На заводе 112 делали самые плохие танки Т-34: танкисты отказывались на них ездить

Их называли «сормовскими уродцами» Но об этом узнал сам Сталин

До войны средний танк Т-34 выпускали всего два завода, №183 в Харькове и СТЗ в Сталинграде. Спустя десять дней после ее начала ГКО принимает решение о резком увеличении объемов его производства. В сорок втором году Т-34 выпускали уже шесть заводов.

Это дало огромный количественный скачок, за этот год собрано более 12,5 тысяч танков, в четыре раза больше, чем в сорок первом. Для сравнения, Германия со всем ее промышленным потенциалом с сорок первого по май сорок пятого смогла произвести чуть больше 23-х тысяч танков.

Вместе с тем, качество производимой бронетехники резко упало, по определению современных историков разразился «кризис надежности». Т-34 не выдерживали длительных маршей, а в боевых условиях выходили из строя по техническим причинам что серьезно увеличивало потери.

С фронта приходило такое количество рекламаций на качество, что проблема вышла на уровень высшего руководства страны. В начале июня сорок второго года Сталин потребовал от наркома танковой промышленности Малышева в течении полутора-двух месяцев исправить ситуацию с качеством.

Самыми плохими оказались танки Т-34, выпускающиеся на горьковском заводе №112 «Красное Сормово». В неофициальном рейтинге среди танков разных заводов они занимали последнюю строчку. Более половины этих машин в частях требовали ремонта. Танкисты невзлюбили их и называли «Сормовскими уродцами». В донесениях с фронта отмечались многочисленные отказы танкистов идти на них в бой, фиксировались случаи их умышленного вывода из строя. Понять их можно, в бою технические проблемы могут стоить жизни.

Ситуация осложнялась тем, что, если на других заводах низкое качество обуславливалось в первую очередь проблемами организации производства после эвакуации или в период освоения и ситуация потихоньку менялась в лучшую сторону, на «Красном Сормове» этот процесс затянулся надолго. Даже спустя год после предъявления наркомату танковой промышленности претензий по качеству продукции Сталин опять вынужден вернуться к этой теме, теперь уже конкретно в отношении завода №112:

«…и в заключение, товарищ Малышев, очень хочется надеяться, что Вам наконец удастся что-то сделать с «сормовским уродом», на котором боятся воевать наши танкисты», написал Сталин в письме Малышеву в начале лета 1943-го года.

Чем же конкретно был плох Т-34 завода «Красное Сормово», чем он отличался от своих собратьев и почему его так невзлюбили танкисты? И почему у пионера советского танкостроения, выпустившего первый советский (и русский) серийный танк «Русский Рено» возникло столько проблем с освоением производства танков двадцать лет спустя?

№3 Качество

Самым неоднозначным пунктом вышедшего 1-го июля 1941-го года постановления ГКО было привлечение горьковского завода №112 к производству танков Т-34, поставившее его в крайне сложное положение. «Красное Сормово» был судостроительным заводом и основной его продукцией были подводные лодки (план по которым тоже был увеличен).

Сормовский танк на параде 7 ноября 1941-го года

Вся история танкостроения на заводе ограничилась выпуском серии из 15-ти танков «Русский Рено». Ни ИТР, ни рабочие не имели опыта производства не только бронетехники, но и тракторов, организации труда в условиях крупносерийного производства. Завод имел слабую и уже устаревшую техническую базу. Организация труда и культура производства оставляли желать лучшего.

Все производство поначалу имело фактически кустарный характер, на хватало приспособлений, нужного инструмента. Катастрофически не хватало рабочих рук, к концу сорок первого года дефицит специалистов составлял 2400 человек, восполнить удалось менее трети, подготовив их по крайне усеченной программе.

Производство требовало широкой кооперации с другими танковыми заводами, но наркомат танковой промышленности необходимой помощи не оказывал, завод относился к наркомату судостроительной промышленности. У поставщиков и смежников завод не входил в число приоритетных, срывались сроки, отправлялся брак и неликвид.

Не удивительно, что в этих условиях вести разговор о качестве невозможно. Помимо небрежной сборки предъявлялись претензии по некомплектности предъявляемых к приемке танков. Ситуация стала исправляться только к середине сорок третьего года. Наркомат танковой промышленности взял под контроль кооперацию. Дисциплина труда повысилась. Обновили производственную базу, освоили собственное производство особо проблемных комплектующих, обеспечив ритмичность производства. На завод направили конструкторов и технологов с Уралвагонзавода и «Уралмаша».

№2 Двигатель

Дизельный двигатель В-2 принято считать визитной карточкой танка Т-34. Вот только в начале войны на увеличенный объем выпуска их не хватало и было принято решение на танки сормовского завода устанавливать карбюраторные М-17Т. Их производство развернули на Горьковском автомобильном заводе. Решение считалось временным, но серьезно повлияло на репутацию сормовских танков, так как первые 632 были бензиновыми.

Сборка танков в цеху «Красного Сормова».

Двигатель М-17Т это по сути танковый вариант авиационного М-17Ф и работал на бензине марки «Б-70». Первоначально их устанавливали в танки БТ-7. Его мощность в 500 л.с. была такая же как у двигателя В-2, поэтому он вполне годился и для Т-34. Однако, ничем другим он похвастаться не мог, бензиновые Т-34 имели ряд существенных недостатков по сравнению с дизельными.

Прежде всего, не справлялась система охлаждения. Если в зимнее время он еще мог работать, то в летнее перегревался, температура воды и масла превышала допустимые значения.

Бензиновые Т-34 отличались повышенной пожароопасностью. И не только в случае поражения танков в бою, при котором вероятность возгорания или взрыва паров бензина гораздо выше, чем у дизеля (бензиновые пары в смеси с воздухом возгораются при гораздо более низких температурах, чем дизельные).

Из частей поступало много жалоб на случаи самопроизвольного возгорания в процессе эксплуатации из-за протечек топливной системы, в основном из-за переливания бензина в карбюраторах.

Бензиновый Т-34 имел вдвое меньший запас хода, а его обслуживание было гораздо сложнее, требовался более подготовленный экипаж. В довершении всего, ГАЗ не смог обеспечить все танки новыми двигателями и на них стали ставить отработавшие свой полетный ресурс М-17Ф после их капремонта и переделки. Естественно, надежность этих изношенных двигателей была еще ниже, подтекало масло по уплотнениям и вода в рубашках цилиндров.

Естественно, все эти проблемы не добавили любви к сормовским танкам. Проблема была снята только весной 1942-го года, начиная с апреля на все танки завода №112 стали устанавливаться дизели В-2.

№1 Броня

На марше

Основной же проблемой сормовских танков стало качество изготовления бронекорпусов. Сварные швы были неровными и неравномерными, наблюдался непровар и прерывистость. При попадании немецкого снаряда даже рядом с ними они рвались и расходились.

Трещины в броне довольно распространенный брак, он наблюдался на всех заводах. Однако сормовчане переплюнули всех, у них этим дефектом страдала каждая третья машина. Обнаруживалось это, как правило уже на фронте, когда исправить его было невозможно.

Причина была довольно простая. При постоянно увеличивающемся плане выпуска, который требовалось выполнить любой ценой, заводчане упростили технологию изготовления корпусов. Отказались от механической обработки (разделки кромок) деталей перед сваркой, вместо двойной перешли на одинарную закалку башни, сократили время отпуска брони.

В итоге время сборки сократилось на 8 часов, но склонность брони к образованию трещин значительно повысилась. После посыпавшихся валом рекламаций на появление трещин в период войсковой эксплуатации разразился скандал. Был разработан ряд рекомендаций по изменению технологии, а сварщики, термисты и газорезчики прошли обучение и были переаттестованы. Кроме того, в середине сорок третьего заводу наконец выделили сварочные автоматы для сварки по методу Патона.

В целом, уже к концу сорок третьего года танки завода «Красное Сормово» стали входить в норму. Окончательно избавиться от всех недостатков удалось только к лету сорок четвертого. Т-34-85 завода №112 уже ничем не отличались от своих собратьев и о «Сормовских уродцах» стали забывать.

Оцените статью
На заводе 112 делали самые плохие танки Т-34: танкисты отказывались на них ездить
— Наташа, отец очень плох. Тебе придется уволиться с работы