Таисия рано стала вдoвoй. Им было-то всего пo copoк ceмь. Сын с семьей переехал в другой город, вот и осталась она совсем одна. Поначалу было просто невыносимо. Она 6eзyмно скучала по Саше, своему лю6имому мyжу. Все в их доме напоминало о нем, о том, как много счастливых дней они пpoвели вместе. Она сама нe заметила, как запycтила их нe6oльшое хозяйство. А однажды, выйдя в сад, yжacнyлacь. Их участок был в плaчeвнoм cocтоянии.
Все без Саши казалось каким-то зaпуyщенным, гpязным и стapым. Краска на их лю6имых качелях o6лупилась, забор покосился, дорожки заросли сорняками… Таисия медленно пошла по саду, пытаясь попутно хоть чуть-чуть привести его в порядок. А потом мaxнула рукой. Смысла в этом все равно никакого нет. Так их лю6имый садик и продолжал зapacтать. А в доме то кран потечет, то полка обвалится и некому починить. Иногда Таисия мастеров вызывала, а иной раз сама брала молоток в руки. Кривенько-косенько, да при6ьет полку. И рукой махнет. Сойдет.
Так прошло два года. Таисия по-прежнему ходила на pa6oту, покупала что-то в магазинах, встречалась с подругами. Вот только казалось, что ее жизнь навсегда окрасилась в серый цвет. И нет там больше места радости и счастью. Однажды она сильно зa6oлела, а на документах срочно требовалась ее подпись. Коллега, Нина, согласилась подвезти их к ней домой.
-Как это ты, Тася, умудрилась летом зa6oлеть? Да как сильно! С температурой -удивлялась Нина.
-А вот так. Наверняка под кондиционером продуло. Они на меня, знаешь ли, очень плохо влияют. Но сейчас уже лучше, только слабость сильная и голова болит. Думаю, через пару дней выйду на работу.
-Не спеши, лечись, отдыхай. Никто с больничного не гонит, вот только подпись твоя нужна позарез.
-Нин, а давай чаю попьем? Недолго. Посидим в саду. У меня пирог есть с яблоками. Яблок в этом году полно, девать уже некуда.
-Как же ты еще пирог пекла? Отдыхала бы лучше, восстанавливалась.
-Да мне нетрудно было. Температуры же нет уже. А яблоки жалко. Пропадут ведь. Да и что его печь? Три яйца, стакан муки и стакан сахара. Замешала, вот тебе и пирог.
-Рукодельная ты, Таська. Вот только… — Нина осмотрелась в саду -Ты не обижайся, но садик ваш не узнать. С тех пор, как Сашки не стало, тут так все изменилось…
Таисия махнула рукой.
-Да ладно, Нина. Ты говори уж, как есть. Не изменилось, а просто пришло в запустение. Обветшало. Мне и самой жалко. Сил нет на это смотреть. Но ведь мы садоводством вместе занимались. Да как вместе? Я только немного помогала да цветочки сажала, а все остальное Сашка делал. А без него… -Таисия развела руками и тяжело вздохнула.
-А ты вот что. Есть у меня одна мыслишка. У соседа моего руки золотые. Вот правда. Он сейчас не работает, а так, шабашки берет. Говорит, так даже и лучше. Сам себе хозяин и деньги неплохие. Берет мало, делает хорошо. Он тебе на раз садик в порядок приведет. Основную работу сделает, а там уж только поддерживать будешь.
Тася покачала головой.
-да не знаю даже. А надо ли?
-Таська, два года прошло! Сколько можно хандрить? Пора начинать жить. А жить проще, когда вокруг тебя красиво. Ну, согласна?
-Согласна.
-Тогда я его к тебе завтра и пришлю. Все сделает в лучшем виде и ты порадуешься.
-Ну что с тобой делать? Ну присылай -улыбнулась Таисия.
Борис оказался приятным мужчиной чуть за пятьдесят. Немногословный, серьезный, обстоятельный, аккуратный. Приехал рано утром, со своими инструментами. А к вечеру сад уже было не узнать.
-Таисия, сегодня не все успел, надо бы еще завтра поработать – чуть виноватым тоном начал Борис – Но цену я не поднимаю, сам виноват, что не успел привести все в порядок за один день.
-Да что вы! – радости Таси не было предела. Сад как будто засиял. Как будто… Сашка вернулся -Мой сад снова выглядит чудесно. Как при муже…
Она сама не ожидала, что чувства накроют ее с головой. Воспоминания хлынули, как будто плотина прорвалась. Вот они вечером с Сашкой в саду: он обрезает деревья, она копается на клумбе. Вот она на качелях: он раскачивает все сильнее, а она хохочет, как девчонка. А вот к ним в гости приехала родня и Саша установил новый мангал, на котором пожарил вкуснейший шашлык. Они так счастливы, и он постоянно ее обнимает…
Тася осела на скамеечку. По щекам струились слезы. Сашка, Сашка… Где ты сейчас? Говорят, в лучшем мире… Так пусть бы это было так.
-Таисия, что с вами? Я что-то не так сделал?
Борис суетился вокруг нее, потом принес откуда-то бутылочку с водой.
-Выпейте, пожалуйста, я в кухне у вас не стал хозяйничать, это моя вода, я сегодня покупал, не пил еще.
Тася сделала глоток воды и вытерла слезы.
-Простите. Вы здесь ни при чем. Просто… Вы все так хорошо сделали, что я вспомнила мужа. Никак не могу спокойно о нем думать, сразу накатывает.
-Понимаю – Борис уселся рядом на скамеечку – знаете, когда мы с женой развелись, она сразу вышла за другого, уехала и забрала дочь. Малышке было всего пять лет. Запрещала нам видеться. Сейчас дочь взрослая и сама может решить, с кем ей встречаться, а с кем нет. Но за это время я видел-то ее всего пару раз. Мы чужие. Эта боль душевная, она вот тут… Ее ничем не залечишь, не забудешь, не вырвешь из сердца. Можно только научиться с ней жить.
Тася внимательно посмотрела на Бориса. Бывают же такие женщины! Как можно было разлучить отца с собственным ребенком? Ей захотелось как-то поддержать этого грустного мужчину с добрыми глазами.
-А пойдемте чай пить? Я, знаете, за садом плохо ухаживаю, а вот пироги у меня лучше получаются. Давайте угощу вас.
Лицо Бориса просветлело.
-Да с удовольствием. Сто лет домашних пирогов не ел.
Все произошло как-то легко, само собой сложилось. На следующий день Борис снова занимался садом, а Таисия готовила свежий пирог к их вечернему чаепитию. Потом она пожаловалась, что дверца в шкафу покосилась, а сама она не может поправить. Борис деловито прошел по дому и нашел еще кучу мелочей, которые нужно было привести в порядок. Цену за свои услуги назвал смешную, лишь поставил одно условие. Каждый вечер поить его чаем с пирогами.
Как-то вечером Борис не уехал к себе, а остался у нее. Так и начался их поздний роман. Тася просто летала. Боря был умным, заботливым, с чувством юмора. Пылинки с нее сдувал. Она и не верила, что еще сможет чувствовать себя такой счастливой. Когда встретилась с подругами, не смогла сдержать эмоций.
-Девочки, я влюблена, представляете? Вы можете в это поверить?
-Ох, я не могу -вздохнула Надежда -По мне, так в этом возрасте лучше одной. Я вон, уже десять лет в разводе и вспоминаю эту семейную жизнь, как страшный сон. Да и тревожно как-то. Чего это от твоего Бориса жена убежала? С дочкой видеться не давала? Ты это выяснила?
-Ох, Надька, ну ты и зануда! – тут же заговорила Ирина – Ты, Таська, счастливая! И Борис твой золото, а не мужик! В этом возрасте таких днем с огнем не сыщещь. Работает, домашний, симпатичный. Фигура какая! Держит себя в тонусе. А Надьку не слушай, у нее брак не задался, теперь всех по себе судит. Мало ли, что у жены в голове было? На другого променяла, решила все начать с чистого листа, бывший муж под ногами мешался. Вот и все. Да и кто сказал, что лучше одной? Бред.
-Спокойнее как-то. В любовь по молодости надо играть, а нам уже, как никак, по пятьдесят-гнула свое Надежда.
-да не расстраивай ты Тасю, не обижай! -кипятилась Ира -Что ты все про возраст напоминаешь? В пятьдесят женщина не человек, что ли? Мы молодые! Это с тобой, может, что-то не так, раз в старушки записалась.
Таисия примирительно улыбалась.
-Ир, успокойся. Не обижаюсь я на Надю, она по-своему права. Она переживает за меня. Я действительно не углублялась в семейную жизнь Бориса. Мы так решили: прошлое в прошлом. А в настоящем есть только мы и пока нам так комфортно.
-замуж-то хоть не собираешься? -подозрительно спросила Надя, а Ирина закатила глаза.
-Не собираюсь пока, Надюш -засмеялась Таисия — Пока нет.
***
Таисия пришла на работу и с удивлением обнаружила Нину на своем рабочем месте.
-Нинка! Вот так сюрприз. Ну, рассказывай, как отпуск? Как отдохнула? Это ты что, первым делом ко мне?
-Да отпуск как отпуск. Отдыхать не работать -странным тоном проговорила Нина -А мне вот тут птичка на хвосте принесла, что Борис, сосед мой, у тебя живет.
Тася приподняла брови.
-Ну допустим. И не живет, а ночевать иногда остается. В чем проблема? Мы взрослые люди, я вроде разрешения не должна ни у кого спрашивать, с кем мне встречаться.
-Да ты не заводись – примирительно сказала Нина -Ты присядь лучше и меня послушай. Ох… Это ведь все я. Думала ли, что у вас роман может случиться? Хотела помочь по-дружески. Но с Борей-то не все так просто, милая. Он ведь сидел, понимаешь? Да, статья вроде как не такая уж серьезная, кража, но все же… Понятное дело, он человек неплохой, работник хороший, ну оступился… Но… Ты подумай. Я бы с таким мужчиной не связывалась. Сделал работу -хорошо. Рассчитались и разошлись.
Таисия молчала.
-Я ведь не со зла, Тась, я волнуюсь…
-Раз он сиделец, зачем же ты его ко мне направила?
-Да я ведь подумать не могла, что вы… Что ты… С ним… Тася! Да, он отсидел, но я знаю его только с той стороны, что он работник хороший. Сосед приятный, дружелюбный, старушкам помогает. Но кто знает, что у этих людей в голове? Ты подумай хорошенько.
-А я уже подумала. В советах не нуждаюсь -холодно сказала Таисия и Нина поняла, что разговор окончен.
-Ну, как знаешь -в тон ей ответила она -Я как лучше хотела. Предупредить.
***
И что Нинка наговаривала? Все у них было прекрасно с Борисом. Тася как будто на крыльях летала. Тем более, Борис ей все рассказал. Да оступился, ошибся. И все ради жены этой, которая потом его бросила. Да еще с дочерью запрещала видеться. Это она его толкнула на такой поступок. Вечные эти ее жалобы, что денег не хватает, что живут они в однушке вчетвером с его матерью, что нищетой треплют. Вот он и решился. Ошибся, а она все равно его бросила. Но теперь не исправишь и прошлого не вернешь.
В доме теперь все сверкало, а сад стал еще красивее, чем при их жизни с Сашей. Теперь она вспоминала о муже с теплотой и грустью. Думала, как бы он порадовался, если бы увидел их сад.
Вот только поменялось все в один день. Борис при Тасе ни разу не выпивал: говорил, что не любит это дело. Да и у нее дома спиртного никогда не водилось. А тут их пригласили на свадьбу к Ириной дочери. Тася очень ждала этого события: вот и познакомится, наконец, Борис с ее подругами. Но вышло иначе.
Так получилось, что Тася пошла помогать Ире с последними приготовлениями, вышла какая-то накладка, как это всегда бывает. Борис остался один. А когда она вернулась он уже познакомился с родственниками со стороны жениха, сидевшими рядом, и выглядел совсем не так, как она привыкла. Он смотрел на нее холодным и даже злым взглядом. Как будто она ему помешала.
-Боря -она несмело улыбнулась – Ты что это тут без меня, выпил? Говорил же, что не любишь это дело.
Он повернулся и посмотрел на нее долгим тяжелым взглядом.
-Полюбил, представляешь? – резко ответил он и захохотал так, что на них обернулись несколько человек.
Тася подавленно молчала, а Борис, не обращая на нее внимания, продолжил пить. Он громко говорил, хохотал, а потом пошел по залу и начал ко всем цепляться. На помощь растерянной Тасе пришла Надя.
-Ну, хорош женишок? Ты прости подруга, но вот и истинное лицо его проявилось…
-Надь, он просто перебрал.
-Ага, да. С этого все и начинается. Таська! Подумать тебе надо хорошенько, стоит ли продолжать. Но это потом. А пока нам надо как-то вывезти его отсюда, чтобы окончательно свадьбу не испортить. Сейчас я Димку, Иркиного двоюродного брата попрошу, он нам поможет. Он здоровый, думаю удастся твоего до такси дотащить.
Только Борис отказывался уходить, а Таисия готова была провалиться сквозь землю со стыда. С трудом они довели упирающегося мужчину до такси. Он уселся на заднее сиденье и резко отключился.
-Ну накачался, так накачался -присвистнула Надя -Так, ты садись к нему, а я вперед. С вами поеду. А то сердце не на месте. Боюсь за тебя.
***
На следующий день, с самого утра, Тася проснулась от странного звука. Как будто кто-то скребся в окно. Она отодвинула занавеску и увидела Бориса. Гладко выбритый, свежий, с огромным букетом цветов и большой коробкой. Как будто ничего и не было. Таисия открыла дверь и внимательно посмотрела на Бориса.
-Тася… Я… Я… Торт принес из той самой кондитерской, знаешь? А то ты все пироги печешь, а я ничем тебя ни разу и не угостил. Печь сам я не умею, а тортики у них чудесные. Так говорят. Тась… Прости меня, а? Мне пить нельзя, понимаешь, это все она, проклятая…
-Проходи уж – вздохнула Тася.
Она решила его простить, ведь до этого у них не было никаких проблем. Тем более, он тысячу раз перед ней извинился, да и зажили они, как прежде. Только счастье длилось недолго. Как-то на выходных Борис уехал с самого утра: сказал, что подвернулась работа. Тася же пешила устроить генеральную уборку. Сметая пыль с полок, она заметила, что шкатулка с ее украшениями стоит не на привычном месте и открыла крышку. То, что она увидела, заставило ее вскрикнуть. Бабушкино кольцо, их семейная драгоценность, пропало. Дверь скрипнула и вошел Борис. Он нетвердо стоял на ногах. Видимо, никакой работы не было.
-Боря, это что? -не обращая внимания на его состояние, сказала Тася.
-А что? -резко спросил он.
-Где кольцо?
-Какое еще кольцо? Я в глаза никакого кольца не видел. Я даже не знаю, что там лежит в этой твоей шкатулке.
-Это ты взял, больше некому! Признайся! Здесь никто не бывает!
-Ха-ха. Никто не бывает! Сынок твой был на той неделе, вот он и взял!
-Да как ты можешь! Костя мне денег привез, зачем бы ему кольцо брать?
-А я откуда знаю? -внезапно взревел Борис – Я сказал, это твой сынок взял кольцо или еще кто, а я здесь ни при чем!
-Уходи отсюда! Убирайся! -вне себя закричала Тася, но тут Борис резко сорвался с места и подбежал к ней. Схватил за руки и больно сжал. А потом толкнул. Она даже не поняла, что происходит, как оказалась на полу. Борис подошел и наклонился. Тася испуганно закрыла лицо руками и зажмурилась. И тут кто-то резко потащил его назад.
Тася открыла глаза и увидела испуганное лицо Нади.
-Таська, ты как? А мне что-то сон плохой про тебя приснился, вот и решили с Иркой и Димкой зайти к тебе, проверить. Ты трубку не берешь, с этим помирилась… Я как чувствовала… Ох, вовремя же мы зашли. Не знаю, может, полицию вызвать?
-Не надо полицию. Сама разберусь. Права ты была Надя. Лучше одной.
***
Тася уехала. Подальше от воспоминаний, от своего дома, где она дважды в жизни была так счастлива. Но здесь гораздо лучше. Здесь сын, недавно родившаяся внучка. Здесь она чувствует себя счастливой. По-своему. В роли матери своего сына, в такой непривычной роли бабушки. А мужчины? Нет, о любви она больше не думает. Была у нее одна любовь в жизни настоящая, Сашка. А больше не надо. Многим такая любовь только во сне снится, а они прожили вместе без малого двадцать лет. Ничего. Все проходит. И это пройдет. А Надя правильно сказала. Чем с таким, как Боря, так лучше одной. Жаль, она сразу этого не поняла.