Автомобилем, который агрегатирован механической трансмиссией, на сегодняшний день уже никого не удивишь. В России это самый старый тип КПП, в отличие от той же Америки, поэтому люди сейчас все меньше обращают на «механику» внимание, предпочитая удобство эксплуатации, которое олицетворяется в виде двух педалей и отсутствия необходимости переключать часто передачи, что особенно неудобно для представительниц слабого пола.
Разновидности автоматизированных КПП
В настоящее время коробок с двумя педалями – автоматизированных существует несколько видо. Итак, первый вариант – это классический «автомат»-гидротрансформатора. Его конструкция такая же старая, как и у «механики». Однако многие думают, что это более совершенный вид трансмиссии, хотя это далеко не так – АКПП просто другая и сравнивать ее с МКПП я вообще, никакого смысла не вижу. Поэтому те, кто считают «автомат» новую ветвью эволюции в автомобильной промышленности, глубоко заблуждаются.
Второй вид автоматизированной коробки – это вариатор. Бесступенчатая трансмиссия. Она лишена передач, а тяга на колеса передается посредством одной планетарной скорости, при этом передаточное отношение изменяется специальным ремнем и конусами, что и позволяет скорости автомобиля расти даже в том случае, когда рабочие обороты двигателя достигли номинального значения и зависли на нем. Скажем так, вариатор – это разновидность автоматизированной трансмиссии, которая предполагает удобство в эксплуатации и склонность к экономичной езде, реализуя при этом большую часть возможностей двигателя. Себестоимость производства вариатора невелика, именно поэтому его применяются на подавляющем большинстве бюджетных автомобилей и лишь такой концерн, как Ниссан устанавливает CVT даже в крупноразмерные вседорожники.
Остался третий вид автоматизированной трансмиссии – это роботизированная. Она бывает с одним либо с двумя сцеплениями. «Робот» с одним сцеплением – это бюджетная пародия классического «автомата», а по своей, сути, лишь автоматизированная «механика». Здесь автоматический привод смены ступеней, при этом реализован он крайне посредственно, из-за чего передачи переключаются не только долго, но и почти всегда с рывками. Кроме того, «робот» с одним сцеплением не умеет адаптироваться под водительский стиль и часто допускает некорректную работу.
Что касается роботизированной трансмиссии с двумя сцеплениями, то мы имеем дело с преселективом – аналогом гоночной коробки. У преселектива сцепления распределены на четные и нечетные передачи – таким образом, время смены этих самых ступеней минимальное, а тяга на колеса от двигателя обеспечивается практически беспрерывная. Проще говоря, «робот» с двумя сцеплениями как нельзя лучше подходит для веселых стартов со светофора и даже неумелый водитель имеет возможность на полную раскрыть потенциал, заложенный в двигателе. При этом преселектив способен экономить топливо, ибо в нем заложена такая функция.
От себя я хотел бы добавить, что преселектив бывает двух типов – с «сухими» и «мокрыми» сцеплениями. Это хорошо видно на примере автомобилей марки Volkswagen .
Почему именно АКПП и CVT ?
Раз уж вы знаете, что всего, существует три вида автоматизированных трансмиссий, то почему я делаю внимание именно только на классическом «автомате» и вариаторе? Здесь ситуация достаточно простая.
Дело в том, что роботизированная трансмиссия не выдерживает с этими коробками конкуренции и, в первую очередь, это касается количественного соотношения – на нашем рынке сейчас осталось уже не так много автомобилей, которые оборудованы «роботом». Я могу лишь выделить Ладу Веста, Икс-Рей – с одним «роботом», а также Фольксваген Поло и Шкода Рапид 1.4 турбо, которые оснащаются преселективами.
Конечно, этот список можно продолжить и кроссоверами Шкода, Фольксваген, а также некоторыми китайскими моделями. Однако, сейчас наибольшим спросом пользуются именно бюджетные модели, которые оборудованы «автоматом» или вариатором. Эти две коробки часто на слуху и отечественных автолюбителей, поэтому многие и пытаются разобраться, в чем же лучше каждая из них.
Но знаете, друзья мои, тут даже и сравнивать особо нечего. Далее, приведу объективное сравнение двух типов КПП и доступно объясню, что же лучше.
Сравнение
Немного вводной информации
Автоматическая коробка передач и вариатор – это те трансмиссии, которые появились достаточно давно. Причем особняком в плане длительности родословной стоит именно «автомат». Он появился на машина более века назад и достаточно быстро стал массовой трансмиссией, особенно в Соединенных Штатах Америки.
Шутка ли, но именно Америка является пионером внедрения АКПП в массовые модели автомобилей. Американцы с детства привыкают к двум педалям под рулевой колонкой, тогда как к механической коробке они относятся так же, как и мы к «автомату» — с интересом, ибо МКПП не является «попсовой» и не устанавливается на все подряд. Впрочем, «механика», чуть было, не стала массовой во время экспансии на североамериканский рынок японских производителей, которые на первых этапах наступления предлагали машины именно с МКПП. Но потом, разобравшись в специфике рынка, также стали «клепать» машины с обычным «автоматом».
Что касается Европы, то тут культура применения и обращения с механической трансмиссией более развитая, ведь уже в первой половине 20-го века европейцы начали организовывать гоночные соревнования на спортивных болидах и в них была именно МКПП. Вообще, гонки 20-го века, особенно, первой его половины, считаются делом настоящих джентельменов и храбрецов. Гонщики отчаянно демонстрировали свое гоночное мастерство и реализовать его можно было только при помощи МКПП.
Когда же, закончилась вторая мировая война, то европейская автомобильная промышленность пребывала в полном упадке и потребовалось какое-то время, чтобы восстановить рынок и дать рядовым людям возможность приобретать предельно доступные машины. В то время массовый транспорт напоминал, больше, мопед с крытой коляской, нежели полноценный автомобиль. При этом коробка – только механическая.
С приходом 70-х годов ситуация плавно начала меняться и доступные модели, наконец-то, стали получать автоматические коробки, пусть и крайне примитивные. Поэтому, именно Америку можно считать той страной, где «автомат» — это в порядке вещей, а вот, Европа делала акцент на простую и утилитарную «механику», впрочем и сейчас ситуация поменялась мало.
А теперь, поговорим о вариаторе. Эта трансмиссия появилась позже, нежели МКПП и АКПП. В частности, ее в легковые машины начал внедрять ДАФ в конце 50-х годов. В течение последующих двух десятилетий данный производитель смог добиться неплохой надежности от этой коробки, но авторитет его на рынке легкового автотранспорта был небольшим, поэтому и широкого распространения вариатор тогда не получил. При этом коробку начали применять в автоспорте и там она себя неплохо проявила на болидах гоночной Формулы.
Точкой отсчета массового внедрения вариаторов является вторая половина 80-х годов – именно в это время такие автопроизводители, как Форд, Субару и ФИАТ начинают массового внедрять бесступенчатую трансмиссию на свои модели. Дальше – больше и уже к 2000-му году на рынке насчитывалось немало автомобилей, которые оборудованы подобной коробкой.
В настоящее же время, процент машин с вариатором, также, остается достаточно высоким. А, если говорить о российском рынке, то большая часть авто с CVT относится к концерну Renault -Nissan , а также к Subaru , Mitsubishi . Свои силы пробует и Лада – на те же Весту и Икс-Рей с реновским мотором 1.6 литра применяют вариатор Джатко, поэтому популярность CVT за последние 10 лет сильно выросла. Естественно, что, когда людям предлагают много машин с вариатором, они начинают задумываться, предпочесть ли обычный «автомат» или склониться в сторону бесступенчатой коробки.
Непосредственно, сравнение
Итак, вот мы подошли и к самому главному пункту в статье – к сравнению гидротрансформаторного «автомата» и новомодного вариатора. Что же из них лучше?
Я не буду кривить душой, если сразу раскрою все карты. В частности, мой выбор падает на классическую автоматическую коробку. Поему именно так? Все очень просто, друзья мои. Дело в том, что конструкция автоматической коробки, уже изначально, более прочная и надежная, основательная.
Да, этот узел технически может быть сложным, но он и рассчитан под достаточно большие нагрузки. К примеру, «автомат» может с легкостью переваривать и передавать на колеса крутящий момент в 300 Ньютоно-метров и более, тогда как вариатору это дается уже более тяжело. При этом автоматическая трансмиссия дольше не перегревается и позволяет таким образом держать достаточно высокий темп движения – с активными ускорениями и ездой на околомаксимальной скорости.
Система охлаждения бесступенчатой трансмиссии оказалась менее эффективной и вряд ли такая коробка позволит вам на протяжении длительного времени ехать очень быстро, попутно резко набирая ход. Коробка начнет быстро перегреваться и, возможно, что даже потребует остановиться для того, чтобы охладиться. В противном случае, CVT будет переведена в аварийный режим, что все равно, вынудит остановиться и ждать, пока коробка остынет.
Далее. Автоматическая трансмиссия имеет более высокий уровень комфорта, даже несмотря на то, что вариатор при любых условиях работает плавно из-за отсутствия передач, как таковых. Дело в том, что управлять тягой удобней именно на машине с АКПП – тут рост оборотов двигателя подчинен логике и происходит линейно. Что касается вариатора, то не всегда можно понять, когда поддать больше газу, а когда начать тормозить, ибо педаль газа у него более задемпфированная, а значит, реагирует на команды с некоторой задержкой, особенно, если обороты достигли номинальных значений и ты отпустил гашетку – какое-то время они могут даже не падать, что дезориентирует водителя.
Еще один сильный аргумент в пользу классической автоматической коробки – это относительно высокая надежность. Конечно, бывают исключения, но в основном, «автомат» служит по 250-350 тысяч километров, а то и более. Что же касается вариатора, то его средний срок службы приравнивается к 200 000 километров. Максимум – 250 тысяч километров.
Опять же, это связано и с более эффективной системой охлаждения, и с более основательной конструкцией автоматической коробки. Она больше приспособлена к ударным нагрузкам и нагрузкам – в целом. В частности, вариатор крайне не любит тех же буксировок прицепов и автомобилей. Конечно, и некоторые АКПП к таким упражнениям приспособлены слабовато, однако это, скорее, в порядке исключения.
В целом же, конструкция бесступенчатой трансмиссии, пусть и менее сложная, но более «хлипкая». Вариатор легко вывести из строя резкими пробуксовками, ибо в таком случае идет колоссальная нагрузка на привод трансмиссии, который состоит из конусов и ремня/цепи. Да и в целом, ездить на вариаторе желательно неспешно и без резких ускорений. Именно поэтому данная коробка считается уделом маломощных и бюджетных автомобилей, которые не способны демонстрировать выдающиеся динамические свойства.
Поэтому, еще раз, мой выбор – это классическая АКПП. Да, вариатор может быть более удобным в городе, он чуть более экономичный и снижает общую стоимость машины. Однако у «автомата» есть главный козырь – это надежность и за это ему можно простить и не всегда плавную работу, и медлительность при смене ступеней.