«Красный щуп — в первую банку АКБ», — сказал автоэлектрик — «черный — в следующую», так и выяснил остаточную емкость аккумулятора

Для начала, как всегда, анекдот в тему:

Сын сказал мне, что их поколение умнее нашего,

на что я в принципе согласился. Только обратил его внимание

на такой факт — раньше в инструкции по эксплуатации автомобиля

писали, как регулировать клапанные зазоры,

а теперь пишут, что нельзя пить жидкость для аккумуляторов.

Заметил, что раньше аккумуляторы стабильно работали лет по 6-7 без проблем — теперь же, даже аккумуляторы казалось бы хороших брендов зачастую начинают «капризничать» буквально через 2-3 года.

Вот и мой аккумулятор «Topla» (пр-во Словения) тоже начал хандрить, хотя ему не больше 3-х лет.

Первым дело проверил уровень электролита и долил в банки немного дистиллированной воды, таким образом, что бы «язычки» были полностью покрыты жидкостью и погружены в нее примерно на 0,5 см.

Затем позвонил знакомоу автоэлектрику и поинтересовался — как мне понять — пришло ли время менять аккумулятор на новый или может быть достаточно хорошенько зарядить его в режиме десульфатизации?!

«Цешка у тебя есть под рукой?» — спросил меня на это автоэлектрик.

«Какая еще цешка?» — не понял я.

«Ну — мультиметр то есть» — уточняет он.

«А… Ясно! Да, конечно, «цешка» у меня есть! — отвечаю. — «Напряжение замерил — чуть больше 12 воль, но машина при этом уже не заводится»

«Стоп!» — говорит автоэлектрик — «Сейчас все расскажу по порядку — что и как нужно делать!»

Шаг 1: Проверка напряжения без нагрузки.

1) Заглуши двигатель. Выжди 30 минут — пусть АКБ «успокоится».

2) Установи мультиметр в режим DC 20 В.

3) Красный щуп — на «+», чёрный — на «-».

Результат:

  • 12.6–12.8 В — отлично.
  • 12.3–12.5 В — тревога.
  • 12 В и менее — критично!

— У меня — 12.06 В… Это конец?

— Не паникуй! — отвечает автоэлектрик — Напряжение без нагрузки — как температура здорового человека. Всё в норме? Отлично. Но если есть скрытая болезнь — нужны анализы. Так и с аккумулятором!

Теперь замеряй банки.

Шаг 2: «Проверяем «банки»

Свинцово-кислотный АКБ состоит из 6 секций — банок. Каждая должна выдавать не менее 2.1 В.

Итого: 6 × 2.1 = 12.6 В. Если одна «просела» — батарея «больна».

Внимание! Не все АКБ имеют доступ к банкам. Если пробки запаяны — этот метод не подойдёт.

  1. Наденьте перчатки! Кислота — не лучший друг кожи.
  2. Открутите пробки. Перед вами — шесть «глазниц».
  3. Включи мультиметр в режим DC 2 В.

— И как их мерить? — щупы замерли в воздухе.

— По очереди! — говорит автоэлектрик. — Красный щуп вставляй в первую банку АКБ, а черный — в следующую. Делай замер и далее — красный — во вторую банку, черный — в третью. И так далее…

Пример:

Банка 1: 2.2 В

Банка 2: 1.9 В

Банка 3: 2.0 В…

Записывай каждое значение. Разброс более 0.2 В между банками — признак сульфатации или осыпания пластин.

— Одна банка показывает 1.8 В… Это приговор? — спрашиваю.

— Возможно. Но пока ещё не всё потеряно! — отвечает автоэлектрик ухмыляется. — Теперь проверим ёмкость.

Шаг 3: Алгоритм расчёта ёмкости.

Ёмкость АКБ — это сколько энергии он может хранить. Например, 60 А·ч = 60 ампер в течение 1 часа. Со временем емкость снижается. Но как измерить это без спецоборудования? Проверить — можно!

1) Прежде всего необходимо будет полностью зарядить АКБ.

2) Нужно подключить нагрузку (например, лампу дальнего света ≈ 5–10 А).

3) Нужно засечь время, за которое напряжение упадёт до 10.8 В.

Вот тебе формула:
Ёмкость (А·ч) = Ток нагрузки (А) × Время разряда (часы)

— Запутался немного… Поправь, если ошибаюсь! Допустим, лампа 10 А, разрядилась за 3 часа. Значит, ёмкость 30 А·ч? — уточняю у автоэлектрика.

— Верно! — одобряет он в ответ. — Если номинальная ёмкость 60 А·ч, а реальная — 30 А·ч — батарея изношена на 50%. Пора в утиль.

Шаг 4: Десульфатация или помойка? Решаем судьбу АКБ

Результаты на руках:

  • Напряжение банок «пляшет».
  • Ёмкость упала на 40%.

Что делать?

— Заряжать неделю малыми токами? — надежда в голосе.
— Или сразу купить новую? — сомнение.

— Всё зависит от «диагноза»! — перебивает автоэлектрик. — Если разброс в банках менее 0.3 В, а ёмкость выше 70% — десульфатация поможет.

Используйте ЗУ с режимом восстановления. Нет такого? Тогда: 3 дня заряжайте малым током (1–2 А), потом полный разряд. Повторите 2–3 раза.

— А если банка «мёртвая»?

— Тогда — только замена. Иначе ты рискуешь! — его голос строг. — Мёртвая банка тянет остальные в могилу.

Шаг 5: «Прощай, старина… Или до свидания?»

Вы стоите перед выбором. В руках — мультиметр и цифры. В голове — диалог:

— Может, ещё раз зарядить?
— Нет. Пора…

Критерии замены АКБ:

  • Ёмкость ниже 50% от номинала.
  • Напряжение банки ниже 1.8 В.
  • Корпус вздулся, электролит мутный.

— Спасибо, старик, — гладите аккумулятор. — Но пора на покой.

«Диагностика — это не страшно. Страшно — бездействовать»

Вы сделали это!

Всего за час разобрались с банками, ампер-часами и сульфатацией.

Помните: даже «умерший» АКБ может дать второй шанс — например — в качестве источника для светодиодной подсветки гаража. Но если сердце автомобиля бьётся слабо — не тяните. Иначе однажды услышите тишину вместо рёва двигателя…

Оцените статью
«Красный щуп — в первую банку АКБ», — сказал автоэлектрик — «черный — в следующую», так и выяснил остаточную емкость аккумулятора
Проводница посадила беременную безбилетницу к странному деду в купе. Ночью вагон разбудили крики