Почему популярные в СССР капотные автобусы КАвЗ были резко сняты с производства

Те, кто застал времена существования Советского Союза, хорошо помнят популярные в 70-80х годах прошлого столетия капотные автобусы КАвЗ. Их можно было встретить в санитарных, оперативно-служебных, ритуальных службах. Но больше всего «носатые» автобусы запомнились своей востребованностью в сельской местности благодаря способности преодолевать любое бездорожье и неприхотливость в эксплуатации. Почему же масштабное производство этих универсальных автобусов было резко приостановлено?

1. Немного истории

В 1953 г. было принято решение о строительстве оборонного предприятия в г. Кургане. Спустя четыре года были начаты подготовительные работы для изготовления автобусов, модели которых разработали на ПАЗ (Павловском автобусном заводе).
Осваивали данное производственное направление оперативно, поэтому в самом начале 1958-го г. был уже выпущен первый новый автобус КАвЗ-651 с восемнадцатью местами для пассажиров. Всего в течение рабочего года выпустили 508 таких пассажирских транспортных средств. На Курганском автобусном заводе этот транспорт самостоятельно почти не разрабатывали. Соответствующие документы приходили из ПАЗ.

2. Что выпускали на Курганском заводе

В 1971 году начали выпускать знаменитые в автобусной среде КАвЗ-685. Базой для него стал ГАЗ-53-12. Это не единственный продукт симбиоза грузового автомобиля и автобуса. Небольшими партиями выпускали пассажирский транспорт, базой для которого стали Урал-4320, ГАЗ-3308, а также ЗИЛ-4331

Для транспортировки сотрудников МЧС и тех, кто работал вахтовым методом, создали КАвЗ-39 766. Сейчас на российских дорогах можно иногда увидеть автобус данной модели. Транспортное средство неприхотливое, устроено элементарно и идеально подходит для сельского бездорожья. Устранить поломку в нем можно и собственными силами в условиях небольшого предприятия. Популярными были КАвЗ-397 653 – желтые школьные автобусы. Они имели различную длину и количество пассажирских мест.

В 2008 году из-за ужесточения экологических стандартов было принято решение о модернизации предприятия и его переходе на производство абсолютно нового вида продукции. Так, производственные линии, на которых изготавливали капотные автобусы, были реконструированы. В результате много таких транспортных средств было списано. Некоторые КАвЗ-3976 эксплуатировались на тот момент менее 3-х лет.

3. Сравнительные характеристики КАвЗ и ПАЗ

Трансмиссия и двигатели у обоих видов автобусов, предназначенных для перевозки школьников, идентичные. Разница между ними в наличии капота у КАвЗ-397 653. Для сельской местности автобусы с капотом лучше, чем бескапотные. Это связано с плохим дорожным покрытием, а иногда и его отсутствием.

ПАЗ начали выпускать в 1989 г., но они более усовершенствованные. В наши дни на них стоит достаточно сложное электрооборудование. К минусам ПАЗа можно отнести отказ из-за собравшегося конденсата пневмосистемы. После того, как автобус выезжает из теплого гаража при минусовой температуре осушитель воздуха с возложенными на него функциями не справляется. Иногда требуется пользоваться услугами СТО из-за незначительных неисправностей. У КАвЗ-397 653 электрооборудование было не настолько сложным, если сравнивать с ПАЗ-32 053. Меньше нагрузки оказывалось и на пневмосистему, так как дверь была устроена довольно просто.

Оцените статью
Почему популярные в СССР капотные автобусы КАвЗ были резко сняты с производства
— К нам едет моя тетка с детьми из Ростова, готовь для них спальное место и накрывай на стол — Сказал мне муж