных департаментов, для которых необходимо не просто набрать несколько десятков тысяч специалистов высокой квалификации с определенным набором технических знаний, но и обучить их работе именно с танками «Леопард-2». Даже в более спокойное время развернуть такую структуру за рубежом невозможно быстрее, чем за несколько лет.
Если говорить по-простому, то вся суть организации службы «Леопард-2» в танковых частях сводится к нормальному обслуживанию, ремонту, вооружению и эвакуации танков «Леопард-2» с поля боя. Если хотя бы один из механизмов нормального функционирования западного танка даст сбой или его работа не будет налажена изначально, то машины рискуют превратиться в одноразовую, пусть и очень дорогую игрушку — до первой поломки, наезда на мину или встречи с противотанковой ракетой. Дальше — либо замена на новый, либо стадия принятия потерь.
Однако даже если вместе с танками «Леопард» за пределами Германии будут поставлены ремонто-эвакуационные машины, существование таких механизированных частей напрямую будет зависеть от наличия или отсутствия на поле боя современных ударных вертолетов, противотанковых ракет, современных танков, а также артиллерии, играющей решающую роль на поле боя.
Общие проблемы
Несмотря на то, что М1 «Абрамс» и немецкий «Леопард» имеют разные проблемы, общие недостатки, характерные для любых иностранных операторов, получающих такую технику в экстренном порядке, все же имеются. Главный из них — дефицит танковых боеприпасов. 23 декабря газета Wall Street Journal сообщила, что из-за большого числа экспортных поставок НАТОвских калибров за рубеж в Европе начался полноценный дефицит боеприпасов.
Это касается и танковых боеприпасов. Первые версии американских танков М1 оснащаются 105-мм нарезной пушкой М68А1. Это довольно редкое орудие, особенно по современным меркам. О способности снарядов пробивать защиту танков противника говорить не стоит, однако снаряды при интенсивной стрельбе к ротам и батальонам, вооруженными такими танками, должны поступать буквально вагонами. Одна заминка — и подразделение уже не может воевать.
Такая же проблема может возникнуть и с «Леопардами». Опыт использования немецких САУ PzH-2000, «Цезарь» и М109 за пределами стран-производителей показал, что в боях с высокой интенсивностью одно из главных требований — это наличие десятков тонн боекомплекта в шаговой доступности. Как только снаряды кончаются (а кончаются они быстро), пушки «замолкают». Но и это еще не конец истории.
Начиная с 1985 года на танках «Абрамс» устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка М256, унифицированная по снарядам с пушками танков «Леопард-2». Однако есть проблема — производство таких боеприпасов в США, Германии, Франции и других странах, использующих танковые пушки калибра 120-мм различается между собой. Прецеденты уже бывали — поставленные за рубеж польские САУ «Краб» не могли использовать французские 155-мм выстрелы для артиллерии, а норвежские САУ М109 не могли использовать немецкие артиллерийские боеприпасы.
Проблем с топливом, ремонтом и снарядами, к слову, нет у российской армии. В тылу у передовых сил (которые работают с хорошо знакомой техникой, калибрами и оборудованием) всегда есть ремонтные батальоны, оружейные и логистические части, служба которых, как в той песне — «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». Однако именно от тыловиков и ремонтников напрямую зависит исправность танков Т-72Б3, Т-80 и Т-90, действующих на передовой.
Любопытно, что проблема любого зарубежного оператора западных вооружений (в текущей обстановке этой страной оказалась Украина) будет усугубляться по мере увеличения парка бронетехники. Чем больше поставленных танков будет задействовано для боевых действий, тем больше ресурсов эти силы будут отнимать.
Сухопутные войска любого государства, принимающего на вооружение сотни образцов техники разного производства и орудий разного калибра неизбежно сталкиваются с так называемой «проблемой перехода». В этот период нет четкого понимания, как должны работать части и соединения, а логистические службы не понимают, какой калибр боеприпасов необходим определенному подразделению на определенном участке фронта.
Скрытая угроза
В многочисленных презентациях для армии США и стран НАТО война будущего описывалась как исключительно сетецентрическая операция с большим применением авиации и чуть ли не боевых лазеров. В реальности американские М1 «Абрамс» и «Леопард-2» могут столкнуться не только с огромным количеством российских танков Т-72Б3 и Т-90, но и с тактикой «огневого вала». Под ней обычно понимают уничтожение позиций противника с помощью интенсивного артиллерийского обстрела, который, с высокой долей вероятности, не минует и зарубежную бронетехнику.
Несмотря на серьезное бронирование, крыша по-прежнему остается уязвимым местом и американского М1 и немецкого танка «Леопард-2». Тактика «огневого вала» успешно зарекомендовала себя как инструмент для купирования любых атак — как небольших, с использованием легкой техники, так и крупных, с поддержкой механизированных частей и отдельных танковых батальонов.