Таня сидела за компьютером, смотрела на создаваемый документ и ничего не понимала. Ее мысли были далеко. Настолько далеко, что она не могла сосредоточиться на происходящем. Коллега за соседним столом окликнула:
– Танюша, ты что?
– Да, задумалась.
Вырвалась из плена размышлений. Сосредоточилась. Но ненадолго. Мысли снова обратились к происходящему в ее жизни.
Таня была по рождению Рыбакова. А женщины в этом роду были несчастными. И никак не получалось переломить эту тенденцию.
Танина прабабушка рано овдовела, растила пятерых детей. А когда во второй раз вышла замуж, новый отец стал плохо относиться к детям, выгонять из дома. Старшие два сына сами ушли, а дочери остались.
Их отчим постоянно ругал, заставлял много работать, плохо влиял на мать. Та тоже начинала кричать на дочерей, требовать полного повиновения. В итоге с ними в семье осталась только младшая девочка. Танина бабушка.
До двадцати пяти лет она работала на мать и отчима. А потом вышла замуж. Но долго счастливой быть не получилось. Муж умер. Осталась дочь. Бабушка старалась отделиться от своей матери. Уехала жить в город.
Но по первому же требованию возвращалась. Помогала с огородом, скотиной, отчимом. Того разбил инсульт и он лежал. Мать звонила от соседки каждый день и жаловалась, как ей тяжело.
– У тебя пятеро детей, мама. Две дочери живут в соседней деревне. Почему я?
– Потому что ты самая младшая и самая добрая, — отвечала та.
Таня знала эту историю от самой бабушки. Она часто вспоминала свою семью плохим словом. И мать и сестер. Никак не могла простить, что испортили ей жизнь.
Сидя с внучкой, она часто вспоминала, как ее мать ругала ее дочь. Что та непослушная, непокорная, неучтивая. Это Танина мама росла таким ребенком.
– Я пыталась растить ее свободной, насколько это было возможно. Но, видимо, переусердствовала. Либо твоя мама взяла характер своей бабушки.
– А что с твоими сестрами? — спрашивала у бабушки подрастающая Таня.
– Ни у одной судьба не сложилась. У первой муж сбежал. У второй погиб под колесами трактора. Спал в поле, выпив перед этим очень много. Даже не проснулся. Обе замуж больше не вышли, тянули все сами. Уже нет их. Я одна осталась. Самая младшая потому что.
Таня слушала истории и думала, как же сложится ее жизнь? Ведь мама тоже не знала счастья в личной жизни. И растила дочь в ежовых рукавицах. Видимо действительно, взяла характер Таниной прабабушки.
Родного отца Таня не знала. Мама Вера сама от него ушла. Мотивировала так:
– Он вообще не помогал. Только на диване валялся и делал замечания по поводу еды, уборки, всего на свете. Я решила, что с мамой лучше.
Конечно, лучше. Мама взялась за воспитание внучки, предоставив дочери относительную свободу. Та попыталась снова устроить личное счастье.
Познакомилась с мужчиной. Переехала с дочерью к нему. Но тот постоянно ребенка ругал, дергал за волосы, ставил в угол. И Вера от него быстро сбежала.
Об этом времени у Тани осталось мало воспоминаний. Только как она стоит во дворе частного дома на морозе в носках. Так ее наказал мамин муж.
Долго это длилось или нет, Таня не помнила.
– Не нужны мне мужики, — сказал Вера. — Больше не буду пробовать.
И всю свою неизрасходованную энергию направила на дочь.
***
“Она должна была бы направить на меня любовь. А направила злость”, — думала Таня.
За каждую ошибку в тетради Таню наказывали переписыванием работы. Нельзя было звонить парням, ходить гулять, если не сделаны уроки. На танцы мама тоже не разрешила ходить.
– Некрасиво.
А Тане хотелось. Подружки ходили. Но мама не разрешила и сказала, платить не будет.
– Мне и так тяжело. Ты столько ешь, что мне только на еду и работай.
– Почему так, бабушка? Ведь ты другая! — спрашивала внучка, когда звонила жаловаться на маму.
– Не знаю. Иногда, видимо, мы не на все можем повлиять. Меня растили в жестоких рамках. Мне нужна была большая смелость для того, чтобы выйти замуж, чтобы уехать. Но мне не хватило сил перечить матери. И я приезжала, помогала, выслушивала претензии. И мечтала вырастить дочь свободной. Похоже, мне это удалось.
– Свобода — это хорошо, но мне как быть?
Таня выросла, окончила университет и выскочила замуж назло маме, которой не нравился ее парень. Они тихонько расписались, предъявили обручальные кольца и ушли в закат, переехали в другой город.
Свекровь смеялась. Ей нравилась невестка и поступок сына. А вот Вера очень переживала. Что она сделала не так, где прокололась?
Всю жизнь положила на алтарь дочери, не устроила личную жизнь. А дочь, неблагодарная, так поступила. Высказав все это Тане, Вера услышала:
– После Витьки своего ты и не собиралась ничего устраивать, я помню. И мне всю жизнь говорила, что мужики все плохие, и связываться с ними не стоит. А я вот связалась. И счастлива.
Вера все же простила дочь за безрассудный поступок. И когда родилась внучка, стала приезжать помогать.
“Интересно, почему в нашем роду рождаются только одни девочки. И вообще, почему женщины так мало рожают?”
Из рассказов бабушки Таня знала, что у обоих ее братьев тоже были дочери. Словно мужчины больше не должны были появляться в этой семье. Вот и она сама родила дочь Агнию.
– Что это за имя? — возмутилась мама, впервые услышав, как назвали дочь.
– А ты с бабушкой советовалась, как меня назвать?
– Нет, конечно, — ответила Вера и разговор прекратился.
Но это был один из редких случаев, когда Таня смогла противостоять маме.
Когда Агнии было пять лет, отличный веселый муж сбежал к другой женщине. Таня подала на алименты. Но муж официально не работал и пока стребовать ничего не могла.
– А я говорила, — приговаривала Вера, расчесывая волосы маленькой Агнии. — Возвращайся домой. Я буду тебе помогать с ребенком.
– Не хочу я домой. У меня тут работа, садик, друзья.
– Тогда я к тебе буду приезжать.
– Таня, ты доделаешь что-то сегодня или нет? — окликнула коллега. Она заметила, что та просто сидит и смотрит в экран.
– Ах, да, кончено, отчет сам себя не сделает, — вздохнула Таня и продолжила работу.
***
Когда Агнии исполнилось шесть лет, собралось много гостей. Танины подруги с детьми, мама Вера, бывший муж объявился с подарком. Было весело и увлекательно. Таня отмечала день рождения дочери вначале в детском центре, а потом дома.
– Агния, что ты кричишь! Агния, как ты себя ведешь? Агния, Агния! — постоянно окрикивала девочку бабушка.
– Да что ты хочешь от меня? — возмутилась именинница.
И побежала дальше веселиться. Таня улыбнулась, а вот Вера возмутилась.
– Вот так ты воспитываешь мою внучку?
– А в чем проблема?
– Как она относится к бабушке? Хамит! Я тебе никогда не позволяла так с бабушкой разговаривать.
– Ты мне много чего не позволяла, мамочка.
– Потому что я все сама тянула. И мне нужно было, чтобы ты выросла хорошей девочкой и устроила свою судьбу.
– Устроила? Или что-то пошло не так?
– И почему ты такая дерзкая стала?
“Не понимаю, почему так через поколение? То жесткие матери, то слишком мягкие. Прабабушка жесткая, бабушка мягкая, мама — жесткая. Я — мягкая. Какая судьба будет у Агнии? Уже понятно, что девочка она необычная. Для нее нет авторитетов, она делает все, как считает нужным. У меня так не получалось. Только раз, когда замуж вышла и уехала”.
На работу пришел новый парень, после университета. Младше Тани на шесть лет. И женщина потеряла голову. Отчаянно кокетничала, задыхалась в его присутствии, глупо смеялась. Все девочки из офиса видели, что с ней что-то происходит.
– Ты так влюбилась в Максима, что ли? — допытывались они.
– А что, так заметно?
– Красными буквами на лбу горит! — смеялись девушки. – А чем он тебя так привлек? Ничего особенного ведь. И мальчишка совсем.
–Не знаю, это какая-то химия. И я вижу, что его ко мне тянет.
И девочки это тоже замечали. Максим постоянно находил причины находиться рядом с Таней. Через три недели он уже стал приносить ей цветы, через месяц пригласил на свидание. И Таня с радостью согласилась.
С Агнией попросила посидеть подругу, маме ничего не говорила, хотя о свидании и договаривались заранее.
– Мамочка, ты идешь на встречу с моим будущим папой? — спросила дочь, видя, как мама собирается.
– Почему ты так решила?
– У всех есть папы, у меня нет. Вот я и думаю, что ты решила это исправить.
И Таня не нашлась, что ответить. Какая умная и дерзкая у нее дочь. Такая точно в жизни не пропадет и в обиду себя не даст.
Свидание прошло отлично. Максим оказался внимательным и очень нежным молодым человеком. Он постоянно предлагал Тане попробовать разные блюда, предлагал вина.
В конце вечера пересел к ней, обнимал ща плечи и за талию. Почти случился поцелуй. Но они оба сознательно оттягивали этот момент.
Агния уже спала, когда Таня вернулась домой. Сонная подруга, которая уже успела задремать в кресле, прошептала:
– Ну как?
– Волшебно! Это самый лучший мужчина на свете!
– Он практически мальчик!
– Нет. Он хоть и молод, но настоящий мужчина. Я буду с ним счастлива, я уверена.
***
Таня и Максим начали встречаться. На работе они сдерживали эмоции. Но как только заканчивался рабочий день, они в обнимку шли домой к Тане и играли в семью. Агнии новый папа очень нравился.
Он был веселым, покупал подарки, водил в кино на мультики. Родной папа тоже был интересным, дарил подарки. Но он редко появлялся в жизни девочки.
Маме Таня рассказала о новой влюбленности не сразу. Возможно, она тянула бы еще дольше, но все выдала внучка.
– У мамы новый муж. Он очень клевый!
– Ух ты! А как его зовут?
– Максим! Мне он Барби подарил! И машину для Барби!
– И давно они дружат?
– Да, давно.
Для девочки четыре месяца уже было “давно”. Вера не видела смысла сдерживаться и позвонила дочери:
– Что ж ты не сообщаешь о своем новом муже? Я что-то пропустила?
– Каком новом муже, мама?
– Агния обо всем рассказала, нет смысла притворяться.
– Мне уже много лет. Я не должна отчитываться. Но если тебе это так важно — мы еще не поженились.
“Где-то существуют мамы, которые разговаривают не с претензией, а с теплом и любовью?” — размышляла Таня. После разговора с мамой у нее ухудшилось настроение.
Они действительно собирались пожениться с Максимом. Но после разговоров и претензий решили, что сделают это тихо.
Хоть у Максима это был первый брак, и он мог бы требовать торжества, парень встал на сторону любимой и сделал так, как она захотела.
Единственное, о чем мечтал Максим, это об общем ребенке. И он постоянно заводил разговоры об этом с Таней. Та отвечала уклончиво. На самом деле, она боялась рожать еще ребенка.
Она боялась реакции Агнии. И знала, что у девочки будет сообщница в виде бабушки.
Однажды она завела с Агнией разговор на эту тему.
– А как бы ты отнеслась, если бы у нас с Максимом родился еще ребенок?
– Вам со мной плохо? Зачем вам еще кто-то? — надулась девочка.
И Максим с Таней решили пока отложить вопрос.
Вторая свекровь, как и первая, была отличная понимающая женщина. Она говорила невестке:
– Конечно, нужно, чтобы все были довольны. Нельзя ущемлять ребенка в ее желаниях. Нужно ее подготовить.
Вера не могла найти себе места в другом городе. Дочь в ней совершенно не нуждалась. Когда бабушка приезжала в гости, ее терпели и старались сделать так, чтобы она поскорее уехала. Своей жизнью она заниматься не хотела, а Таня в свою не пускала. Значит, нужно было сделать так, чтобы дочь вернулась в ее жизнь.
***
– Доченька, я в больнице, подозрение на инфаркт! — позвонила Вера дочери через три месяца после Таниной свадьбы.
– Ох, мама! Как так! Я возьму пару дней отпуска за свой счет и приеду к тебе!
– А как же Агния?
– С ней Макс останется, они отлично ладят.
Таня помчалась домой. Навещала маму в больнице. Через неделю ее выписали, дав рекомендации по лечению.
Через месяц ситуация повторилась. Снова Таня брала дни за свой счет, мчалась в родной город. И снова маму выписывали.
На третий раз начальник предупредил:
– Больше не отпущу. Если у тебя такие проблемы — увольняйся и переезжай обратно. И смотри за мамой.
Таня решила поговорить с врачом.
– Скажите, пожалуйста, насколько серьезная ситуация? Может быть, нужно положить ее в стационар? Почему ее постоянно выписывают?
– Потому что вам нужен психиатр. Точнее, не вам, а вашей маме. Она симулирует. Вызывает скорую, говорит об ужасных болях в сердце. Далее исследования в больнице показывают, что все хорошо.
Таня задумалась. Ситуация оказалась намного сложнее, чем женщина думала. Она решила найти семейного психолога и на выходных приезжать на терапию.
“Ведь решать проблемы семейных психолог должен не только между мужем и женой, но и между родителями и детьми”.
К сожалению, бабушка уже три года как ушла. И некому было пожаловаться и попросить помощи. Максим полностью поддержал жену и даже помог найти психолога. После этого Таня позвонила маме.
– Каждую субботу я буду приезжать и мы будем ходить с тобой к специалисту. Я поговорила с врачом. Он сказал, что у тебя здоровое сердце. И просто так ты добиваешься моего внимания, не можешь меня отпустить, заняться собой.
Всего этого Тая не смогла бы сказать маме в лицо. А по телефону смогла.
Вера, на удивление не стала возражать. Согласилась на терапию. И в субботу Таня была дома. Вера приготовила торт, который планировалось съесть после первого занятия.
Оно прошло успешно. Вера много плакала. И Таня тоже. А психолог сказала, что женщинам придется так совместно работать не менее полугода.
Одним из советов специалиста был такой:
– Заведите собаку. Именно собаку, чтобы выходить гулять, а не концентрироваться на соцсетях дочери и внучки. И на телевизоре.
И Максим с Таней нашли питомник и подарили маме Вере, которая больше любила котов, чудесного щенка породы Корги. И Вера поняла, что собак она тоже любит.
Щенок поглощал все ее внимание. Когда стало можно, Вера стала выходить с ним гулять. И постоянно меняла маршруты. И песик был доволен, и хозяйка.
А вскоре случилось невероятное. В парке Вера познакомилась с мужчиной. Он также выгуливал собаку.
Была осень. Невероятно теплый день, хотя листья с деревьев уже почти осыпались. Гарик с разбегу зарывался в листья. Вера снимала видео на телефон для внучки. Рядом остановился мужчина с чинным доберманом на поводке. Собака поглядывала на веселящегося щенка, но с места не двигалась.
– Мой так веселиться уже не будет, — сказал мужчина.
Вера обернулась. Рядом стоял мужчина лет шестидесяти. В пальто, поверх модно повязан шарф.
– А моему пока все можно.
Завязалась беседа, которая закончилась обменом телефонами.
И уже Вера скрывала от дочери отношения. И призналась лишь через полгода.
Хотя Таня и сама догадалась. Потому что мама вдруг почти пропала из ее жизни. Они общались только у психолога и иногда обм
енивались сообщениями.
Проблемы с сердцем исчезли бесследно. И обе женщины зажили, наконец, счастливо.
А еще через год Таня забеременела. И Агния была счастлива. И мечтала о сестричке.