Начну, как обычно, с анекдота:
Приезжает мужик в автосервис и просит мастера:
— Сделайте мне сигнал погромче!
— Зачем? — удивляется тот.
— Да, блин, тормоза не работают…
Вот почему так всегда получается?
Если очень спешишь и опаздываешь — обязательно случается какая-нибудь ерунда, которая затормозит тебя еще больше. Если же спешить некуда — тогда и проблем никаких.
В тот день я торопился.
Но, как назло, машина не завелась.
Поворот ключа — и вместо рокота двигателя лишь хриплый треск стартера. Лампочка аккумулятора на панели мигала, словно издеваясь: «Сюрприз! Торопился? Теперь ты никуда не едешь».
Вылез из машины, пнул колесо ногой (эмоции требовали выхода), достал телефон и набрал номер знакомого автоэлектрика:
«Привет, Серега! Помощь твоя нужна. Машинка не хочет заводиться. А мне ехать надо срочно. Ты не мог бы подскочить, глянуть?» — спрашиваю.
«Ох! Подъехать сейчас никак не смогу. Разве что по телефону могу проконсультировать. Надеюсь, у тебя есть мультиметр в машине?» — спрашивает он в ответ.
«Да, конечно» — отвечаю, — «Мультиметр у меня есть — говори, что делать?»
«Для начала измерь напряжение на клеммах аккумулятора при заглушенном двигателе. Если меньше 12.4 В — он у тебя разряжен.» — говорит Сергей.
Проверяю. Мультиметр показывает — 12.06. Мало! Очень мало!
«Блин! 12.06» — говорю Сергею — «Дело в аккумуляторе? Накрылся?»
«Не спеши с выводами! Не знаю пока что» — отвечает он — «Теперь нужно будет проверить напряжение под нагрузкой. Ты уж там сам по ситуации смотри — или попроси кого толкнуть, чтобы с толкача завестись, или попроси кого «прикурить» и заведи ее от «донора». Как заведешь — проверяй напряжение на аккумуляторе «под нагрузкой».
Завести машину оказалось не так-то просто, помогать никто не торопился, у всех свои дела и всем некогда. Но, после нескольких попыток, мне все же удалось найти добросердечного автолюбителя, который согласился «прикурить» от аккумулятора его автомобиля. В итоге, машинка завелась!
Отлично! Теперь можно продолжить делать замеры.
Под нагрузкой напряжение на клеммах аккумулятора увеличилось до 13.1 В.
«Маловато!» — задумчиво ответил Сергей. — «Должно быть где-то в диапазоне от 13.5 до 14.8 В. Похоже, генератор у тебя «халтурит». Но не спеши его снимать. Сперва прозвони цепи. Найди тонкий провод на генераторе — он идёт к лампочке на панели. Проверь его мультиметром в режиме прозвонки…»
Нашел, прозвонил, с проводом все в порядке.
Прозвонил и другие провода. С ними тоже прядок.
«Теперь нужно будет диодный мост проверить. Его конечно можно и без демонтажа генератора проверить, но очень не удобно. Если есть возможность — лучше сними генератор — и тогда уже прозванивай его спокойно. Справишься?» — спрашивает автоэлектрик.
«Попробую» — отвечаю.
Пришлось переиграть все свои планы на день.
Машинку завел на этот раз «с толкача» — помог сосед, который как раз вышел из подъезда. И рванул в деревню, чтобы заехать на эстакаду и демонтировать генератор его для дальнейшей диагностики.
Так, в первую очередь нужно будет ослабить натяжной ролик и снять ремень генератора:
Дело не хитрое. Ремень удалось снять достаточно быстро. Теперь предстоит снять и сам генератор. Вот он, кстати, красавчик:
Открутил крепежные болты и снял генератор. В общем-то, ничего сложного:
Звоню Сергею снова.
«Снял генератор! Что делать дальше?» — спрашиваю.
«Переключи мультиметр в режим измерения сопротивления», — объясняет автоэлектрик Сергей — И проверь диоды. Красный щуп ставь на массу генератора, черный — на вывод «B+». Сопротивление должно быть высоким (OL)… Далее, меняй щупы местами…»
Продолжаю делать замеры в строгом соответствии с инструкцией Сергея….
И вдруг!
«Упс! Похоже, есть проблема!» — говорю.
«Бинго! Меняй диодный мост» — резюмирует Сергей.
И добавляет — «А на будущее запомни — 90% проблем с зарядкой аккумулятора — это либо грязь, либо обрывы, либо диоды…
Если загорелась «лапочка аккумулятора» — никогда не игнорируй! Клеммы АКБ чистить не забывай. Делать это надо примерно раз в полгода, сода + вода- отлично для этого подходят. Ремень генератора проверяй регулярно. Если просел — подтяни. Если потрескался — замени. И правильно делаешь, что возишь мультиметр в машине. Без него — как без рук.»
Сергей оказался прав. Замена диодного моста генератора решила проблему. Аккумулятор начал нормально заряжаться и все заработало, как надо.