— Ты мне не отец! Не учи меня жить! — крикнул Паша и захлопнул дверь перед носом у отчима, Игоря. Игорь устало посмотрел на жену, Ясю, и вздохнул.
— Не слушай его! У него переходный возраст, — тихо сказала она.
— Надоело. По сути, он прав.
— В каком смысле? Ты что?!
— Мы с ним чужие люди. Ему надо с Володей жить.
Яся вздрогнула при упоминании бывшего мужа. Ей вовсе не хотелось, чтобы сын переезжал к отцу. Там новая семья, совершенно другое воспитание, ценности… она вспомнила, как несколько лет назад Володя ушел к другой женщине, бросив ее и маленького Пашу, и сжала кулаки.
— Ему нет дела до сына! А ты его вырастил! Паша глупый, он еще ничего не понимает!
— Ему пятнадцать лет. Он в состоянии отвечать за свои слова.
— Будь мудрее, Игорь! — Яся разрывалась между двумя дорогими ей людьми. Она не могла пойти против сына, но и терять Игоря она не хотела. Они жили вполне нормальной семьей уже восемь лет.
После развода Паша очень переживал, он надеялся, что мама с папой помирятся, но отец быстро женился на своей дамочке и позабыл про него. Потом он развелся и со второй женой, заменив ее на новую. И снова женился, уже в третий раз.
Временами, Володя встречался с Пашей, покупал ему подарки. Для сына такие встречи были как праздник.
Когда в семье Яси появился Игорь, добрый, воспитанный и надежный мужчина, они с Пашей сразу нашли общий язык. Мальчику не хватало отеческого внимания.
В первый класс Пашу вел не отец, а отчим. И на море свозил он, и плавать научил, тоже он. Когда возникли проблемы со старшими мальчиками из школы, Паша не отцу позвонил, а Игорю. Он приехал и решил вопрос с хулиганами.
Все шло своим чередом. Когда пришло время, Паша спокойно воспринял новость о том, что мама выходит замуж за Игоря. И все было хорошо, пока его родной отец не узнал, что у бывшей жены новый муж. У Володи в тот момент как раз попер бизнес. Он начал присылать сыну большие суммы денег, баловать и настраивать против отчима. И электрический самокат купил, и самые дорогие гаджеты, и компьютер для игр оплатил навороченный. Исполнял любые желания и капризы, задабривая его деньгами.
Паша стал завоевывать авторитет среди сверстников, говоря, что у него отец — олигарх. Получая карманные деньги, он начал вести не по возрасту активную жизнь, зависать в клубах и завел себе друзей на несколько лет старше, чем сам.
Ясю с Игорем такое положение дел не устраивало. Они считали, что деньги развращают молодого пацана, который должен учиться, а не прогуливать уроки. Они полагали, что авторитет завоевывается не набитым кошельком, а другими заслугами. Им не нравилось, что сын стал дерзить, ругаться и совершенно перестал считаться с мнением родителей. Для него был один пример для подражания — отец, Володя, который деньгами «замаливал грехи» перед сыном.
— Больше не могу, Яся. — повторил Игорь и ушел в комнату. — Разбирайся с ним сама. Он тебе в лицо плюет, а ты терпишь. Я не буду терпеть это.
Ясе едва удалось открыть запертую дверь в комнате сына. Смог, который витал в воздухе заставил ее закашляться. На большом экране крупным планом транслировался фильм для взрослых, а Паша, развалившись на стуле, парил вейпом.
— Стучаться не учили?! — недовольно спросил он у матери, даже не пытаясь скрыть то, чем занимался.
— Чего добился? Хочешь семью разрушить? Ты уроки сделал, вообще?!
Ясе захотелось как следует его отлупить за такое поведение, но она лишь расплакалась и вырвала из розетки монитор, чтобы не видеть этот позор.
— Ты… сломаешь все! Знаешь, сколько стоит мой компьютер?! — рассердился Паша, вскакивая с кресла.
— Вырастили неблагодарного… Что ты без нас сможешь?! — сквозь слезы сказала Яся. Ей было больно за такое отношение.
— Я к отцу уйду жить! Вы меня достали! Он меня любит, а вы только ругаете! — выскочив из комнаты, внезапно заявил сын. Паша схватил свою сумку, надел куртку и ушел, хлопнув дверью. Яся ринулась за ним, но Игорь ее остановил.
— Пусть идет.
— Да ты что?! На дворе темно, вдруг что случится?
— Он говорит, что взрослый, так пусть и поживет по-взрослому.
— Ты не прав! Да что с тобой такое?!
— Еще бы. Володька ваш прав! — не выдержал Игорь и повысил голос на Ясю. В тот вечер они крупно поругались из-за сына. Так сильно, что сгоряча Яся выставила своего мужа за дверь. Игорь спорить не стал. Ушел.
Оставшись в одиночестве, Яся рыдала до изнеможения. Казалось, что вся ее жизнь в один момент разрушилась как карточный домик. Кто был виноват? Володя? Игорь? Или она сама?
Не найдя ответов, она услышала звонок. Оказалось, что впервые за много лет ей позвонил бывший муж.
— Да?
— Чего это он пришел на ночь глядя ко мне? — спросил Володя, не называя сына по имени.
— Павел решил, что будет жить с тобой. Ты ведь этого добивался, не так ли?
— Ну… вообще-то, мы с женой собирались в отпуск… билеты купили.
— Возьми его с собой.
— Мы с Аней вдвоем хотим отдыхать. А он… Ему учиться надо, — быстро добавил Володя.
— Ничего не знаю. Со мной он жить не хочет. Ты для него — свет в окошке. Так что решай вопрос.
— Это из-за твоего Игоря, — недовольно фыркнул Володя. — Я бы с таким отчимом тоже жить не хотел. Стыдно.
— Игорь здесь ни при чем, но если тебе так будет приятнее, то я теперь одна. Поживу для себя, а ты порадуйся сладким чувством отцовства. Денег у тебя полно, продолжай сорить, делай из него алкоголика или наркошу. Только потом не говори, что это я виновата, — Яся удивлялась звуку собственного голоса.
Ее обида трансформировалась в безразличие и усталость. Она не стала выслушивать глупые отговорки Володи и сбросила вызов. Она знала, что он не сможет выставить сына, потому что его должность и самомнение не позволяли таких проступков. А лишаться места он не желал, проще было потерпеть сына. Благо у него была огромная квартира, где хватило бы места Пашке.
Уговорив себя подождать, Яся выпила успокаивающий чай и… проспала почти все выходные. Никто не беспокоил ее, не требовал еды, некого было контролировать, воспитывать и оберегать. Да, она волновалась, но пошла на принцип. Впервые в жизни сделала так, как лучше было бы для нее.
И удивительное дело: в понедельник вечером, вернувшись после работы, она застала дома Игоря. Он стоял у плиты и готовил ужин. На столе Яся увидела вазу с ее любимыми тюльпанами.
— Сегодня что, Восьмое марта? — Яся подняла брови, глядя на мужа.
— Прости меня… я был неправ, — тихо сказал он. — Голодная? Садись. Я твои любимые сосиски отварил. С макаронами.
Яся грустно улыбнулась, но позволила мужу поухаживать.
— А где сын? Гулять ушел? Что-то долго его нет… Я хотел с ним поговорить. Думаю, что мы оба неправы, но я хочу пообщаться с ним как с взрослым и найти компромисс.
— Он ушел жить к отцу.
Тарелка выпала из рук Игоря.
— Как?
— Вот так.
Они молча доели ужин.
— Я звонила свекрови. Она была у них и доложила, что у них все спокойно.
— Ну… и как ты к этому относишься? — несмело спросил Игорь.
— Не знаю. Но повлиять не могу. Остается смириться.
— Тогда… предлагаю лечь пораньше. Я соскучился по тебе, — улыбнулся Игорь и повел жену в спальню. Мириться им никто не мешал. Казалось, что не было бы счастья… да несчастье помогло.
Постепенно Яся начала получать удовольствие от свободной жизни. Сын не звонил, но она знала, что он здоров, учится и ведет себя прилично. Но через несколько дней ее материнское сердце не выдержало, и она решила съездить в гости к бывшему мужу под предлогом того, что сын забыл дома важные учебники. Каково же было ее удивление, когда она увидела на детской площадке Пашу. Он сидел с несчастным лицом и катал детскую коляску.
— Сын?
— Мама! — обрадовался он и вскочил со скамейки.
— Ты чего тут? А где Анна?
— Они с отцом… — опустил глаза, — уехали в общем. На море.
— Да ладно?! А ты как же? И ребенка не взяли?
— Нет. Нас не взяли. И нянька заболела. Ну отец и сказал, что я уже взрослый. Что надо нянчиться с братом. И вот…
Яся не верила своим ушам.
— И как ты справляешься?
— Не очень… но приходится. Бабушка приходила на ночь. Помогала. Он орет полночи… спать невозможно.
— Ты и памперсы сам меняешь?
— Пришлось научиться, — отвел взгляд Паша, который дома ни разу за котом не убрал… Вот что творила «нужда». Яся понимала, что сын в доме отца вел себя совершенно не так, как с ней. — Ну ничего, через три дня прилетают. Мне недолго осталось…
— Ты ел чего-нибудь?
— Не успел еще. С ребенком некогда… ответственность большая. Мам… прости меня, я это… столько всего наговорил… в общем, я без тебя скучаю. Можно я к вам с Игорем иногда буду в гости приходить? — Паша выглядел растерянным и грустным.
Яся не ответила. Она сглотнула комок в горле и обняла сына. Она тоже очень скучала, но для того, чтобы их жизнь изменилась, нужна была некая встряска.
— Мы с Игорем очень тебя любим, сынок. Ты, пожалуйста, не забывай об этом.
— Я вас тоже люблю, — тихо ответил Паша, осознав, что был неправ.
После «каникул» в доме отца Паша изменился. Он вернулся к Ясе и Игорю и больше никогда не заикался о том, что уйдет от них. Он понял, что отец никогда не станет ему родным, потому что однажды уже выбрал себе другую семью. А вот Игоря начал уважать и больше не перечил, хотя, конечно же, ссоры в их доме иногда случались, но быстро утихали и забывались.
Яся поняла, что ее сын может быть взрослым и ответственным, и стала не только спрашивать с него, но и доверять, и все наконец-то стали счастливы.