Думаю большинство из вас, как и я, предпочитают обычную автоматическую коробку передач. А почему? Да просто многие уверенны, что обычная автоматическая коробка более надежна, практична и дешевле.
И это так. Но почему же тогда производители продолжают активно устанавливать вариаторы на автомобили и люди покупают эти машины.
Сейчас я попробую максимально простыми словами объяснить преимущества вариатора.
АКПП была придумана достаточно давно, ее начали устанавливать на авто в 1940 годах. С тех пор конструкция автоматической коробки практически не изменилась, лишь добавилась электронная составляющая.
Конструкция такая: Гидротрансформатор (гидромуфта) и редуктор.
Гидротрансформатор это своего рода сцепление. Именно благодаря ему передачи переключается плавно. Внутри него находится масло.
У редуктор все шестерни находятся в постоянном зацепе. И поэтому, АКПП это единый механизм на несколько ступеней.
Механизм автоматической коробки очень прочный и это благодаря тому, что крутящий момент передается за счет масла. В гидротрансформатере сцепление обеспечивается давлением масла.
А так же, важным элементом АКПП является насос высокого давления с гидроблоком. На этом важные элементы АКПП заканчиваются.
АКПП надежна и ремонтопригодна, зачем же ставить вариатор?
Во первых, у вариатора значительно лучше динамика разгона, во вторых, плавность хода значительно выше, переключение передач просто не чувствуется.
Это происходит потому, что у вариатора нет передач 1 — 2 — 3 — 4 и так далее, там могут быть любые коэффициенты. Например 0.75 или 2.5 .
Вариатор это коробка передач по сути с бесчисленным количеством коэффициентов.
У вариатора есть два шкива, один ведущий, другой ведомый а между ними протянут ремень. Который кстати нужно менять раз в 100 000км или раньше.
КПД у вариатора выше. Потому что передача усилия передается механическим путем, а не давлением масла как на АКПП.
Ведомый шкив на вариаторе соединен с колесами, а ведущий соединен с двигателем. Шкивы это конусы, которые острыми вершинами «смотрят» друг на друга. Они постоянно двигается. При их сближении ремень двигается по большому диаметру, при раздвижении — по малому.
Так и меняются передаточные числа.
Вариатор еще экономит топливо, в среднем расход у вариатора на 1 — 1.5 литра меньше чем у АКПП.
Обязательно стоит обратить внимание, что у вариатора нужно чаще менять масло и для каждой коробки, свое масло. При этом, замена может быть только частичная, как правило.
Так как конструкция у вариатора более сложная, мало кто может его отремонтировать. А так же. чтобы выявить неисправность, нужно дорогостоящее оборудование.
Поэтому, вариатор если ломается, как правило его выкидывают и ставят новый, что конечно же дороже.
Электроники в вариаторе значительно больше, поэтому вероятность неисправности выше.
По сути, вариатор может быть исправен, но случится проблема с электронным составляющим и машина ехать не будет. А выявить, с каким датчиком случилась проблема. не так то просто бывает.
Тем кто любит высокие скорости и динамичные разгоны, вариатор понравится значительно больше чем АКПП, однако не спешите радоваться.
На вариаторе не желательно держать высокие обороты ДВС и очень быстро разгонятся, резкие разгоны и торможения могут быстро вывести вариатор из строя.
Поэтому, как правило, вариатор не ставят на мощные машины. Их ставят на машины до 220 л.с.
Вариатор значительно более капризная коробка. Нужно чаще менять масло, менять фильтр. Следить очень внимательно за уровнем масла. Прогревать вариатор нужно дольше.
Часто случается, что вариатор может сломаться на 30 000 км или на 50 000 км. В общем, на маленьком пробеге.
Поэтому, я бы рекомендовал покупать машину с вариатором только новую, чтобы на авто была гарантия. Так как вариатор дороже чем АКПП.
А производителю выгодно ставить на авто вариаторы, так как они дешевле в производстве и их можно устанавливать на авто с небольшим крутящим моментом. (Под слабенький ДВС).
На самом деле, сейчас производителю выгодно производить машины, которые вы сдадите в трейд-ин, когда закончится гарантия. А вариатор, рассчитан как раз на небольшой ресурс.
Давайте подведем итог:
Вариатор дает нам улучшения в динамике, повышение комфорта вождения, уменьшения расхода топлива. Но, надежности от него ждать не стоит. А так же перегружать вариатор точно нельзя.
Автомат же значительно более надежен, дешевле в обслуживании и ремонте, но менее комфортный при езде.
Теперь вы знаете необходимую информацию по этим трансмиссиям и можете выбрать, что лучше для вас.
Кстати. нужно сказать, что сейчас уже есть гибрид вариатора и АКПП.