— Как же так, сынок?
Федор сел напротив сына, пока его жена Лена пододвигала Саше тарелку с едой. На ужин она приготовила пюре с котлетами и, как знала, налепила котлет побольше. Федор еще спросил у жены, куда столько. Не съедят же. А через полчаса раздался звонок в дверь, а на пороге был их сын с чемоданом в руке.
— А вот так, — с набитым ртом, проговорил он. – Янка выгнала меня. Надоел я ей, видите ли! Я и работал, и с ребенком всегда помогал. А она? Вечно дома бардак, вечно злая. А я, понимаете ли, плохой.
Федор и Елена переглянулись. Не ожидали они такого.
Яна, жена Саши, им очень нравилась. Милая и приветливая девушка. А уж когда у них родилась доченька, бабушка и дедушка были на седьмом небе от счастья. Да и внучку они безумно любили. А тут такое…
Лене и Феде казалось, что у сына в семье все хорошо. По крайней мере, он ничего и никогда не рассказывал. Сами родители Саши были женаты уже двадцать восемь лет. И за это время ни разу ни у одного из них не возникло мысли выгнать другого. Или собрать чемодан и уйти. Конечно, были ссоры и разногласия, но они всегда дорожили друг другом.
— Что, так и сказала, что ты ей надоел? – покачав головой, спросила Лена.
— Да! Так и сказала!
— Давай я Яне позвоню, поговорю с ней, — предложила Сашина мама.
— Не, — покачал он головой, — не надо. Янка неадекватная сейчас. Сам разберусь.
Но то ли Саша не спешил разбираться, то ли это и впрямь был конец их отношениям, но факт остается фактом: через два месяца супруги развелись.
Как-то раз мама Саши, не послушав сына, все же позвонила невестке.
— Яночка, ну что же ты? Дочку без отца оставляешь. Почему ты Сашу выгнала?
— Он сам виноват, — отрезала Яна.
— Да в чем же он виноват? Ты мне скажи!
— Говорите с сыном, — проговорила невестка, а потом, попрощавшись, повесила трубку. И больше Елена не стала лезть. И впрямь, пусть сами разбираются, а то еще крайней останется.
После развода Лена и Федя стали говорить Саше, чтобы привел к ним внучку, соскучились они ужасно. Он все обещал, но так и не взял ни разу дочку.
Тогда не выдержал Федор.
— Ты же отец! То, что у вас с Яной ничего не вышло, не означает, что о своем ребенке забыть нужно!
— А ты думаешь, я забыл? – огрызнулся Саша. – Яна не дает мне дочку! Я хотел! Но она разрешает видеться с ней лишь в ее присутствии. А к вам не отпускает!
— Да как же так? – растеряно спросил отец. – Мы же к Яне, как к родной дочке относились. За что она так с нами?
— Пап, она не такая, как вам казалось. Сейчас у Яны цель – побольше с меня алиментов стребовать! Работать не хочет, хотя Аня уже пошла в садик, а вместо этого меня шантажирует. Мол, не будешь платить денег, я тебе с ребенком видеться не дам.
Вечером, когда Саша спал, Лена и Федя обсуждали сложившуюся ситуацию.
— Не думал я, что Яна так поступит, — грустно произнес мужчина. – Мы-то не виноваты в их разладе! И она прекрасно знает, как мы любим Анечку.
— А знаешь, что? А давай мы с ней поговорим? Скажем, что мы не будем лезть в их дела, и попросим, чтобы она разрешала нам с Анечкой видеться, — предложила жена. — Да и не дело, что она отцу разрешает Аню навещать только по вечерам, при ней. Он такой же родитель!
— Думаешь, она нас послушает? – покачал Федор головой.
— Можно хотя бы попробовать, — пожала плечами Елена. – Только Сашке ничего не будем говорить, он и так из-за всего этого переживает.
На том и порешили. И следующим днем, когда сын ушел на работу, Федя и Лена собрались и поехали к бывшей невестке. По дороге заехали в магазин, купили внучке новую одежду, игрушки, фрукты. Очень они надеялись, что Яна примет подарки и не выгонит их. Они безумно соскучились по Ане, и даже одна лишь мысль о том, что они больше не смогут видеться с внучкой, их сильной ранила.
Яна открыла дверь сразу. Бледная, с синяками под глазами.
— Здравствуй, Яночка, — тихо проговорила бывшая свекровь, прижимая к себе пакет из детского магазина. – Ты уж прости, что мы без предупреждения, боялись, что ты нам не разрешишь приехать.
Яна нахмурилась, а затем посторонилась.
— Бабушка, дедушка! – выскочила Аня к ним на встречу.
— Ой, золотце наше! А ты не в садике? А мы тебе подарки привезли!
— А я заболела, — весело ответила внучка.
— Вы не переживайте, — заговорила Яна, — она уже на поправку идет, не должна вас заразить. Я сейчас чайник поставлю.
Пока Яна делала чай, Лена и Федя возились с малышкой. Они не видели ее уже больше трех месяцев, и им казалось, что она очень выросла за это время.
— Пойдемте пить чай, — позвала их Яна. – А ты пока поиграй.
Они сели за стол. Лене и Феде было очень неловко. Они думали, что бывшая невестка их и на порог не пустит, а она даже чаем их поит.
— Яночка, — начала говорить бывшая свекровь, — нам жаль, что с Сашей у вас не сложилось. Но ты же знаешь, что мы к тебе всегда хорошо относились, и Анеку мы очень любим. Разреши нам с ней видеться, хоть иногда! Если боишься нам ее давать, то мы можем при тебе с ней гулять.
Елена взглянула на мужа, словно, выискивая в нем поддержку. И тот тут же кивнул, подтверждая все слова жены.
— Елена Васильевна, Федор Сергеевич, я никогда не была против того, чтобы вы виделись с внучкой. И чтобы вы брали ее к себе, — недоуменно проговорила Яна.
— Ну, как же… — растерялась бывшая свекровь. – Саша нам сказал…
— Ах, Саша, — вздохнула Яна.
Все замолчали. Федор и Елена пытались осознать услышанное, а Яна как могла справлялась с раздражением.
— А Саша вам сказал, почему я его выгнала? – неожиданно спросила Яна.
— Ну, он сказал, что он тебе надоел, — пробормотал Федор, начиная подозревать, что дело совсем не в этом.
— Он мне изменил, — горько усмехнулась Яна. – Я ночами не спала, пока Аня с температурой была. Она же в садик пошла, и очень часто теперь болеет. Я просила его возвращаться с работы пораньше, помогать мне, а он говорил, что у него много дел. А потом я узнала, что у него за дела! А сейчас я даже на работу не могу выйти, потому что Анька так и болеет постоянно. Вот взяла подработку из дома, чтобы было на что жить. Саша платит алименты, которые ему присудили, да вот только у него зарплата официальная маленькая, и алименты копеечные получаются.
— А с Аней он видится? – с надеждой в голосе, спросила Елена.
— После развода виделся два раза. Хотя я просила его посидеть с ней, когда она снова приболела, чтобы я могла поработать. Но он занят, у него новые отношения.
Елена и Федор снова переглянулись.
— Прости нас, Яна, — проговорил мужчина, — что не смогли сына достойно воспитать.
— Вы тут не причем, — улыбнулась она. – Вы же знаете, что к вам я очень хорошо отношусь. И буду рада, если в жизни Ани бабушка и дедушка будут участвовать.
— Так, — старательно сдерживая слезы, произнесла бывшая свекровь, — давай, выходи на работу. Я дома сижу, поэтому, когда Аня будет болеть, я с ней буду оставаться. Да и вообще, когда тебе будет нужно, звони, не стесняйся, я тут же приеду и помогу.
— Спасибо вам, — улыбнулась Яна.
Вечером Елена и Федор ждали своего сына. Он вернулся поздно, и опять начал рассказывать сказки о том, что еле уговорил бывшую жену увидеться с дочкой.
— Ты ее из садика забрал? – спросила Елена, как ни в чем не бывало.
— Ага, — кивнул Саша. И тут же получил подзатыльник от своего отца. – Эй, за что?!
— Ты совсем обнаглел?! Твоя дочь уже неделю на больничном! Но откуда тебе знать, если ты ее даже не навещаешь?! Еще и нам с матерью лапши на уши навесил! Значит так, — выдохнул Федор, — доедай, собирай свои вещи и уматывай к той, на кого ты семью променял.
— Вы с Яной говорили? – скуксился Саша. – Конечно, она меня монстром выставила…
— А тебя не надо выставлять, ты сам все для этого сделал.
Саша съехал через неделю, уговорил родителей пожить до тех пор, пока не снимет квартиру. Он так и платил мизерные алименты, и с дочерью виделся редко. Зато бабушка и дедушка помогали Яне, как могли. И с внучкой сидели, и даже денег иногда подкидывали, хоть Яна и не хотела их принимать.
Саша же обижался. Мол, я ваш сын, вы должны быть на моей стороне. Да вот только отец и мать на это не велись. Нужно быть достойным человеком, чтобы другие приняли твою сторону. А если ведешь себя так нехорошо, будь готов, что и родители от тебя отвернутся.