— Ксюша, а скажи-ка мне на милость, вы что, опять пригласили к себе кого-то на Новый год? — спросила Галина Тимофеевна у невестки.
— Да, пригласили, а почему это вас так волнует? — удивилась Ксения странному вопросу свекрови.
Обычно она подобным не интересовалась, и сейчас это выглядело по меньшей мере удивительно.
— И Аюповых пригласили? — продолжала допрос мать мужа. — Вот не нравятся они мне! Эльвира эта, подруга твоя, просто вульгарная особа. Напыщенная какая-то, ведёт себя так, как будто в её жилах течёт королевская кровь. Просто удивительно, где она такого нахваталась, — сделав неприятное лицо, продолжала Галина Тимофеевна. — А всего-то бухгалтер в какой-то шарашке. Да и муж ей под стать, тоже небольшого ума человек. Ничего умного ни разу не сказал за всё время.
— А с чего вы им такую характеристику даёте? Как можно так рассуждать о людях, если вы их видели всего пару раз, да и то мельком, — удивилась Ксения.
Ей совсем не нравился этот разговор. Сегодня свекровь заявилась к ним как всегда ближе к вечеру и сидела уже третий час, отвлекая невестку от домашних дел. С внуками, к которым она якобы пришла, пообщалась Галина Тимофеевна всего лишь минут десять. А сейчас присела на кухне поближе к Ксении и выносила ей мозг.
— Ничего не мельком! Я хорошо их узнала, когда мы вместе гуляли на твоём юбилее в ресторане, забыла? Так вот именно там они оба показали своё истинное лицо. Сначала мило улыбались всем, а как только выпили, так их и понесло. Такого наслушалась от них, просто жуть! Я же недалеко от них сидела.
— Галина Тимофеевна, это мои друзья. С Эльвирой я дружу ещё со школы, и ни разу она меня не подводила. Эля — добрая, отзывчивая женщина. И муж Рамиль у неё тоже хороший. Они нам кстати очень помогли, когда Денис заболел. Столько возили нас туда-сюда по всем больницам, пока мы различные обследования делали и анализы собирали. Я вообще не понимаю, с чего вы подобные выводы делаете, — уже с возмущением ответила свекрови Ксения.
— Конечно, ты их будешь защищать, это же твои друзья. А только мне, пожилому человеку, виднее, кто есть кто, — не соглашалась с ней свекровь.
— Давайте закончим этот неприятный разговор, Галина Тимофеевна, — не выдержала Ксюша.
— Нет, я вот как раз и хотела тебя попросить, чтобы вы их на этот Новый год к себе не звали. И вообще никого. Неужели плохо встречать праздник со своей семьёй, своим, так сказать, узким семейным кругом? — упорствовала мать мужа.
— Да вам-то какая разница, кого мы пригласим к себе на праздник? — удивилась Ксения.
— Как какая разница? Мне не всё равно, кто будет рядом со мной сидеть за новогодним столом. Я кстати и хотела тебе сказать, что собираюсь с вами встречать Новый год, — как ни в чём ни бывало сообщила Галина Тимофеевна.
— С нами? Вот удивительно! А как же ваша традиционная сходка старинных подруг на даче у Лидии Петровны? Что случилось? Сомневаюсь, что ваша легендарная компания обойдётся без своего идейного вдохновителя, то есть без вас? — недовольно спросила Ксения.
— Лида уезжает к сыну в Москву. Там её сноха празднует свой юбилей. Вера ещё в санатории, к Новому году не вернётся, а мы с Раисой решили, что вдвоём — это уже не то. Именно поэтому я буду встречать у вас.
— А вы уверены, что вам это будет удобно? У нас собирается весёлая шумная компания, мы все молодые, спать ложиться всю ночь не собираемся, — пыталась отговорить свекровь Ксения.
— Так именно об этом я тебе и говорю — никого не зовите. Встретим в семейной обстановке — вы, я и дети. Ну чем плохо-то, скажи?
— Это не обсуждается, Галина Тимофеевна. И планы свои мы менять из-за вас не будем, — твёрдо ответила невестка.
Мать мужа ушла от них в этот вечер недовольной. А Ксения сказала мужу, когда он вернулся со смены, что это плохая идея, и чтобы он попытался отговорить мать от желания встречать с ними Новый год.
— О, это бесполезно! Если мама что-то задумала, её уже не переубедить. Пусть приходит, тебе жалко, что ли? Когда поймёт, что ей с нами неуютно, отправим её на такси домой. И всё! — беспечно ответил жене Денис.
— Ой, что-то мне эта идея совсем не нравится! — спорила с ним Ксения. — Как бы чего не вышло. Твоя мама как мешок с сюрпризами, не знаешь, что от неё ждать в следующую минуту.
— Всё будет нормально, не переживай, — заверил Денис.
Наступило тридцать первое декабря. В этот день у Ксении было столько дел и забот, что она совершенно забыла про свою свекровь и её желание справлять с ними праздник. Но когда ближе к девяти часам вечера раздался телефонный звонок от Галины Тимофеевны, она очень удивилась, услышав её гневные возгласы.
— Вы почему до сей поры не прислали за мной машину? Если Денису до такой степени некогда за матерью приехать, могли бы и такси заказать! Не разорились бы! — закричала свекровь в трубку.
— А вы что, сами уже не в состоянии до нас добраться? Или же такси вызвать? Делать нам больше нечего, только этим и заниматься! — грубовато отреагировала озабоченная приготовлением праздничного стола Ксения.
Дел было столько, что она уже зашивалась. Скоро должны были приехать друзья, которых они пригласили в гости. По устоявшейся традиции они привезут с собой продукты и кое-какие уже готовые блюда, но Ксения должна была накрыть стол, украсить квартиру к празднику. А ещё привести себя в порядок, а на это тоже нужно время. Денис уехал к её родителям, повёз туда их двоих детей, и ещё не вернулся. Время поджимало, Ксения уже начинала нервничать. И звонок свекрови был для неё как красная тряпка для быка. Поэтому она и не сдержалась.
— А ты что мне грубишь, Ксения? Ты прекрасно знала, что я буду у вас Новый год встречать. Могла бы заранее побеспокоиться и напомнить мужу, чтобы он привёз меня, — продолжала Галина Тимофеевна в своём духе. — Вот где сейчас Денис? На диване валяется? Выпил уже, поэтому и за руль не садится?
— Он уехал к моим родителям.
— Вот, к твоим поехал, небось, подарки им повёз. А про мать и не вспомнил! Это как? — продолжала возмущаться свекровь.
— Так, хорошо, я сейчас закажу вам такси, — Ксения решила, что лучше поступить таким образом, вместо того, чтобы бесконечно выслушивать вопли расстроенной свекрови. У неё просто времени на это не было совсем.
— Вот и закажи! — противным голосом крикнула Галина Тимофеевна только лишь для того, чтобы последнее слово оставалось за ней.
Ближе к десяти стали подтягиваться гости. Приехали друзья мужа — семейная пара, с которыми Ксения и Денис давно и по-доброму общались. Затем, минут через двадцать подъехала Эльвира со своим супругом.
Шум, гам, весёлый смех и шутки вмиг наполнили квартиру, в которой друзья собрались встречать Новый год. Женщины суетились на кухне и у большого праздничного стола в гостиной, где шли последние приготовления к торжеству. Мужчины кучковались на балконе или у большого телевизора.
Последней приехала Галина Тимофеевна. Она недовольно вошла, оглядывая всё вокруг. Конечно же, её никто не встретил. В такой суете и кутерьме никто просто не увидел её прибытия. Молча пройдя в гостиную, она уселась в кресло и стала внимательно наблюдать за праздничной суетой.
Когда все сели за стол, чтобы проводить старый год и поблагодарить его за всё доброе, что он принёс, Галина Тимофеевна, с пристрастием оглядев стол и не найдя, по её мнению, ничего для себя подходящего, поддержать тост отказалась.
— Денис, а ты почему не купил матери сухого вина? Я же не могу пить с вами такие крепкие напитки! — возмутилась она. — Неужели ты сам этого не понимаешь?
— Да я как-то не подумал, — улыбнулся ей сын. — Хочешь, мы тебе шампанского откроем?
— Нет, оно с газом. Мне такое нельзя.
Демонстративно налив себе вишнёвого компота из стеклянного графина, свекровь едва пригубила его и поставила стакан на стол.
С этого момента началось её противостояние со всеми, кто был за этим столом. Галине Тимофеевне не нравилось абсолютно всё.
Первым по заслугам получил друг Дениса, сидевший возле женщины. По её мнению, он очень громко разговаривал.
— Можно слегка потише говорить, вы меня уже оглушили, — повернувшись к удивлённому мужчине, проговорила она.
— Так праздник же! Вот мы и шумим. И вы веселитесь, кто вам не даёт? — недоумённо ответил он ей и продолжил общаться с мужчинами, сидящими напротив него, ещё громче.
— Просто хамство какое-то, — недовольно проговорила себе под нос женщина.
После этого досталось Эльвире, которую Галина Тимофеевна почему-то очень не любила.
— А вот мой любимый салат, я его всегда на Новый год делаю! — Попробуйте обязательно, понравится! — предложила всем Эльвира, показывая рукой на блюдо с салатом, которое она привезла сегодня с собой.
— Ничего особенного в нём нет. И сочетание продуктов весьма странное, — тут же выдала свекровь Ксении, даже не успев попробовать блюдо. — От такого несварение желудка может случиться! Я бы никому не советовала его есть.
— Мам, ну зачем ты так? — Денису стало неудобно за мать. — Не обижай наших гостей. Люди старались, готовили, а ты!
— Странно, всем всегда нравился, и никто не жаловался на живот, — обиженно произнесла Эльвира.
— Я думаю, что нам не стоит обращать внимания на слова Галины Тимофеевны, угощайтесь и ничего не бойтесь, — примирительно произнесла Ксения.
Свекровь лишь молча поджала губы и стала выискивать, на ком бы ещё выместить свою злобу.
Весь вечер она сидела надувшись, практически ничего не ела и не пила. Когда после двенадцати, шумно встретив Новый год, вся компания стала танцевать, включив громкую зажигательную музыку, Галина Тимофеевна разнервничалась не на шутку.
Она то и дело порывалась сказать сыну, чтобы он убавил звук, считая, что нельзя так громко петь и плясать даже в новогоднюю ночь. Ей казалось, что пьяные гости слишком вульгарно себя ведут, и достаточно было бы просто посидеть за столом, и мирно разойтись по домам.
Галина Тимофеевна даже подошла с этим вопросом к Денису, оторвав его от приятной беседы на балконе, где он в это время дымил вместе с мужчинами и вёл оживлённый громкий разговор, присущий только захмелевшим людям.
— Денис, можно тебя на минутку? — позвала его мать.
— Да, слушаю тебя. Если ты устала, мам, я могу вызвать тебе такси, — видя недовольное лицо матери, предложил он.
— Дело не в этом. Да, я устала, но в данный момент домой не поеду. Во-первых, я боюсь ехать одна ночью. Мало ли какой водитель мне попадётся. А вдруг он будет нетрезв? Ты об этом не подумал? Или попутчик какой-нибудь подозрительный навяжется. Нет, нет, что ты! Не поеду. А во-вторых, я переживаю о вас, Денис, — назидательным тоном выдала она.
— А чего тебе о нас переживать? — удивился мужчина.
— Вы же все уже в изрядном подпитии! А гости ваши так и вообще — лишку хватанули. Вон посмотри, как орут! Как будто в лесу! — недовольно аргументировала мать.
— Так праздник же, мам! А мы давно уже не дети, — улыбнувшись, Денис скрылся на балконе, где в это время продолжалась захватывающая беседа.
Но самое интересное произошло после.
Когда после энергичных танцев все решили сесть за стол, чтобы поднять очередной тост за наступивший год и отведать горячего, которое уже подоспело в духовке, Галина Тимофеевна устроила скандал. Прямо за новогодним столом.
— Уважаемые гости, а вы вообще видели, сколько сейчас время? — спросила она, поднявшись из-за стола, отчего все, сидящие за столом, подумали, что женщина собралась сказать тост.
— Да, знаем! Половина второго ночи, — ответила самая бойкая Эльвира. — До утра ещё далеко! Так давайте же выпьем…
— Подожди ты! Кто тебе слово давал? Выпьет она! Хватит уже пить. Мало, что ли, выпила сегодня? Домой пора расходиться, — продолжала свекровь менторским голосом. — Взрослые люди, у самих уже дети давно, а ведёте себя — грех смотреть! Ну, выпили, поужинали и хватит! Пора и честь знать! Зачем же до поросячьего визга допиваться?
— Денис, Ксюша, как это понимать? — гости были растеряны и даже обижены.
За столом повисла гнетущая тишина. Все молча переглядывались с застывшими в руках рюмками.
— Неужели вы ещё не напились? — продолжала Галина Тимофеевна, которой уже очень хотелось лечь спать. — Сколько можно заливать в себя спиртное, есть и вытворять неизвестно что?
— А что происходит, Ксюнь? — спросила обиженная Эльвира. — Нам что, домой уходить?
— А происходит то, что здесь командует человек, которому такого права никто не давал, — грозно глядя на свекровь, произнесла Ксения, уже слегка оправившись от потрясения. — Вы что себе позволяете?
— Ничего, пора… расходиться, — уже не так уверенно ответила мать мужа, видя, как зло глядит на неё невестка.
— Пора? Прекрасно! Вот и собирайтесь! Денис, вызови матери такси! И немедленно! А мы все продолжим, как и планировали, встречать Новый год. Выпьем, друзья!
— Я не поеду! — возмутилась свекровь.
— Тогда пешком! Ходьба очень полезна, особенно в вашем возрасте. Хотите, дадим вам лыжные палки вашего внука, чтобы вы просто так не шли? Заодно и спортом займётесь, — ответила дерзкая невестка.
Все гости в это время дружно засмеялись её шутке и продолжили весёлое застолье.
На бедную Галину Тимофеевну больше никто внимания не обращал.
Денис вызвал ей такси, и женщине пришлось уехать домой, в пустую и тихую квартиру.
И поделом ей — в чужом доме веди себя как гость, а не как варвар.