Недавно произошел интересный разговор с моим знакомым — опытным автоинструктором с солидным стажем. Слово за слово, и он внезапно задает вопрос: «Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении, если с полосы разгона едет легковой автомобиль, а по соседней полосе движется фура?»
И, знаете, это оказался не просто теоретический вопрос. По словам инструктора, лишь 10–20 % учеников автошколы дают на него верный ответ. Остальные — ошибаются. А ведь подобные ситуации случаются на дорогах каждый день. И от правильного решения зависит не только то, кто окажется «виновным», но и безопасность всех участников движения.
Если положиться на здравый смысл, большинство решит так: пусть уступит легковушка. Она маневреннее, а у фуры огромные габариты и слепые зоны, в которых легко «потерять» соседнюю машину. Тем более, если речь идет о ситуации на съезде с развязки — водителю легковушки логично казаться, что он «вливается» в основной поток и обязан уступить дорогу. Я бы, честно говоря, тоже предпочел не рисковать и дал бы путь большегрузу. Однако интуиция, как это часто бывает в ПДД, может сыграть злую шутку.
Что говорит закон?
Чтобы прояснить ситуацию, я обратился напрямую к ГИБДД. Ответ, который я получил, достоин внимательного разбора:
«В соответствии с пунктом 8.10 ПДД, если в месте въезда на дорогу имеется полоса разгона, водитель обязан продолжать движение по ней, совершая маневр перестроения на соседнюю полосу, уступая транспортным средствам, движущимся по этой дороге.»
Вроде бы всё ясно. Водитель, выезжающий с полосы разгона, должен уступить дорогу тем, кто уже движется по основным полосам. Это подтверждается и здравым смыслом, и судебной практикой. Однако тут есть один нюанс, который кардинально меняет всё.
Далее ГИБДД уточняет:
«На рисунке изображена ситуация одновременного маневрирования транспортных средств, регулируемая пунктом 8.4 ПДД, согласно которому при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся рядом и в одном направлении, водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.»
Вот оно — ключевое правило, о котором забывает подавляющее большинство водителей. При ОДНОВРЕМЕННОМ перестроении с соседних полос действует правило «помехи справа»! А это значит, что… уступать должен водитель фуры, поскольку легковушка находится справа от него.
Почему это важно?
Потому что в реальной жизни оба водителя зачастую считают, что правы. Один — потому что «он на главной», другой — потому что «он справа». И если в момент перестроения произойдет ДТП, начнется спор, где в ход пойдут и схемы, и видеозаписи, и экспертные заключения. В итоге, как показывает практика, суды и ГИБДД действительно чаще признают виновным того, кто не уступил «помехе справа», даже если это была фура.
Но не стоит воспринимать это как лицензию на безрассудство. Несмотря на формальное преимущество, водителю малолитражки все равно стоит проявлять максимальную осторожность. Ведь что толку в правоте, если фура тебя просто не увидит? Помните: у большегрузов огромные слепые зоны, особенно справа. И даже самый внимательный водитель грузовика может не заметить вас, если вы находитесь в «мертвой зоне».
Почему водители ошибаются?
Потому что в голове часто смешиваются разные пункты ПДД. Кто-то помнит про «уступи дорогу», кто-то — про полосу разгона, а кто-то вообще уверен, что «у кого машина больше — тот и главный». Всё это приводит к путанице, а на дороге она чревата последствиями.
Еще одна распространенная ошибка — уверенность, что полоса разгона автоматически приравнивается к второстепенной дороге. На самом деле в ПДД нет чётких определений понятий «полоса разгона» и «полоса торможения». Это оставляет место для разночтений, но при этом и обязывает водителей руководствоваться другими пунктами — в частности, правилами маневрирования.