— Ты меня специально заманила, чтобы на Новый год подставить! – кричала по телефону сестра. – Подговорила свою соседку, чтобы та меня как липку ободрала, а у меня дети, между прочим.
— Ты сама меня слушать не стала! Зачем вообще приехала? — отвечала Ольга.
— Захотела и приехала! Не думала, что родная сестра так обойдётся с племянниками…
Ольга вздохнула и покачала головой. Она вспомнила, как 31 декабря её «обрадовал» муж:
— Оля, твоя сестра уже на вокзале – звонила мне только что. Они с детьми скоро будут у нас.
— Да что же это такое! Я ведь предупредила, что нас дома не будет — на Новый год собирались к друзьям. Чем она думала, когда решила приехать? Ведь последний раз мы поссорились именно из-за того, что она без спроса нагрянула. Я же ясно выразилась — без предупреждения на порог не пущу!
— Я так ей и сказал, что мы уходим, но она попросила оставить ключи у соседки. Как поступим?
— Держимся плана: отключаем домофон, дверной звонок и телефоны. И быстрее уходим к друзьям, как и собирались.
* * *
Младшая сестра Оли, Алла, всегда отличалась своенравным характером. С юных лет она попадала в различные передряги и прибегала за поддержкой к сестре.
Обе они почти одновременно вышли замуж. Оле с Ильёй удалось за семь лет купить квартиру и объездить множество стран. Теперь они задумались о детях, раз квартирный вопрос и вопрос с работой закрыты.
Алла же с самого начала отдала предпочтение материнству и за это время стала мамой двух сыновей. Старшему пять, а младший недавно отметил свой третий день рождения.
С рождением первенца, Алла начала обращаться к сестре за помощью: то ребёнка на выходные привезёт, то неожиданно нагрянет среди недели. Живя в 50 километрах, она часто приезжала к сестре на электричке.
— Оля, ты не понимаешь, как я изматываюсь, — жаловалась Алла. — Всего несколько выходных в месяц прошу посидеть с детьми, а ты словно чужая. Родители далеко, вот и приезжаю на поезде к тебе. Могла бы и ты иногда ко мне приезжать, чтобы детьми заняться!
— Я с работы тоже прихожу уставшая. Мы с Ильёй специально появление детей на потом отложили, чтобы сначала для себя пожить. Поэтому я не могу каждую неделю сидеть с племянниками – у меня другие планы. Я не готова почти все выходные проводить с твоими детьми.
Аллин муж работал вахтовым методом и часто был в отъезде даже в праздники. Поэтому она от скуки приезжала к сестре. Друзья Оли и Ильи были либо без детей, либо дети у них были постарше. Мало кто выдерживал шум и плач малышей, а музыку приходилось выключать, когда младший засыпал. Со временем, друзья отказались от идеи собираться у Оли и Ильи, предпочитая звать их к себе на праздники.
* * *
— Ну, сколько можно! Я уже целых пять минут здесь стою! — в один из вечеров, когда супруги уговорили друзей собраться поиграть в настолки, убедив, что детей на этот раз точно не будет, Алла вновь явилась без предупреждения.
— Алла, зачем ты пришла?
— В гости, конечно!
— Сегодня у нас “Монополия”, я обещала, что детей не будет.
— Тебе, что, гости дороже родной сестры и племянников? Играйте себе на здоровье, мы не помешаем.
Однако старший Аллин сын постоянно прорывался к столу, раскидывая фишки и карточки. Когда ему не позволяли шалить, он начинал плакать, и Алла просила уступить ему.
Когда младший сын заснул, сестра попросила всех говорить потише, чтобы не разбудить ребёнка. Вскоре гости Оли и Ильи начали собираться домой, и запланированный вечер игр так и не задался. Оля сильно разозлилась на сестру и высказала ей всё, что наболело.
— Почему у вас такие нервные гости? — оправдывалась Алла, отвечая на упреки сестры. — Это же дети, нужно войти в положение!
— Именно поэтому мы и решили собраться без детей! Когда собираешься в гости, нужно сначала узнать, а можно ли вообще прийти.
— Я не просто гость, я твоя сестра и могу приходить, когда хочу!
– Нет! У каждого своя жизнь. Если ещё раз придёшь без приглашения, не открою дверь, и не посмотрю, что у тебя дети!
* * *
Сёстры сильно поссорились. Алла собрала детей и уехала восвояси.
Месяц они не разговаривали, но затем младшая сестра позвонила первой. Извинилась и попросила посидеть с племянниками. Оля согласилась простить её, но напомнила, что теперь та должна приходить только после звонка.
Поначалу всё шло хорошо, и обе были довольны. Но со временем Алла стала забывать об их договоренности. Оля понимала, что сестра снова начинает вести себя, как прежде.
Когда друзья пригласили их на Новый год, Оля и Ильёй с удовольствием согласились. Оля предупредила сестру, что их дома не будет. Поэтому она была в шоке, когда узнала от мужа, что Алла уже на вокзале.
— Вы просили звонить перед приездом. Вот я и звоню предупредить – передай Оле, — заявила свояченица Ивану.
Но супруги решили, что на этот раз терпеть выходки Аллы не будут, и уехали в гости.
На следующий день Оля сказала мужу, что ей дозвонилась соседка, ведь на звонки сестры она не отвечала принципиально:
— Представляешь, Алла домой уезжать не стала, а напросилась к Ирине Викторовне. Соседка сказала, что сестра стучалась во все двери на лестничной клетке, и она её пожалела, приютив с детьми. Теперь звонит и спрашивает, когда же мы вернёмся.
— Бедная Ирина Викторовна! Дети, наверняка, ей полквартиры разрушили. Что ты ей ответила?
— Да мальчишки ей уже несколько тарелок разбили, скатерть испортили и дверь в туалет сломали. Я посоветовала выдворить их поскорее. А мы с тобой останемся в гостях ещё на денёк, хоть и планировали вернуться сегодня. Но пока Алла там, я домой ехать не собираюсь. Она, наверняка, хотела из меня сделать бесплатную няню на праздники, но дудки ей!
— Но тогда она сделает бесплатную няньку из Ирины Викторовны – тебе не жалко старушку?
— Сама виновата, что дверь ей открыла. Она же знает, какая Алла шумная и беспардонная.
— Так она же вроде одинокая женщина, — возразил Иван. – Может, ей компания на Новый год как раз кстати.
— Это не компания, а нахлебники. Наверняка, Алла с пустыми руками приехали и сейчас объедают бедную Ирину Викторовну… Но я всё равно ехать спасать соседку не собираюсь – свои нервы дороже.
Муж со вздохом согласился, тоже предпочитая отдых вдалеке от шумных племянников. Супруги оставались у друзей, ожидая отъезда сестры.
* * *
Сердобольная соседка позвонила на третий день.
— Ирина Викторовна сказала, что Алла уехала, — тихо вздохнула Оля, обращаясь к мужу.
— Тогда давай домой, пока нас самих не попросили за долгое гостеприимство, — засмеялся Илья.
Для Ирины Викторовны они купили подарок, чтобы хоть как-то компенсировать выходки сестры.
— Спасибо большое, — вежливо улыбнулась женщина. – Сестра, конечно, у тебя с характером, а дети у неё невоспитанные. Вы специально уехали, чтобы не встречаться с ними? Алла утверждала, что предупредила вас, а её кинули…
Оля готова была от стыда сгореть, когда соседка их раскусила.
— Она прекрасно знала, что нас не будет дома, — пролепетала в своё оправдание Ольга. – Но думала, что мы не решимся уехать. Пришлось проучить сестру, а досталось вам – простите ещё раз.
И Оля поспешила скрыться за дверью своей квартиры и не видела ухмылку на лице Ирины Викторовны.
С тех пор Алла не звонила, обиженная на сестру. Оля и Илья понимали, что пока Алла затаила обиду, они смогут насладиться новогодними выходными.
Праздники подходили к концу, и вскоре предстояло возвращение на работу. Оля надеялась, что Алла извлечёт урок из сложившейся ситуации и поймёт, что всякому терпению приходит конец, и даже манипуляции детьми имеют свой предел. В следующий раз ей не придёт в голову приехать без приглашения.
* * *
На Рождество Оля решила сама поздравить сестру и набрала её.
— С праздником, Алла! Звоню, чтобы поздравить и наладить отношения…
— А извиниться не хочешь?!
— И за что же мне извиняться? Ты сама решила к нам приехать, прекрасно зная, что дома никого не будет. На какой исход ты вообще рассчитывала?
— Да на какой угодно, но только не на то, что вы подговорите эту старую ведьму издеваться надо мной и детьми! Сама меня на порог не пустила и нагло уехала, так ещё соседку натравила.
— О чём ты вообще говоришь? Ирина Викторовна вовсе не старуха, а очень добрая женщина – три дня терпела вас и кормила, а ты на неё наговариваешь. Слушай, сама же виновата: напросилась к пожилой женщине, дверь ей сломала, чуть всю посуду не перебила, а мы теперь и крайние?
— Вот именно! Это дети, они всегда что-то разрушают, пока маленькие. И твоя соседка это понимала, когда пускала нас. Она должна была с терпением отнестись с проделкам мальчиков. А кормить гостей – это вообще её долг! А она что устроила, ты знаешь?
— И что же? – спросила в тон Оля, офигевая от наглости собственной сестры. – Надеюсь заставила тебя расплатиться за все разрушения и неудобства, что вы ей доставили?
— Так и знала, что вы в сговоре! – зло выкрикнула Алла. – Первый день она вела себя как терпеливая радушная хозяйка, а как тебе позвонила, что прям с катушек слетела.
— Эта милая женщина? – удивлённо сказала Оля.
— Эта старая змея заявила, что мы не уйдём, пока не заплатим за починку двери и разбитую посуду! Спрятала мой телефон, чтобы я никому не смогла позвонить, и заставила меня помимо прочего убирать и готовить. Я хотела тут же уйти, но она дверь заперла, а на мои крики никто из твоих равнодушных соседей даже не отреагировал.
— Неужели ты не смогла справиться с пожилой женщиной, — засмеялась сестра.
— Да это ведьма, отвечаю тебе! Она так на меня посмотрела, словно порчу навела – я себя безвольной куклой почувствовала. Детей тоже подкупила: дала им раскраски, какие-то допотопные конструкторы и читала с ними книжки. А я в это время вылизывала её квартиру и кухаркой работала.
Так она и на следующий день дверь не открыла — А пришлось ей деньги заплатить за поломанный замок в туалете, посуду и эти раскраски ужасные.
— Так вот почему Ирина Викторовна у Вани деньги за замок брать отказалась, — задумчиво проговорила Оля.
— Короче ограбила меня твоя Ирина Викторовна, а в полиции мне не поверили даже. Я к тебе больше ни ногой!
— Жаль, а я вас на Старый Новый год хотела позвать, — сказала Оля.
— Ага, позовёте в гости эту каргу, она меня снова заколдует, чтобы я и у вас пару дней батрачила? Нет, уж – я вам не бесплатная рабочая сила! – заявила Алла и бросила трубку.
* * *
Оля испекла пирог и пошла в гости к соседке, чтобы прояснить ситуацию. Интеллигентную старушку она не боялась, поэтому решила спросить о своих подозрениях напрямик:
— Ирина Викторовна, вы что, правда, порчу наводить умеете?
Пожилая женщина аж чаем подавилась от неожиданности.
— Да ты что, Оля, конечно нет! С чего ты вообще взяла?
— Просто я несколько лет не могла объяснить сестре, что не надо к нам приходить без предупреждения, а после общения с вами она даже приезжать к нам в гости боится и рассказывает всякого… Что вы заставили её работать по хозяйству, выманили деньги и даже детей заворожили, что они вас начали слушаться, а не её.
Ирина Викторовна засмеялась.
— Олечка, я всю жизнь учителем проработала и умею общаться с непослушными детьми. А твоя сестра хоть своих детей уже завела, а до сих пор так и не выросла. Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, о чём я и сказала твоей сестре. А она от чего-то решила, что я должна её обслуживать.
Я просто поставила Аллу на место и попросила компенсировать разрушения её собственных детей. Пенсия у меня небольшая, поэтому терпеть хамство гостей я не намерена.
— Алла говорила, что вы дверь заперли и телефон отобрали и не отдавали, пока она с вами не расплатится.
— Дверь я всегда закрываю – женщина я ведь одинокая, а телефон разрядился просто и на холодильнике лежал всё время. Я знала, что он там, но не стала Алле говорить. Она себе понапридумывала всякого, а мне и на руку. Зато уходила шёлковая. И с мальчиками я хоть немного позанималась, а то они совсем избалованные — им дисциплина нужна. Неужели ты и правда думаешь, что я способна деньги вымогать? — с улыбкой спросила старушка.
Оля тоже засмеялась.
— Нет, конечно. Теперь Алла не скоро без предупреждения к нам в гости заявится. Надеюсь, ваш урок прошёл не зря.