Телефон Сергея не отвечал. Тамара Ивановна в отчаянии пыталась дозвониться уже в течение получаса, но всё безуспешно. Из трубки слышались только длинные гудки.
— Господи, поскорей бы всё это закончилось, — в ужасе шептала она, прячась в шкафу и через узкую щель приоткрытой дверцы наблюдая за происходящим в комнате.
Женщина сама себя ругала за столь неудачно выбранное место для убежища, но в первые секунды реальной опасности долго думать ей возможности не дали. И теперь Тамара Ивановна понимала, что оказалась в ловушке, откуда выбраться в целости и сохранности ей бы удалось только чудом.
Наконец, телефон, который Тамара Ивановна предусмотрительно поставила на беззвучный режим, завибрировал, на экране высветилось имя сына.
— Что ты хотела? – холодно и без предисловий спросил он.
— Серёжа, спасай! – истерично зашептала Тамара Ивановна. – Я не представляю, что сейчас будет…
Договорить она не успела. Даже малейшего шума хватило, чтобы женщину вычислили. Дверца шкафа резко распахнулась, и Тамара Ивановна истерично закричала…
* * *
— Бойся данайцев, дары приносящих, — философски процитировала Ирина святое писание после того, как Сергей озвучил ей план своей матери.
— Ира, ну чего ты? – спросил он немного обиженно. — Мама же прекрасно тебя приняла, я даже удивился. Почему ты каждый раз ждёшь с её стороны какой-то подвох?
— Не знаю, — пожала плечами Ирина. — Интуиция подсказывает.
— Слушай, я понимаю, что, обжёгшись на молоке, часто потом дуют на воду. Но не стоит тащить свой печальный опят прошлого в настоящее, — осторожно заметил мужчина. — Даже когда всё хорошо, ты постоянно добавляешь негатив.
— Прости, — виновато сказала Ира. — Я ничего не могу с собой поделать.
— А ты постарайся. Ира, я готов помочь тебе проработать прошлые проблемы, но не хочу постоянно выступать в роли громоотвода, — спокойно, но твёрдо сказал Сергей. — У самого хватает достаточно печальных воспоминаний, но я не проецирую их на тебя. В отношениях сейчас мне больше всего хочется покоя и стабильности.
— Я поняла, — поспешно сказала Ирина.
Она и сама всё четче осознавала, что сильно рискует, испытывая терпение Сергея на прочность. Его она не хотела потерять.
«Нужно действительно научиться держать себя в руках», — подумала женщина.
— Ладно, возможно, твоя мама подала реально не самую плохую идею, — согласилась она, наконец. — Во всяком случае, мы можем попробовать.
— Вот и отлично! – улыбнулся Сергей. — Значит, прямо завтра начинаем заселяться.
В ответ Ирина вновь пожала плечами, предпочтя не спорить и не обострять ситуацию.
* * *
Спор между молодыми людьми возник по поводу озвученной Тамарой Ивановной инициативы: сдать им с Сергеем наследственную мамину квартиру, которая долгие годы приносила женщине неплохой доход. А Сергей и Ирина как раз собирались пожениться и подыскивали отдельное съёмное жилье.
Теоретически, квартира после смерти бабушки Сергея должна была достаться ему. Однако в момент её кончины парню только исполнилось 14 лет, и Тамара Ивановна смогла убедить свою мать, которая предчувствовала свой скорый уход, оформить дарственную на неё.
— Вырастет, сил и ума наберётся, на него перепишу, — пообещала Тамара Ивановна умирающей женщине.
И вот Сергею было уже 25 лет, из которых он полгода встречался с Ириной. А Тамара Ивановна выполнять своё общение не торопилась, всё время находя какие-то отговорки.
При этом перед Ириной Сергей больше трёх лет встречался с Алёной, в отношении которой также имел самые серьёзные намерения. Об уговоре матери с бабушкой он знал, поэтому пришёл к ней решить вопрос с жильём перед тем, как сделать Алёне предложение.
— Серёжа, ты же знаешь мое тяжёлое финансовое положение, — начала жаловаться Тамара Ивановна. — Благодаря сдаче этой квартиры я хоть могу нормально жить и у тебя помощи не просить.
— Мама, да мне проще тебе деньжат подкидывать, чем отдавать за съём чужому дяде, — пытался спорить сын. — Ты же обещала бабушке.
— Мало ли, что я обещала, — недовольно огрызалась Тамара Ивановна. — Обстоятельства изменились.
Всё чаще разговор о бабушкиной квартире между матерью и сыном перерастал в серьёзные ссоры и скандалы. Наконец, Сергею всё это надоело, и он предложил Алёне пойти на обычный съём. Однако подругу такой расклад не устроил.
— Ты представляешь, сколько денег у нас будет улетать! – пыталась она переубедить жениха. — Ты должен, как следует, надавить на свою мать.
Сергей упирался, а Алёна настаивала — и теперь всё чаще стали ссориться они. Результат был плачевный: невеста ушла к другому, более состоятельному коллеге по работе, разведённому, но при своей квартире. С учётом скорости перемещения Алёны из одной постели в другую, Сергей подозревал, что отношения с ними обоими девушка крутила параллельно.
Сергей вернулся к матери.
— Вот чувствовала я в ней какую-то гнильцу, — говорила сыну Тамара Ивановна. — Как видишь, оказалась права. Не удивлюсь, что она пыталась тебя заранее убедить оформить на неё долю в квартире. Так ведь?
Сергей молчал, и Тамара Ивановна догадалась, что в своих подозрениях попала в самую цель. Обманутый мужчина понимал, что мать права, говоря, что его «бог отвёл» от ненадёжной девицы. Но на душе всё равно было паршиво и горько.
* * *
Отходил Сергей очень долго, а потом познакомился с Ириной, у которой за спиной был свой печальный бэкграунд. Молодая женщина пережила не просто предательство бывшего мужа. По её словам, он повёлся на клевету со стороны свекрови.
— А ведь Вера Павловна так мягко стелила, — жаловалась Ирина. — Дочкой меня назвала. Ути-пути, а потом нож в спину воткнула.
Сергей искренне сочувствовал подруге. Когда он познакомил её с матерью, Тамара Ивановна проявил всё своё радушие. Однако Ирина по привычке увидела в этом подвох.
— Знакомая история, — горько усмехнулась она. — Вера Павловна, один в один.
— Ира, я знаю свою мать, — серьёзно казал Сергей. — Она по своей натуре неподлая вообще. И не имеет привычки притворяться. Да, может промолчать относительно каких-то своих мыслей о человеке, но всегда предоставляет возможность разобраться мне самому.
Девушка тогда промолчала, однако Сергей видел, что она ему не поверила.
«Ей просто нужно время», — подумал он тогда.
Через полгода встреч Ирина и Сергей решили жить вместе. И молодой мужчина вновь пришёл к матери с разговором.
— Мама, Ирка со мной точно не из-за денег, — заверил он родительницу. — Я уже в этом успел убедиться. Мы даже платим за всё пополам. Но жить нам всё-таки лучше отдельно от тебя. В конце концов, мы уже достаточно взрослые люди. И потом, я тебе заранее обещаю, что никакой доли я на Ирину оформлять не собираюсь. Но терять её не хочу.
Тамара Ивановна тогда ненадолго задумалась, а затем предложила сыну компромиссный вариант: она сдаёт им ту самую квартиру, но по цене в два раза ниже рыночной.
— И мне хоть какая-то прибыль, и вам не так накладно, — аргументировала своё решение женщина. — Поживёте вместе, притрётесь, получше друг друга узнаете в быту. А там видно будет.
Сергей нехотя, но согласился с предложением матери, хотя Ирина восприняла его с присущей ей подозрительностью. Но с будущим мужем согласилась, и они с Сергеем переехали.
* * *
— Надеюсь, твоя мама не зачастит к нам в гости на правах хозяйки, — заявила она Сергею, едва молодые люди приступили к разбору вещей.
— Если мама хотя бы раз придёт без предупреждения, тогда ты мне и выскажешь, — ответил мужчина. — А заранее есть мне мозги не надо.
Ирина замолчала. В квартире покойной бабушки Сергея они жили уже неделю, и Тамара Ивановна даже не думала им докучать. С сыном они общались по телефону, и через него она передавала Ирине приветы.
Со временем Ирина успокоилась. Вскоре они с Сергеем расписались. К его облегчению она всё реже вспоминала свой негативный опыт в прошлом, и мужчина облегчённо выдохнул.
Через полгода Сергей перешёл на новую работу. Его зарплата значительно увеличилась, но теперь предполагались длительные командировки.
— Не волнуйся, я найду, чем себя занять, — успокоила его жена. — Только своей маме сразу передай, что никакая помощь мне нужна.
— А мама ничего подобного и не предлагала, — немного раздражённо ответил Сергей.
«Опять она свою шарманку завела», — недовольно подумал он.
Но Ирина поспешила сгладить углы.
Однако уже на третий день от неё поступил гневный звонок.
— Твоя мамаша привела и поселила у нас своего родственника! «Куда же идти моему брату с детьми? Только к тебе!» — передразнила она интонацию свекрови. — Я знала, что этим закончится, я тебя предупреждала!
— Ира, успокойся, я разберусь! – сказал муж.
Он сразу же позвонил матери, успев предварительно основательно себя накрутить.
— Мама, Ирина мне всё рассказала! Как ты могла?
— Серёжа, послушай… Всё совсем не так…
Тамара Ивановна пыталась вставить хотя бы слово, но тщетно.
— Ирка была права! – психанул Сергей. — Как только я вернусь, мы сразу съедем.
Больше он на звонки матери не отвечал.
Тамара Ивановна отправилась к невестке поговорить, а вместо этого ей пришлось искать убежище в шкафу. Но её обнаружили и там…
* * *
По возвращению Сергей застал мать в больнице. Тамара Ивановна была сильно избита. Возле её кровати на стуле сидела незнакомая женщина, с которой мать что-то тревожно обсуждала.
— Мама, что произошло? – поразился Сергей.
Вместо ответа Тамара Ивановна заплакала.
— Здравствуйте, Сергей, меня зовут Вера Павловна, и я – бывшая свекровь Ирины, — представилась женщина.
— Я наслышан о Вас, — нахмурился мужчина.
В ответ Вера Павловна грустно улыбнулась.
— Боюсь, Ирина преподнесла Вам нашу историю в несколько ином свете, — сказала женщина.
Вера Павловна поведала Сергею, что и сама была на месте Тамары Ивановны, когда попросила Ирину о незначительном одолжении.
— Моё состояние было даже хуже, — сообщила она. — Ирина имеет серьёзные психические проблемы. И мой сын совершил большую ошибку, что пожалел её и не заявил, куда надо. Надеюсь, Вы будете умнее.
— Серёжа, я ведь всего лишь попросила приютить Мишу с мальчиками на одну ночь, пока я Рекса куда-нибудь пристрою, — пояснила Тамара Ивановна. — Ты же знаешь, что у старшего аллергия на собачью шерсть. И вот такое получила в ответ.
— Сергей, её надо остановить, — добавила Вера Павловна. — Ирина опасна, прежде всего, для самой себя.
Скрепя сердце, Сергей написал заявление в полицию. Через несколько дней Ирину задержали и поместили в специальное учреждение. С Сергеем они увиделись только один раз.
— Серёжа, твоя мать меня оклеветала, а ты поверил! – в отчаянии кричала жена.
Но Сергей просто ушёл.