История Иж-49 начинается сразу после войны, когда в качестве репараций с немецкого завода DKW было вывезено оборудование, и Ижевский завод получил новые станки.
Уже в 1946 году на базе DKW NZ 350 в Ижевске начали производить собственную модель Иж-350. Для этого даже приглашали на завод главного конструктора DKW.
Получился довольно простой и надёжный мотоцикл, который разошёлся тиражом более 127 тысяч копий.
В 1951 году без остановки производства завод перешёл на выпуск новой модели, получившей обозначение Иж-49.
Главным новшеством стала полностью измененная — по сравнению с предшественником — ходовая часть.
В частности, вместо параллелограмной передней вилки пришла более привычная телескопическая вилка.
Заднее колесо также получило пару амортизаторов, что сделало поездку значительно комфортнее.
Новая подвеска также улучшила стабильность мотоцикла при езде по неровным дорогам.
Но переднее и заднее колёса по-прежнему были невзаимозаменяемыми.
Одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 346 кубических сантиметров был практически полностью идентичен мотоциклу Иж-350.
Он выдавал 11,5 лошадиные силы при 4000 оборотах в минуту и имел возвратно-петлевую двухструйную продувку.
В задней части двигателя находилась коробка передач с ножным переключением. Всё вполне стандартно как для ранних советских мотоциклов, так и для довоенных немецких моделей.
Надо сказать, что в продаже Иж-49 даже сегодня встречается довольно часто.
Обычно это мотоцикл чёрного цвета в плохом, хорошем или идеальном состоянии.
Но вы практически никогда не встретите его с оригинальной коляской. А ведь такие варианты действительно были. Вариант мотоцикла с боковым прицепом назывался Иж-49К.
В 1954 г. на Ижевском заводе было создано Специальное конструкторское бюро СКБ-61, занимавшееся модернизацией серийной продукции и разработкой новых образцов.
Одной из первых работ конструкторского бюро стала востребованная у населения версия с боковым прицепом.
И хотя конструкция коляски была разработана в Ижевске, производство её наладили на мощностях Вятско-Полянского машиностроительного завода.
Боковой прицеп получил название БП-56, где число соответствовало году начала выпуска — 1956.
Иж-49К имел ряд отличий от обычного Иж-49, эксплуатация которого с боковым прицепом не была предусмотрена.
Барабан сцепления был усилен под двухрядную моторную цепь, ведущая звездочка на 16, а не на 18 зубьев, усилители на раме в местах крепления коляски, усиленная ступица заднего колеса и более толстые спицы колёс.
В общем, достаточно большое количество узлов было усилено, чтобы выдержать повышенные нагрузки от эксплуатации с боковым прицепом.
Производство Иж-49 продолжалось до 1958 года, когда ему на смену пришла новая модель — Иж-56.
Одновременно с этим коляску БП-56 заменили на БП-58, но есть подтверждённые случаи установки БП-56 на ранние версии мотоцикла Иж-56.
Всего с 1950 по 1958 годы успели изготовить 507 603 мотоциклов Иж-49. Сколько из них было с колясками — мне неизвестно.