О том, что Надя не понравилась будущей свекрови, она поняла почти сразу. Женщина и не старалась скрывать свои эмоции, она была прямолинейной.
– Сын, а ты уверен, что именно с этой женщиной сможешь прожить остаток века? – спросила она, прямо за столом, во время знакомство с невестой Олега.
– Мам, ну конечно, – едва не поперхнулся молодой мужчина, взглянув на мать, а следом на невесту.
– Да просто, всякое бывает, ты и когда эту, темненькую, Лена, кажется, для знакомства приводил, тоже, наверное, думал, что любовь до гроба?!
Олег побагровел и даже капли пота проступили на лбу. Он посмотрел на мать и обнял Надю за плечи:
– Лена была моей сокурсницей, мама, и я ее не для знакомства приводил, мы просто вместе писали доклад. Она, кстати с Егором Мальцевым дружила.
– А-а, вот оно как?! – взглянула Нина Алексеевна на девушку Олега, видимо, изучая ее реакцию, – а выглядело это по-другому.
– В общем, мам, мы с Надей уже завтра заявление хотим подать. Свадьбу решили не играть. Так, распишемся и посидим в кафе. Ее родители, ты, да свидетели, что с нами в ЗАГС поедут.
– Ну и правильно, – поддержала мать сына, – а то, как бывает у многих, знаете ведь. Закатят пир на весь мир, в долги залезут по уши, а через месяц разбежались и не поняли, к чему такие траты были.
– А жить мы будем, думаю, в моей квартире, – сказал Олег и, заметив, что мать подняла на него вопросительный взгляд, пояснил, – Ну ты ведь говорила, что когда женюсь, ты квартирантам откажешь.
– А они мне только на днях за полгода вперед оплатили. Как же я им откажу? – возмущенно произнесла Нина Алексеевна, – да и Маша скоро с учебы вернется, ей тоже надо где-то жить.
– Не понял?! – Олег даже привстал и снова сел на стул, устроившись удобнее, – это же моя квартира! Бабушка на тебя оформила, потому что я маленьким была, но ты сама говорила, что она просила, чтобы квартира моей была, даже письмо показывала.
– Ну, так и есть, но ты ведь должен понимать, что ты мужчина, можешь сам семью свою содержать. Работа у тебя хорошая. А Маша девушка, о ней пока некому позаботиться. – безапелляционно заявила мать.
– У вас трехкомнатная на двоих останется, разве этого мало для Маши?
– Олег, прекрати вести себя, как базарная баба, – прикрикнула Нина Алексеевна, – сестра твоя уже взрослая, начнет с парнями встречаться, гости будут у нее, а мне с моим давлением покой необходим.
– Ясно, значит, меня лишили квартиры, которую бабуля хотела мне передать?! – с обидой в голосе сказал Олег.
– Да прекрати! – мать махнула рукой, – Никто тебя квартиры не лишает. Вот выйдет Маша замуж, переедет к мужу, тогда и заберешь. А пока считай, что квартира еще не перешла тебе по наследству.
– Мне, наверное, пора, – Надя неловко чувствовала себя в этой перепалке и решила, что лучше ей уйти.
– А вы что думаете по этому поводу, Надежда, – перебила ее будущая свекровь, – Брат должен помогать младшей сестре, ведь так? Или вы уже виды имели на это жилье?
– Простите, но я ничего не знала про эту квартиру, мы с Олегом вообще еще не говорили о том, где будем жить.
Девушка говорила с каким-то страхом перед Ниной Алексеевна, будто та ее гипнотизировала своим колким взглядом.
– Вот видишь, сынок, твоя невеста даже не рассчитывала на твое жилье.
– Наде пора, – будто не услышав мать, сказал Олег, – я провожу ее.
– Олег, я совсем не нравлюсь твоей маме, – сказала с горечью Надежда, как только они вышли из подъезда, – я чувствую, что она очень недовольна твоим выбором.
– Не обращай внимания, – Олег обнял невесту и прижал к себе, – это ведь мой выбор, и замуж ты выходишь за меня, а не за маму. А квартиру они нам отдадут, мне ведь бабушка ее оставила, хоть и оформила на маму.
– Может, пока с моими родителями поживем? – спросила Надя, заглянув в его глаза.
– Нет, мы должны отдельно сразу жить, чтобы привыкать к самостоятельной семейной жизни, где мы будем строить отношения так, как хочется нам, будем создавать семейные традиции.
– Ну хорошо, – кивнула Надя и поцеловала жениха.
Еще до свадьбы Олег нашел небольшую квартиру, заплатил на аренду и после регистрации брака, когда они отметили событие в тесной компании, молодожены отправились в арендованное, но зато, отдельное, жилье.
– Здесь, правда, все по минимуму, но со временем приобретем необходимую мебель, – как будто виновато сказал Олег.
– Да что ты, все ведь хорошо! – прижалась к нему Надя, – Диван есть, стол тоже, шкаф, плита, холодильник. А что еще нужно? Да пока и этим обойдемся. Мне родители рассказывали, что когда они поженились, у них вообще мебели не было. Спали на матрасе на полу, готовили на маленькой плитке, что стояла тоже на полу, а хранили продукты на балконе в коробке. И ничего, счастливы ведь, теперь у них все есть и они вместе этого добились.
– Вот и мы всего добьемся вместе! – поддержал Олег, – ты знаешь, нам бы какое-то дело свое начать. Если всю жизнь на кого-то работать, то так далеко не уедем, а было бы неплохо путешествовать, отдыхать ездить несколько раз в год, а не только во время законного отпуска, машину купить, ни в чем себе не отказывать.
– Здорово, конечно, но что мы можем? – загорелась идеей Надежда.
– Многое можем! Вот, ты, например, приводишь клиентов своему работодателю, а он тебе за это платит всего лишь мизерный процент. А если ты станешь клиентов для своей компании искать, то все, что заработаешь – твое! Что я могу? – Олег наигранно сделал вид, будто задумался, – я могу проекты разрабатывать, но за каждый мне платят тоже проценты. А если я для своей фирмы буду это делать, то выгода очевидна. Значит, можем открыть проектное бюро! Сейчас все больше людей стремятся поближе к земле перебраться. Многие хотят дизайнерский проект для своего дома получить, и мы им можем это дать. Ну как идея?
– А еще, знаешь, можно найти ландшафтного дизайнера и доп.услуги оказывать. Ну, посуди, если человек заказывает проект дома, значит, он небедный, и захочет участок тоже обустроить, верно?
– Точно! – поднял вверх указательный палец Олег, – Надюш, ты просто гений!
– И надо-то всего – снять в аренду офис и сделать сайт компании!
– Когда займемся?
– Да хоть сейчас, – Надежда была настроена решительно, – у нас ведь еще три выходных впереди! Деньги нам родители мои подарили, вот и используем их на офис, разработку сайта и подготовку документов. Надо договора у юристов заказать, фирму зарегистрировать.
– Здорово! – сказал Олег и тут же отчего-то погрустнел.
– Ты чего? – испугалась Надежда, – думаешь, что зря? Ничего не получится?
– Да нет, наоборот, думаю, что все у нас получится, да просто вспомнил, с какой гордость мама заявила в кафе, что дарит нам квартиру. Это ведь бабушка ее мне подарила, причем уже давно. Квартира, по сути, моя, но в то же время, не моя. Вот и остался осадок.
– Да ты забудь! Все хорошо ведь. Мы, возможно, сами купим себе дом. Кто только что сказал, что люди тянутся к земле? И я всегда мечтала, чтобы свой дом был, а не квартира. Представь, как будет здорово – свой сад, беседка, бассейн.
– У нас просто сходятся мысли! – снова оживился Олег. Я тоже такого мнения придерживаюсь. Значит, мы на верном пути!
Супруги провели за обсуждением своей идеи почти всю ночь. А утром, когда они крепко спали, в квартиру позвонили. Пришла Нина Алексеевна.
– Что сынок, так долго спим? – с порога начала она, – Тебе завтракать час назад нужно было. Собьешь режим, а это на здоровье отражается, если не знаешь.
– Мам, что случилось? – спросил Олег, протирая глаза.
Услышав разговор, Надя вскочила с постели и принялась приводить себя в порядок, накинув халат.
– Ничего не случилось, разве не имею право прийти в гости к любимому сыну?
Надежда Алексеевна прошла в комнату.
– Надежда, вам нужно менять свои привычки, а то вы так и Олежке здоровье подорвете, и сами родить не сможете нормально. Мой сын всегда завтракает в семь утра. И питание должно быть полноценным, сбалансированным. А вы спите почти до обеда!
Надежда покосилась на часы. Половина девятого. Да они и до обеда могли бы поспать, выходной ведь, тем более, уснули только под утро.
– Чаю хотите? – спросила Надя, поправляя волосы.
– Да нет, пойду я. Заходила посмотреть, как вы устроились.
Олег проводил мать до двери и, вернувшись, обнял супругу.
– Идем пить чай? – спросила Надя, а Олег загадочно улыбнулся.
— Нет, чай подождет! Да и мы ведь еще не доспали? – поиграв бровями, он увлек жену за собой, развязал поясок на ее халате, и тут в дверь снова позвонили.
– Твои родители пришли посмотреть, как мы устроились? – улыбнулся Олег.
– Нет, они бы непременно позвонили, – помотала головой Надежда.
На пороге снова стояла Нина Алексеевна, держа перед собой какой-то деревянный куб.
– Что это? – сын смотрел на мать широко раскрытыми глазами.
– Тумбочка! – протиснулась в квартиру и опустила «мебель» на пол.– У вас ведь тут и мебели нормальной нет. А я смотрю, стоит немного дальше мусорных контейнеров. Хорошая вещь, ее покрасить и вполне сгодится, чтобы деньги не тратить, правильно?!
– Мам, ты бы хоть у нас спросила, нужна нам эта вещь, или нет! – Возмущенно произнес Олег.
– А чего спрашивать, если и так понятно. Не благодарите, пользуйте с удовольствием, а я ухожу! – сказала и вышла, закрыв за собой дверь.
А Олег и Надя так и остались стоять, разглядывая неожиданный подарок.
– Вечером гулять пойдем, вынесем на место, – сказал Олег, а Надя согласно кивнула.
Задумку свою молодожены не оставили. Активно занялись осуществлением идеи. И к тому времени, как все было готово к работе их собственной фирмы, Надя уже нашла парочку первых клиентов. Дела пошли весьма неплохо и сами того не ожидая, супруги смогли уже скоро уволиться с работы и вплотную заняться своим делом. В ближайшем времени приняли в фирму ландшафтного дизайнера, а через несколько месяцев Олег уже не справлялся сам с заказами, и им пришлось принять ему помощника.
Прошел год, когда супруги поняли, что им пора заняться разработкой проекта для своего собственного дома. Денег на первые траты у них уже было достаточно, но требовалась сумма больше для строительства и обустройства, и Олег решил вернуться к разговору о своей квартире.
– Мам, я хочу продать свою квартиру, – сказал он во время очередного визита Нины Алексеевны к ним в гости.
– Что значит продать? – удивилась она, – Там сестра твоя живет, ты ведь знаешь.
– Но ты же говорила в прошлый раз, что Маша замуж собралась.
– Ну, собралась, они уже вместе живут. Иван приезжий, здесь у него нет жилья, а ехать на его родину, жить с его родителями Маша не хочет, да и мне комфортнее, когда дочь рядом.
– То есть, ты хочешь сказать, что Маша постоянно будет жить теперь в моей квартире? – не выдержав, Олег подскочил на ноги и принялся ходить по комнате.
– А что такого? Вы себе теперь позволить можете многое. Вон, гляжу, не экономите совсем. Икорка, деликатесы заморские!
– Мы работаем без сна и отдыха, мама, чтобы поесть эту икорку, и не так уж дорого сейчас все это стоит. А квартира все-таки моя, и бабушке бы не понравилось, что ты не выполнила ее волю.
– Да если б бабушка узнала, что ты, дуралей, с работы уволился и фирму свою открыл, она бы сама тебя квартиры этой лишила. За безумие! Это же надо, такое придумать! Да вы без пенсии останетесь! Зато сейчас шикуете. Какая глупость!
– Пока мы доживем до пенсии, ее, возможно, и совсем отменят, мама! Мы жить хотим сейчас, и квартира моя нужна мне сейчас!
– Олег, я не могу выгнать оттуда Машу! – повторила мать уже погромче.
Надя сидела в это время в уголочке, не смея пошевелиться, так всегда случалось, когда у них была свекровь.
– Если тебе так хочется о Маше позаботиться, то разменяй свою квартиру, ты ведь меня заставила уже давно от своей доли отказаться, хотя отец оставил эту квартиру нам на троих, уходя. Но ты сказала, будет справедливо, коли мне квартира бабушки досталась, от доли в трешке отказаться, чтоб она вам с Машей осталась. И я сделал так, как ты хотела, мама! Поэтому, пожалуйста, реши этот вопрос.
– Понятно все, женился, и теперь мать и сестра тебе чужими стали! Хорошо, мы с Машей обсудим этот момент!
– Только, пожалуйста, скорее!
Мать ушла, громко хлопнув дверью и ничего не ответив.
– Олег, ну может быть, забудешь уже об этой квартире? – в который раз предложила Надежда. – Мне неприятны эти конфликты. Что-нибудь сами придумаем.
– Дело принципа, Надюш, если она не хотела отдавать мне квартиру бабушки, то зачем вынудила отказаться от доли и в квартире отца? Ну разве это справедливо?
Несколько недель с матерью не было времени связаться. Сама она не звонила, не приходила, а у Олега было столько дел, что он даже забыл о том последнем разговоре. А когда им предложили участок для строительства, о каком они только мечтали, он снова связался с матерью.
– Мам, ты поговорила с Машей? – спросил он.
– Маша уехала с Иваном в его город, там они решили расписаться.
– А что же она даже не забежала к нам перед отъездом? Не познакомила с женихом? Не позвонила?
– Да некогда им было, все дела какие-то.
– Понятно все, значит, квартира, свободна?
– Квартира? – словно удивилась мать, – Так мы ее продали, Олег.
– То есть, как, продали? Мама, ты что, шутишь? Нет, ты точно шутишь, хотя на тебя это не похоже, – последние слова Олег сказал уже с тоскливой горечью.
– Ты сам подумай, как я дочку без приданого замуж отдам? А так они там купят для себя квартиру, чтобы Маше не пришлось со свекром и свекровью жить.
Олег сбросил вызов. Он просто не знал, что можно здесь сказать. Схватившись за голову, он сидел долго, не шевелясь, пока его плеча ни коснулась Надежда.
– А знаешь что, – Олег смотрел на жену потухшим взглядом, – ты права, забуду я уже про эту квартиру, как про страшный сон, и будем смотреть вперед с верой, что все у нас итак получится!
Когда родители Надежды узнали, что им не хватает денег, чтобы вложить в строительство, они с радостью предложили им помощь.
– Надюш, ну что ж вы раньше не сказали? – говорила мать, – У нас ведь накопления есть, ну подумаешь, проценты потеряем, невелика потеря. Берите, дело-то благое! А вернете, когда сможете, мы торопить не станем.
И супруги с радостью приняли помощь, предложенную от души. Матери Олег порой звонил, чтобы узнать, как здоровье, не нужна ли помощь, и она никогда не отказывалась.
– Да, привезите мне продукты, если не сложно, а то я простудилась что-то… – Да, мне врачи сказали, в санаторий бы поехать, ну а денег нет, если б путевку подарили… – Да, мне сапоги нужны, старые совсем порвались, а зарплату как назло, не выдают.
Даже когда Олег не спрашивал, нужна ли помощь, мать уже сама, по привычке, просила что-нибудь, на что требовались большие расходы.
– Олег, – не выдержала как-то Надя, – мы еще с моими родителями полностью не рассчитались, а ты такие суммы тратишь на Нину Алексеевну. Она могла бы, между прочим, и в местном санатории полечиться, неужели тут грязь другая? Но ей почему-то престижный подавай! А это в четыре раза дороже!
– Ну, я не знаю просто, как ей отказать, всегда ведь аргументы такие приводит, что и возразить нечем.
– Странный ты человек. То не мог смириться с тем, что у тебя квартиру нагло отобрали, а теперь готов последнее отдать.
Олег лишь пожимал плечами.
А когда дом был достроен и доведен до идеала, супруги переехали в него и пригласили родителей на новоселье.
– Ну и зачем вам площади такие? – охала Нина Алексеевна, – тут же с уборкой только сколько времени потребуется, а сколько денег надо, чтобы отопить, а электричество?
– Мам, не переживай, мы справимся, – хотел перевести тему Олег, но мать его перебила.
– Ах, справитесь? Выходит, деньги некуда девать? А для матери копейку лишнюю жалко?
Олег готов был провалиться от стыда перед родителями Нади. Они ни разу ничего не попросили у дочери с зятем, сами старались помочь, чем могли, а Нина Алексеевна переходила все границы.
– У меня все готово, – поспешила сгладить ситуацию Надежда, – идемте к столу.
Вечер прошел в напряженной атмосфере, а когда родители уехали, вызвавшись и мать Олега довезти до дома, Олег вздохнул.
– Я постараюсь что-нибудь придумать, чтобы мама поняла, что мы не дойные коровы. Нам пора уже о малыше задуматься
Надежда улыбнулась.
– Уже не надо задумываться! Все само собой произошло.
– Серьезно? – Олег разволновался, как ребенок, получивший долгожданный подарок, – не могу поверить!
А Надя обняла его и прошептала:
– А ты поверь!
Теперь у пары начались новые хлопоты. И они были настолько счастливы, что даже не заметили, что Нина Алексеевна давно им не звонила.
– Надо сегодня маме позвонить, – сказал Олег, – узнать, как себя чувствует.
И в это время в дверь постучали.
– Мама, а ты почему с дорожной сумкой? Куда-то собралась? – спросил растерянный Олег, а Надя прислонилась к косяку, в предчувствии беды.
– Куда собралась? К вам вот приехала! Ты знаешь, оно и хорошо, что дом большой, теперь и для меня найдется комната, а так бы где я поселилась? Молодцы, что большой дом построили.
– Я не понял, мам, ты о чем вообще?
– Да поживу с вами, чего ты не понял?
– А по-о-очему? – Олег даже заикаться начал, не находя слов.
– Так, Маша ведь приехала домой. Тот ирoд обманул ее. Ничего-то они не купили, жили все это время с его родителями пьющими, а как деньги закончились, он ее на вокзал и отвез.
– Ну и в чем проблема? – все еще не понимал Олег. – Она приехала домой, а ты почему из дома уехала?
– Ну, Маше нужно как-то жизнь свою устраивать? Семью пора иметь, она страдает. Ну и что я буду ей мешать? А у вас места много, хоть в футбол играй, так что ж мне комната не найдется, что ли?!
– Не найдется! – решительно сказал Олег, – хватит из меня веревки вить! Мою квартиру продала, свою, причем, с отобранной у меня долей, Маше оставила! Нет, мама, хватит! Я долго терпел. Готов был даже помогать тебе, но ты перешла все границы! Мы с Надей ждем ребенка, и нам очень хочется жить так, как мы хотим.
– Да это она тебя настроила против меня и сестры! До нее ты таким не был, сынок! Ты же подкаблучником стал! Сын, опомнись! Покажи ей, кто в доме хозяин! А мы с Машей в твой дом переедем, чтобы тебе не было одиноко. Будем жить, как раньше, встретишь еще женщину, которая твою семью будет ценить. Сынок, опомнись! Жен может быть много, а мать и сестра единственные!
– Мама, это ты опомнись!
Олег заметил, как дрожит в сторонке Надя, схватил с пола сумку и пошел к двери.
– Я вызову тебе такси и больше никогда сюда не приезжай! Если ты не смогла понять до сих пор, что Надя моя единственная женщина, то говорить нам с тобой больше не о чем. Прости, мама!
Вернувшись домой, Олег обнял супругу, а она с тоской смотрела на него:
– Может, не надо было так? Все-таки, мама.
– Скажи, а она помнила, что я ее сын?
Надежда пожала плечами и, положив голову на крепкое плечо любимого мужчина, нежно обняла его…