Родители постоянно приходили, когда их совсем не ждёшь. На прошлой неделе они заявились именно в тот день, когда Толя накрыл праздничный стол. Они с Таней праздновали годовщину свадьбы.
Мама возмутилась, что пахнет благовониями, на которые у неё аллергия. Отец затащил в квартиру пакет с пахучей рыбой и бросил её прямо на пол.
— Мам, пап, чего не позвонили? У нас на сегодня уже планы! — сдержанно поинтересовался Толя.
— Какие у вас могут быть планы — телевизор смотреть? У вас же ребёнка даже нет, — одёрнула сына Екатерина Петровна.
— Или ты родителям не рад? — возмутился Олег Степанович и сурово посмотрел на сына.
— Отец твой сил не жалеет, все выходные рыбу ловил, а ты нос воротишь! — укорила Анатолия мать.
— Так сегодня четверг — она уже несвежая, — Толя скривился и отодвинул пакет ногой.
— Ты мне тут ещё поговори! — Екатерина Петровна погрозила пальцем. — Таня уху сварит, ещё спасибо потом скажешь.
Когда отец включил свет, а мать задула свечи, стало понятно, что романтический вечер безнадёжно испорчен. Лепестки роз на полу пришлось собрать и выбросить в урну.
— Вы заранее сообщайте о своём приходе в следующий раз, — терпеливо попросил сын.
Олег Степанович уже уплетал мясо, а Екатерина Петровна сразу же отрезала себе большой кусок торта. Таня пришла домой через час и не поняла, что случилось.
— Ты забыл про нашу годовщину? А как же сюрприз, ты утром обещал! — удивилась девушка.
— Это и был сюрприз! — Толя показал на стол с объедками и наполовину съеденным тортом.
Жена выдохнула и натянула улыбку.
Таня не узнала про приход родителей, просто подумала, что муж не дождался её с работы, а про обещанный сюрприз забыл. Ни лепестков роз, ни свечей девушка не застала, а настроение после прихода родителей у Толи оставалось скверным.
— Ты просто меня разлюбил, так и скажи, — пробормотала сонная Таня и отвернулась к стенке.
Ситуация с неудавшейся годовщиной постепенно забылась.
Анатолий много работал, и в офисе всё чаще просили задерживаться. Вечерние совещания порядком поднадоели, ведь какой в них толк? Лучше же утром всё обсуждать, пока голова ещё ничем не занята.
Но директор фирмы считал иначе и после рабочего дня позвал всех в кабинет. Телефоны попросил выключить и не доставать лишний раз из карманов.
В этот же момент Таня пришла уставшая с работы и прилегла на диван. Послышался звонок в дверь, и девушка обрадовалась, что муж уже вернулся домой. Она как раз попросила купить по дороге еды, так как холодильник стоял практически пустой.
— А вот и мы! — известила девушку Екатерина Петровна и вошла в квартиру.
Олег Степанович прошёл следом, оставил небольшой пакет в коридоре и заглянул на кухню со словами:
— Почему стол не накрыт ещё? Мы же сообщили заранее о своём приходе.
— Какой стол? Кому сообщили? — растерялась девушка.
Раньше она приходила домой позже мужа и не успевала застать нежданных гостей. Толя не хотел рассказывать, что его родители вот так бесцеремонно приходят в гости по вечерам.
— Я скинула сообщение и предупредила, что мы придём. Хорошо, что я захватила с собой уху. Доставай тарелки! — командным тоном распорядилась свекровь.
Уставшая Таня только тихо выдохнула:
— Мы не любим уху…
Екатерину Петровну этот комментарий сильно задел. Женщина вспылила и начала кричать, что дарёному коню в зубы не смотрят, а потом схватила контейнер с супом и вылила его в унитаз.
— Катя, возможно, ты погорячилась, — принялся успокаивать её Олег Степанович. — Хоть бы мне тарелочку оставила.
Родственники ушли быстрее, чем появились. Таня в полной растерянности несколько раз набрала номер мужа, но тот не отвечал. Девушка плакала и не понимала, что ей делать: звонить извиняться перед свекровью или дождаться Толю и честно всё рассказать.
Таня уснула, а муж приехал с работы без сил, разобрал продукты и рухнул в постель.
По утрам вести серьёзные разговоры – плохая идея, так как все торопятся на работу и времени мало. Да и на ночь глядя после тяжёлого рабочего дня устраивать разборки не хотелось. Девушка решила отложить неприятный диалог на выходные.
Но Екатерина Петровна никак не могла прийти в себя после оскорбления и сама позвонила сыну:
— Приезжай к нам сегодня вечером, надо кое в чём помочь.
— Мам, у нас проект новый, я практически живу на работе, давай на выходных? — попросил сын.
— Сегодня нужно! Поговорим про твою жену, я кое-что знаю, — заинтриговала мать и бросила трубку.
Толя не знал, что думать. Весь день ходил сам не свой. Он не решался позвонить жене и узнать, что такого могло произойти. О чём могла рассказать ему мать?
Екатерина Петровна ничего плохого про Таню не знала, она просто скучала по сыну.
Полтора года назад он ещё жил с родителями, а тут совсем неожиданно женился и переехал. Женщина не могла смириться, что видеться они теперь будут крайне редко. Приходилось самой приезжать вечерами на ужин и узнавать как дела, ведь Толя перестал даже звонить и тем более заглядывать в гости.
Сын приехал после работы, тут же спросил, что случилось с его женой.
— Поссорились? Видела её с кем-то? — сыпал вопросами Толя.
— Хуже! Она мою уху в унитаз вылила, — выпалила мать и посмотрела на Олега Степановича в поисках поддержки.
Отец неуверенно кивнул, будто так оно и было.
— Мам, мы не любим рыбу, сколько раз говорить? Но всё равно Таня не могла так поступить… — Толя не поверил матери и повернулся к отцу.
— Пойдём на балкон, покурим, — позвал отец.
Он всегда звал на балкон, когда хотел сказать что-то важное. Хоть Толя и не курил, но всё равно пошел за отцом.
— Маме несколько месяцев назад поставили неутешительный диагноз. Она не хотела тебя волновать, но очень переживает, что целыми днями тебя не видит. Ты вечно на своей работе. А про внуков уж тем более не заикаемся уже, — проговорил отец на одном дыхании.
Обычно весёлый отец превратился в серьёзного и грустного. Он будто в ту же минуту постарел на несколько лет.
Толя понял, почему в последнее время мать вела себя так странно и без предупреждения приезжала в гости. А отец, зная ситуацию, просто во всём её поддерживал.
— Не выливала Танюха уху в унитаз, это твоя маменька придумала, чтобы вас с женой поссорить. А, может, просто к слову пришлось, кто ж её знает. Но главное ты понял, — спокойно произнёс Олег Степанович и кивнул на балконную дверь.
Анатолий молча вернулся в комнату к матери, обнял Екатерину Петровну и никак не мог подобрать слов, чтобы успокоить женщину или попросить прощения. Но ему показалось, что мама всё понимала без слов.
Когда Толя вернулся домой, он тут же поделился с женой плохими новостями.
— И ты в это поверил? — удивилась Таня. — Да они просто оправдывают свои поступки не пойми чем. Попроси результаты анализов и проверь диагноз врача!
Мужчину словно молния ударила. Он стоял и не мог поверить, что его близкий человек не понимает серьёзности происходящего. Более того, жена обвиняла мать и отца в фальсификации тяжелой болезни.
Толя не стал скандалить, но спать лёг в гостиной. Ему не хотелось верить, что Таня способна так размышлять. Но факты говорили сами за себя.
Всё воскресенье Анатолий провёл с родителями. Он внимательно наблюдал за матерью и действительно заметил изменения в её поведении и самочувствии. Екатерина Петровна слишком эмоционально реагировала на простые вещи, у женщины сильно тряслись руки, а в конце дня она просто не смогла без помощи встать с кровати.
— Мам, может, тебе в больницу? — поинтересовался сын.
— Да какая больница, мне бы дома, спокойно… — Екатерина Петровна не договорила и расплакалась.
В понедельник Толя попросил на работе несколько недель отпуска за свой счёт. Директор искренне удивился и предупредил:
— Анатолий Олегович, если вы пропустите запуск нового проекта, то сильно потеряете в зарплате и уж точно не дождетесь повышения. Соизмеряйте риски, и если это того стоит, то берите отпуск.
— Стоит, — коротко подтвердил мужчина и поспешил домой.
Он осознал, что не замечал изменений в поведении матери, а её визиты принимал за навязчивость. Екатерина Петровна всего лишь боялась, что у неё осталось мало времени на общение с сыном.
— Я хочу переехать к матери на пару недель, — спокойно сообщил Толя жене, ожидая, что она его поддержит. — Я даже отпуск на работе взял по такому случаю, думаю свозить маму в санаторий.
Муж рассказал, как много стоит на кону, и от чего им придётся отказаться.
— То есть, когда я просила поехать со мной в отпуск, ты сослался на работу, а сейчас так просто берёшь две недели? В самый разгар проекта? Ты так долго шёл к повышению и всё бросаешь из-за прихоти матери? — разъярилась Таня от таких новостей.
— Не бросаю, а ставлю на паузу. И не из-за прихоти, а потому что она тяжело болеет! — муж еле сдерживался, чтобы не нагрубить.
— Ты хоть анализы Екатерины Петровны видел?! – Толя покачал головой, и Таню понесло.
Она на эмоциях наговорила много нелицеприятных слов. Да ещё случайно обмолвилась, что в ближайшее время не собирается заводить детей, а планирует пожить для себя, пока есть силы и молодость. А для Анатолия дети были большой мечтой и целью.
Екатерина Петровна долго упрашивала сына отозвать отпуск, говорила, что это того не стоит. Но Толя видел, как матери с каждым днём становится всё хуже. Они съездили в санаторий на неделю всей семьёй. Подышали свежим воздухом и сказали друг другу всё, на что раньше не могли найти времени.
Таня не звонила всю неделю. Мужчина переживал первые три дня, но потом решил, что так тому и быть.
Екатерина Петровна скончалась сразу после поездки. На похоронах Таня много плакала и просила прощения у мужа.
— Прости меня, я же не знала, что твоя мама действительно так сильно болеет. При мне она выглядела вполне здоровым человеком! Ты бы видел, как она гарцевала по квартире при нашей последней встрече. Я думала, что она тобой манипулирует. А отец её поддерживал! — оправдывалась девушка.
Анатолий слушал жену молча, он переживал горе внутри себя, не показывая эмоций. Мужчина чувствовал, что между ним и Таней всё изменилось после этой ситуации. Но мать, как знала, перед смертью попросила сына не рубить сплеча:
— Когда меня не станет, поживите вместе ещё хотя бы месяц, разговаривайте спокойно. Возможно, на Таню тоже сейчас давят обстоятельства. Давно ли ты спрашивал как у неё дела? Вот, то-то и оно. Иногда мы не видим ничего дальше своего носа. Когда я приходила в гости, она не показалась мне плохой девушкой.
Толя прислушался к совету матери.
У Тани оказались большие проблемы на работе, ей даже грозило увольнение. В итоге девушка уволилась сама, а через год родила сына. Олег Степанович был частым и желанным гостем в их доме. Жалел он лишь о том, что покойная жена так и не увидела внука.