— О, кстати, забыл тебе сказать, — Марк, не переставая, болтал за ужином о предстоящем юбилее. — Олег с Маринкой собрались приехать. Звонили сегодня. Всё-таки надумали!
— Да ты что? — удивилась Ирина, которая в этот момент стояла у плиты и снимала со сковороды любимое лакомство всей семьи. Сегодня она решила побаловать своих пирожками с капустой и грибами. Младшему Ваньке ещё и с повидлом несколько штук сделала — сынок у них был сладкоежкой, хоть и отпраздновал недавно своё пятнадцатилетие.
— Куда они денутся! Понимают же, что я на всю жизнь обижусь на них. Подумаешь, причину выдумали — далеко они живут. Раньше, когда помоложе были, их это не останавливало, — рассуждал Марк, вспоминая про друзей, с которыми они с Ириной были тесно связаны давней дружбой.
Олег и Марина когда-то жили здесь же, но потом супругу предложили хорошую должность в другом городе, и друзья, недолго думая, отправились за две тысячи километров от малой родины. Но дружбу поддерживали. Постоянно созванивались, делились своими удачами и проблемами, ездили друг к другу в гости, хоть и не так часто, как хотелось бы.
А когда Марк пригласил их на свой сорокапятилетний юбилей, который супруги собрались праздновать накануне, сначала отказались, сославшись на кучу проблем и дороговизну билетов. И вот сегодня Олег позвонил будущему юбиляру и обрадовал — они приедут.
— Маринка неожиданно нашла недорогие билеты на самолёт, так что прилетим, ждите!
— Вот здорово! — бурно отреагировал Марк. — Хорошая новость, дружище! Вот это я понимаю — настоящий поступок настоящих друзей!
— Да, согласен. Сами очень хотим вас увидеть, да и город родной не мешало бы посетить. Правда, мы слегка припоздаем — прямо в ресторан прибудем. Но, я думаю, ничего страшного. Хотели пораньше на день вылететь, но с билетами запарка. Только так получилось. Но ничего, с корабля на бал — тоже хорошо! — смеялся Олег, предвкушая близкую встречу с хорошими друзьями.
Марк совсем не собирался так широко отмечать свой сорок пятый день рождения. Для него он был обыденным, таким же, как и все предыдущие, несмотря на солидную дату. Но его уговорили родственники и друзья. Да и Ирина тоже не отставала.
— Как это — не будем отмечать? Да ты что? У тебя столько друзей и родных, которые захотят тебя поздравить в этот день, коллеги, наверное, тоже собираются прийти. Так что, никаких отказов и отговорок. Будем готовиться к юбилею! — вынесла жена свой вердикт.
Супруги заранее сняли хороший ресторан, обзвонили всех, кого хотели видеть на своём торжестве. Оставались последние моменты по организации застолья. Созвониться с тамадой, уточнить детали сценария, оплатить украшение зала в фирме, которая занималась подобной деятельностью. Ну и подумать о нарядах для именинника и для всей семьи.
— Ты уже решил, в какой рубашке будешь? — спросила Ирина за день до банкета. — Мне кажется, что вот эта с персиковым оттенком очень хорошо будет гармонировать с твоим костюмом.
— Слушай, тут такое дело… Марк как будто не слушал то, что ему говорит супруга.
— Какое дело? — удивилась Ирина. — Что-то срывается? Кто-то отказывается прийти на юбилей? Ну, я так и знала! Как только оплатишь все столы, оказывается, что треть из них будет пустовать. Что за люди? Неужели нельзя сразу сказать о том, что они не придут?
— Да нет, ничего такого. Наоборот. Понимаешь, дорогая, моя бывшая жена просится на мой юбилей. Позвонила мне сегодня утром, поздравила с днём рождения и спросила, где я собираюсь отмечать своё сорокапятилетие. Ну я и сказал, похвалился, так сказать. Хотелось показать бывшей, что у меня всё в ажуре. Говорю ей — как где? В самом лучшем ресторане города!
— Светка звонила? А что это она через столько лет о тебе вспомнила? Не иначе что-то нужно ей от тебя. А ты тут же раскиселился, беседы с ней беседовал, ностальгия, что ли, накрыла? А? — произнесла Ирина недовольным голосом. — Первую любовь вспомнил?
— Ой, ну при чём здесь это? Какая любовь, о чём ты? Просто я сказал ей — пусть приходит. Мы же выше всех этих предрассудков и пересудов. Наоборот, все про нас подумают, какая мы прогрессивная семья, даже с первой моей женой общаемся, несмотря ни на что.
— А я вот что-то совсем не хочу с ней общаться. И предрассудки здесь ни при чём. И тем более чьи-то пересуды. Я просто не хочу видеть рядом с собой этого человека. Как ты мог, не посоветовавшись со мной, пригласить её на свой юбилей? Ты что, с ума сошёл, Марк? Что о тебе твоя родня подумает? А наши сыновья? Ведь они уже взрослые! Что с твоими мозгами было, когда ты приглашал её?
— Ой, ну что ты как с цепи сорвалась, ей-богу! Чем она тебе помешает? Там народу будет полсотни человек. Не станет же она при всех у тебя пытаться меня отнять. Да и не нужен я ей уже давно. Так же, как и она мне. Не бойся, ничего со мной не случится. Ну не смог я ей отказать. Не смог.
— Нет, эта женщина, значит, тебя предать когда-то смогла, а ты сейчас ей отказать не смог. Зашибись!
— Ирина, успокойся. Может, она ещё и не придёт, зачем же раньше времени так нервничать и расстраиваться? Это она так просто спросила, я думаю, для поддержания разговора.
— А зачем ты вообще с ней разговариваешь? Двадцать лет прошло, как вы расстались! И откуда, интересно, у неё твой телефон, не скажешь? — всё больше распалялась ревнивая супруга. — И как часто вы с ней разговариваете?
— Вот хочешь верь, а хочешь нет — впервые за эти двадцать лет, — невесело ответил Марк, который уже понял, какую ошибку только что допустил, рассказав жене о звонке Светланы.
Со Светой они познакомились в институте, сразу на первом курсе. Проходя как-то мимо расписания, Марк обратил внимание на худощавую длинноногую девушку в очках, которая внимательно разглядывала расписание пар своей группы. Марка она зацепила какой-то непохожестью на других девушек — ярких, модных, с кричащей косметикой на лице и шумным вызывающим поведением.
Светлана была тихой и как будто сошедшей со старинных полотен — неяркой, но при этом весьма выразительной, с большими грустными глазами, которые казались ещё больше сквозь линзы очков. Она поразила Марка своей необычной внешностью, и он влюбился чуть ли не с первого взгляда.
Девушка оказалась приезжей из соседнего небольшого городка. Рассказала Марку, что очень много занималась, чтобы получить хороший аттестат и иметь возможность поступить на бюджет в этот институт. Родители Светланы не смогли бы оплачивать её учёбу, поэтому она сама очень старалась для этого.
Марк и Светлана стали встречаться. Парень из совсем не бедной семьи и девушка из общежития. Когда Марк познакомил своих со Светланой, мама сразу сказала, что такая ему не подходит.
— Мам, неужели тебя смущает то, что она из бедной провинциальной семьи? — удивился тогда Марк.
— Это тоже, конечно. Ты должен искать себе ровню, сынок. У тебя интеллигентная семья, отец — врач, я доктор наук, преподаю в университете. У нас много хороших девушек на примете, и все они как раз из нашей среды. Но дело даже не в этом, — сказала ему мать.
— Тогда в чём, мам? Что с ней не так, скажи! — не унимался Марк.
— Сынок, она другая. Не такая, какой кажется. Светлана в жизни терпела много лишений и обид. Это видно по её лицу. Тебе она кажется тихой и скромной девушкой. Но за её робостью и тихим нравом скрывается жажда жизни. Другой жизни, той, которую она ещё не знает, не постигла. Но она очень к ней стремится. И когда увидит цель, то преград для неё больше не будет. И ты, милый мой мальчик, лишь промежуточный этап в этом её устремлении.
— Мам, по-моему, ты что-то про Свету придумала. Ну, не такая она. Мечтала поступить в институт, своими силами получить высшее образование. Она этого добилась. Мечтала о любви, встретила меня. И мы с ней счастливы, так что же ещё нужно?
— Сынок, это твоя жизнь. Конечно, ты меня сейчас не послушаешь, и сам набьёшь себе шишки. Просто знай, твои родители тебе плохого не пожелают. Света тебе не подходит. Она не белый пушистый кролик, каким хочет казаться. Она хищник, который скоро выпустит свои когти.
Через полгода после этого разговора Марк и Светлана поженились и стали жить в съёмной однушке, которую оплачивали родители Марка. Они могли бы сразу купить сыну отдельную квартиру, но не спешили с этим, решив посмотреть, как сложится семейная жизнь молодых.
Светлана, переехав из общежития в отдельную квартиру, сразу как-то преобразилась. Она стала более уверенной в себе, более раскрепощённой. Такой она Марку нравилась даже больше. Мужчина просто млел рядом со своей молодой женой. Теперь она уже строила планы на их будущее жильё, мечтала об уютной большой квартире, красивой мебели, дорогой бытовой технике.
На все вопросы Марка о детях, отвечала, что ещё не время. Нужно окончить институт и найти хорошую работу.
— Успеем, любимый. Ну куда нам торопиться? — неизменно отвечала Марку Светлана.
После института оба супруга, имея на руках дипломы инженеров-технологов, подали резюме в самое престижное предприятие в их городе, надеясь получить там работу. И что было удивительно для Марка, который постоянно помогал жене в учёбе, её взяли на работу, а его нет.
Марк устроился в другое место. А Светлана, окрылённая новыми перспективами и желанием карьерного роста, с головой погрузилась в престижную работу.
А вскоре выяснилось, что не только с головой. Жена стала часто задерживаться допоздна. А потом кто-то из друзей сказал Марку, что видел её в одном из ресторанов с солидным возрастным мужчиной. И что их отношения нельзя было назвать официальными.
Марк не поверил, решил всё проверить сам. И однажды увидел, как его жена садится в дорогую иномарку представительского класса прямо у дверей офиса.
— Да, я сплю со своим начальником, потому что хочу хоть чего-то в жизни добиться, — цинично призналась она мужу, поздно вечером вернувшись домой с запахом спиртного и каким-то хищным выражением на лице.
Мама Марка оказалась права. Светлана показала своё истинное лицо. Жаль, что только через три года их брака.
Через год после развода Марк женился на Ирине, дочери старинного друга и коллеги своего отца. Молодой человек сразу же поведал о своём первом неудачном опыте семейной жизни, попросив не обманывать его.
— Давай с тобой договоримся. Если ты меня разлюбишь — не молчи и уж, тем более, не пытайся обмануть. Скажи в лицо прямо, хорошо? — попросил он тогда Ирину.
— Хорошо, договорились. Только я не для этого в брак вступала, чтобы расходиться. Чего народ смешить? Создали семью — надо жить, детей рожать. А по-другому я не умею.
И вот теперь, спустя двадцать лет, Светлана снова появилась в его жизни.
Ирина не разговаривала с Марком вплоть до самого торжества, обижалась на мужа. И только в ресторане смягчилась и оттаяла. Тем не менее, она не теряла бдительности и постоянно выискивала глазами первую жену Марка, которую знала лишь по фотографии.
Банкет был в самом разгаре, когда она появилась в зале ресторана. Со скромным букетом цветов в руках Светлана прошествовала сразу к юбиляру.
— Здравствуй, Марк! Поздравляю тебя! Будь здоров и долгих тебе лет жизни и процветания, — улыбаясь, произнесла она. — А это твоя жена, не познакомишь нас?
— Да, спасибо. Это Ирина, знакомься, — Марк выглядел слегка растерянным.
И было от чего. Светлана выглядела моложе своих лет. Стройная, с короткой молодёжной стрижкой, с огромными глазами на худом лице, она по-прежнему напоминала девчонку. И только присмотревшись, можно было увидеть, насколько уставшие эти глаза, как неестественно натянута её улыбка и сколько усилий делают косметологи, пытаясь удержать ускользающую молодость на её лице.
— Может, поведаешь, зачем пожаловала? — даже не стараясь быть вежливой, спросила Ирина. — По-моему, ты здесь лишняя.
— Я понимаю, что вам неприятно меня здесь видеть. Но уверяю вас, Ирина, вам абсолютно нечего бояться. У вас семья, дети. А это самое главное в жизни, я только сейчас стала это понимать. Поэтому позвольте вашему мужу уделить мне пару минут. Мне только лишь поговорить нужно с Марком. Просьба у меня одна есть, так сказать, по старой памяти.
Они отошли в сторону, а Ирина наблюдала за тем, как Светлана о чём-то говорит с её мужем. Внутри всё негодовало. Вот ведь нахалка! Ну совсем у людей совести нет!
Марк вернулся к супруге, а Светлана прошла в зал и села за свободный столик.
В это время произошло приятное событие. Наконец-то добрались из аэропорта прилетевшие на юбилей Олег и Марина. Поздравив виновника торжества и подняв тосты за здоровье и успех, они стали бурно общаться, наперебой рассказывая друг другу свои новости.
Ирине же не терпелось выяснить у мужа, зачем пришла Светлана, о чём она просила Марка.
— Слушай, я не понял, а эта что здесь делает? — удивился Олег. — Я же не ошибаюсь, это Светка? Ты что, и её пригласил сюда?
— Да нет, сама она навязалась. Пришла вот помощи у меня просить, — стал делиться Марк. — Говорит, совсем всё плохо. Все мужья её бросили, детей нет, помочь некому, а ей срочно деньги нужны. Вроде, там со здоровьем у неё проблема какая-то. Я не стал вникать.
— Ага, на очередную подтяжку денег нет! — возмутилась Марина. — Ты что, Марк? Как ты можешь верить это лживой дряни? Гони её прочь. Ты знаешь, что она вытворяла, пока вы ещё женаты были? Это вон Олег, добрая душа, жалел тебя, не хотел расстраивать. Но теперь-то уж можно всё рассказать.
— Да, ладно. Зачем ты… Олег слегка растерялся.
— А что такое? Ну говори, что уж теперь молчать. А то я уж было собрался подумать, как ей помочь, — сказал Марк.
— Марк, она тебе стала изменять практически сразу. И все знакомые об этом знали. Она даже ко мне подкатывала, к твоему другу! Один ты ничего не видел. Не понимал, какая меркантильная и завистливая на чужое богатство твоя Света.
Светлана тем временем, заметив Олега и Марину, решила к ним подойти.
— О, кого я вижу! Сколько лет, сколько зим! И вы, значит, здесь! Рада вас видеть, всё-таки мы старые друзья. Как приятно через столько лет встретить тех, с кем рядом прошла юность, — верещала Светлана.
— А вот мы тебе совсем не рады! — демонстративно отвернувшись от неприятной гостьи, произнесли друзья Марка и Ирины.
— Ну, что? Подумал? Поможешь мне с работой? Или хоть в долг дай. Знаю, что деньги у тебя есть. У тебя же фирма своя, значит, не бедствуешь, я узнавала, — нисколько не растерявшись, продолжала Светлана, обращаясь к Марку.
— Нет, не помогу. И знаешь, лучше тебе отсюда уйти и больше никогда в моей жизни не появляться! — резко ответил ей мужчина.
— Даже так? А что же так грубо, Марк? Ладно, всё с тобой ясно. Пожадничал, значит. А ведь когда-то ты любил меня и ничего для меня не жалел! Позволь мне хоть остаться здесь до конца. Может, я выгодную партию себе найду. Я сейчас как раз в поиске, — наглость Светланы просто поражала.
— Нет, не позволю. Здесь все — люди порядочные и уважаемые. И с такой дешёвкой связываться не будут. Попрошу на выход. И немедленно!
Светлана удалилась, предварительно выплеснув из себя самые непотребные ругательства в адрес бывшего мужа.
И здесь не выгорело. А она так старалась. И что этим мужикам ещё надо?