«Почему ты совсем не думаешь о нас?»
— Тебе нужно устроиться на вторую работу! Нам не хватает денег, неужели ты не понимаешь? — Дима устало посмотрел на жену. Она уже полчаса ходила вокруг него и говорила на одну и ту же тему. — Вон Славка у Вики на трех пашет! Так они и на Мальдивах были, и машина не машина, и платья у нее закачаешься. А мы… В несчастной Турции и то один раз были! Про платья и машины я вообще молчу!
Дмитрий тяжело вздохнул, глядя на Ларису. Он мог бы подумать о подработке, но и так с трудом справлялся с напряженным графиком. Еще и болеть стал в последнее время довольно часто. Да и денег семье в принципе хватало. Конечно, новую машину они не могли сразу купить и на Мальдивы, наверное, не хватило бы, но особо и не нуждались. Жили неплохо, по средствам. И не хуже других.
— Дима, ну чего ты молчишь? Я с тобой разговариваю или со стеной? — Лариса бросила недовольный взгляд на мужа.
Он пожал плечами и задумчиво спросил:
— А может, тебе устроиться на работу?
— Мне? В смысле? — Лариса даже задохнулась от гнева и обиды.
— Да, тебе! В прямом смысле. Думаешь, мне легко работать почти каждый день по десять часов? Я вообще думал, чтобы перейти на более легкий график!
— Но, Дима, а на что мы жить будем? Ты об этом подумал?
— Не знаю, — Дмитрий поднялся на ноги и прошел в спальню.
Ему надоело говорить с женой. В последнее время она все чаще что-то требовала и совсем не видела усталость в его глазах. Лариса не понимала, что муж почти не видит детей и не успевает общаться с ними. Ей было главное, чтобы Дима приносил деньги, а все остальное ее не волновало.
Уже не раз мужчина думал о том, чтобы уйти от нее, но все время что-то останавливало. Он не хотел бросать сына и дочь, которые любили его. Да и с Ларисой он прожил уже тринадцать лет, так что и здесь все было не так просто. Если бы она еще ценила его как человека и мужа, а не как кошелек.
Вечером в постели Лариса положила голову на его плечо и спросила:
— Дим, ты обиделся? Я не хотела тебя обидеть. Я понимаю, что ты устаешь, но по-другому никак. Нам правда не вытянуть и тебе надо поднапрячься.
— Почему? Почему только я должен напрягаться? — Дима посмотрел в потолок, готовясь к скандалу. — Ты вполне можешь выйти на работу, и нам сразу станет легче.
— Дим, я тебе уже все сказала! И давай не будем говорить на эту тему!
— А давай поговорим! Ты говорила, что устроишься на работу, когда дети подрастут. Даше уже двенадцать, а Ванятке десять. Мне кажется, что они вполне самостоятельные ребята. А если и нет, то им только пойдет на пользу что-то делать самим, пока мы на работе.
— Дима, я тебя не понимаю, ты хочешь, чтобы твоя жена падала от усталости? Как загнанная лошадь?!
— У тебя образование бухгалтера! Не думаю, что ты упадешь от такой работы, а деньги нам не помешают!
Лариса обиженно отодвинулась от мужа, а он уперся на локоть и сердито посмотрел на нее.
— Так что? Завтра может начнешь искать? А?
Женщина ничего не ответила, она часто использовала молчание в качестве оружия против мужа. Но Дима не смутился и четко сказал:
— Завтра я буду разговаривать с начальником о другом графике. Не хватает денег, думай сама, что делать. Можешь работу искать, а можешь маникюр себе больше не делать. С меня хватит! У меня здоровья не хватает тянуть все на себе!
Дмитрий отвернулся от жены и, укрывшись почти с головой, уснул. Лариса сначала поплакала от обиды. Потом позлилась. Она уже и забыла, что такое работать, думала, что за мужем будет как за каменной стеной, а он такое вытворяет! Затем женщина долго смотрела в потолок и пыталась придумать, что ей делать на самом деле. Наконец, она решила утром позвонить подружке и все с ней обсудить. Маринка была умной женщиной и часто советовала что-то стоящее, а уж в отношениях с мужчинами она вообще была спецом.
На следующий день, когда Дмитрий пришел с работы, в доме было довольно тихо.
— Есть кто-то дома? Эй, народ! — крикнул мужчина.
— Пап, привет, — Даша вышла из своей комнаты. — А мамы нет дома!
— Да? А где она?
— Не знаю, — пожала девочка плечами, — мы с Ваней со школы пришли, а ее нет. Потом она приехала, взяла какую-то сумку и опять ушла, сказала тебя ждать.
Дима напрягся, ему совсем не понравилось то, что вытворяет его жена. Она что, бросила его и детей? Еще и не сказала ничего! Мужчина вздохнул и посмотрел на дочь:
— Вы что-нибудь ели?
— Ну, мы чай пили, а готовить я не очень умею, — призналась Даша.
— Сейчас я позвоню маме, а потом мы пойдем в кафе перекусим, хорошо?
— Конечно!
— А мороженое возьмем? — Ваня хитро посмотрел на отца.
— Только после нормальной еды.
Мальчик состроил недовольную рожицу, но потом кивнул и пошел одеваться. Даша тоже направилась в комнату, а Дмитрий зашел в спальню и стал звонить жене.
— Лариса, как это понимать? Где ты находишься? Куда ушла?
— А не твое дело, ясно? Вот что, Дима, ты меня совсем не ценишь, поэтому я решила ненадолго уйти. Ясно? Дети на тебе, дом тоже. Подумай над своим поведением и как нам жить дальше.
Лариса выключила телефон, а Дима удивленно посмотрел на трубку. Это все было похоже на какой-то бред. Взяла вот так просто и ушла! Молодец она, нечего сказать.
Дмитрий рассерженно прошелся по спальне и крепко выругался. Хороший сюрприз Лариса ему преподнесла. Это она так на его предложение о работе обиделась! Как будто он что-то плохое предложил. Что-то невозможное.
Ладно, хоть начальник сегодня пошел навстречу и поставил его на другой график. Теперь будет легче — три дня на работе, три дня дома. В деньгах он не сильно потерял, так что как-нибудь справятся.
В кафе Дмитрий подождал, пока дети поедят, а потом, пока они уплетали мороженое, сказал:
— Мама от нас ненадолго ушла.
— Куда? — тут же спросила Даша, а Ваня хмыкнул:
— К бабушке она уехала. Я слышал, как она по телефону говорила.
Дима кивнул, он и сам так думал, а слова сына только подтвердили его догадку.
— В общем, мы пока будем жить сами. Я буду работать три через три, а вам придется быть самостоятельными. Ясно?
— Пап, да мы и так самостоятельные, — заверила его Даша. — В школу сами утром идем, приходим тоже сами. Уроки я Ване помогу сделать если что.
— Я сам могу, — буркнул мальчик.
— Так, а с едой что? Когда я на работе, готовить кто будет?
Дима знал, что и как нужно делать, но хотел, чтобы дети тоже высказались.
— Можно готовить заранее на несколько дней, — предложил Ваня. — А днем мы в школе едим.
— Ладно, но мне будет нужна ваша помощь, — Дима доверительно посмотрел на детей. — Вы уже большие и можете справиться с разными поручениями. Например, убраться в квартире или помочь мне с едой.
— Ладно, — Даша не видела в этом проблемы.
— Вот еще, это же женская работа! Я не буду готовить! И полы мыть не буду! Я не девочка! — Ваня рассерженно посмотрел на отца.
— Нет, сынок, ты не прав. Нет мужской или женской работы. Для настоящего мужчины нет проблем в том, чтобы что-то сделать по дому. В будущем тебе это, кстати, пригодится.
Они еще немного поговорили, Ваня, вздыхая, смирился с тем, что ему
тоже придется делать домашние дела. Хотя Дима не собирался требовать с них слишком многого. Просто по мере сил хотел приучать к труду. Он не знал, делала ли это его жена, а сам он обычно не был дома.
Так потянулись их дни — Дмитрий работал, дети учились, на выходных Димы они вместе готовили, убирались, часто гуляли вместе. Дима понял, что ему нравится проводить с ними время.
Ваня тянулся к нему, а Даша стала больше доверять. Она могла рассказать что-то о подружках или каких-то делах в школе. В какой-то степени Дима даже был рад тому, что Лариса ненадолго ушла. Это дало ему возможность сблизиться с детьми. Но все время жить без нее он не собирался. Тем более и Даша с Ваней спрашивали про маму. Они скучали.
Через дней десять такой жизни, пока дети были в школе, Дима не выдержал и позвонил жене. Она сразу взяла трубку, как будто сидела у телефона и ждала этого звонка.
— Дима, привет. Что, не получается у вас без меня? Я так и думала. Я, конечно, могу вернуться, но только на своих условиях…
Дмитрия неприятно поразил ее тон и это предложение. Он постарался оставаться спокойным и сказал:
— Лариса, у нас все хорошо. Я как раз для этого и звоню тебе. Мы сыты, одеты и прекрасно ладим друг с другом. Я работаю по другому графику и стал больше отдыхать. Ты как? Как у тебя дела?
На том конце трубки повисло молчание, а потом Лариса злобно спросила:
— Значит, ты все-таки стал меньше получать? Почему ты совсем не думаешь о нас? Ты эгоист и думаешь только о себе, а не о семье!
— О ком, о вас? Короче, Ларис, хочешь домой вернуться, устраивайся на работу. Не хочешь, будем говорить по-другому.
— Ты на что намекаешь? — прошипела женщина. — Разводом мне угрожаешь? Скoтина…
Дима вдруг понял, что Лариса его не любит. И, наверное, уже давно. Ему стало так больно на какой-то миг, но потом он, сцепив зубы, взял себя в руки.
— Я не угрожаю, но имей в виду, дети останутся со мной.
— Почему это? Я их мать.
— А я отец! У меня есть работа и квартира, а тебе суд просто не отдаст Дашу с Ваней. Они может еще и сами не захотят к тебе. Им хорошо со мной.
Лариса просто не стала говорить с мужем и бросила трубку. Она не думала, что все зайдет так далеко, но и остановиться уже не могла.
…Через несколько дней Диме пришел вызов в суд по поводу развода. Ему было неприятно и обидно, что Лариса вот так просто выкинула тринадцать лет их жизни, но останавливать ее он тоже не мог и не хотел. Дима понимал, что без любви им не прожить вместе. И это конец…