Сейчас, людей проживающим на территориях бывшего СССР, влюбленных в мотоциклы и не признающих какой-либо другой транспорт, называют байкеров.
В период существования Советского Союза тоже были байкеры, правда, их называли рокерами.
Большая часть рокеров колесили по дорогам страны на технике отечественного производства, типа «ИЖ Планета Спорт» и подобным им.
Иномарки, мотоциклы типа «JAWA 350» и «ČZ 350» были редкостью и непозволительной роскошью.
Эту категорию рокеров в народе начали называть «мажорами», частью молодежи, чьи родители или родственники имели связи и деньги для покупки дорогой и редко поставляемой в Союз техники из-за границы.
В СССР чехословацкие мотоциклы начали завозить в начале 60-х годов прошлого столетия и практически сразу «Чезеты» и «Явы» стали чрезвычайно популярными.
ČZ 350
К середине 50-х годов, после восстановления разрушенных в период войны заводов и предприятий в Советском Союзе наладили выпуск сразу нескольких моделей мотоциклов.
В большинстве своем это была недорогая и простая в ремонте техника, со средней мощностью. С началом ввоза в страну мотоциклов «ČZ 350», которые выгодно отличался на фоне отечественных, стало настоящей сенсацией.
Рассчитанный на грузоподъемность в 160 кг, при собственном весе 170 кг, двухместный мотоцикл «ČZ 350» практически во всем на шаг вперед опережал советскую технику.
Одноцилиндровый двигатель мощностью в 23 л., механического типа трансмиссия, с четырьмя ступенями передач, которые переключались педалью, были удобны в эксплуатации.
Топливного бака, рассчитанного на 13 л., с учетом того, что на 100 км пробега требовалось чуть меньше 6 л бензина, вполне было достаточно, чтобы проехать без дозаправки значительное расстояние.
Еще одной значительной технической характеристикой являлось то, что «Чезеты» разгонялись до 130 км/ч, при этом на высокой скорости мотоцикл не кидало в стороны, и в повороты он входил стабильно плавно.
Что и говорить, но динамические характеристики зарубежной техники, были значительно лучше, чем на отечественных мотоциклах.
Даже при разгоне и удерживании мотоцикла на максимальной скорости, двигатель «чезеты» не вибрировал, а чтобы его перегреть, требовалось, как минимум проехать не менее сотни километров.
Качественная амортизация и подвеска, плавный ход передней вилки и удачные тормоза были выше всяких похвал.
Чехословацкие мотоциклы отличались высоким качеством сборки, поэтому все, что требовалось от хозяина, это своевременно обслуживать и менять вовремя расходные детали и запчасти.
В целом же, эти модели служили не один десяток лет без сложных в ремонте поломок.
Многие считали, что чехословацкая техника не практична в плане закупки топлива.
Да, так и было: если в баки заливали различный по октавному числу бензин, двигатели со временем начинали давать сбои.
Скорее всего, сейчас многие зададут вопрос, зачем было заливать в бак, все то, что горит, если в период существования СССР, даже самый дорогой бензин стоил копейки и чтобы заправить полный бак, максимум требовалось до пяти рублей денег.
Понятное дело, что те, у кого были деньги, на хорошем топливе не экономили и техническое обслуживание доверяли профессионалам, поэтому то, эта техника практически никогда не подводила.
Почему «Чезет» завозили в меньшем количестве, чем «ЯВ»
Модель «JAWA 350» завозилась в СССР в значительно большем количестве, чем мотоциклы от компании «ČZ 350».
Объясняется это тем, что завод, выпускавший «чезеты» помимо дорожных мотоциклов собирал модели спортивного типа.
Кроссовые мотоциклы «ČZ» считались одними из лучших в мире, даже не смотря на то, что у чешских производителей было немало конкурентов, занимающихся выпуском спортивных мотоциклов. Чехи дорожили заказами спортивных компаний, и все внимание в первую очередь уделялось выпуску кроссовым и гоночным мотоциклов.
«Чезеты», завозимые в СССР небольшими партиями, в большинстве своем находили своих покупателей задолго до того, как поступали на склады магазинов.
Долгое время эту модель было сложно приобрести без значительной доплаты и без связей. Из простой советской молодежи далеко не каждый парень мог позволить себе купить мотоцикл, на который требовалось собирать как минимум год, при этом еще столько же прождать в очереди да еще «по блату».
Для тех, у кого были связи и деньги, это было сделать значительно проще, поэтому, элитную молодежь недолюбливали и считали за их социальный статус мажорами, или «золотой молодежью».
Со временем количество ввозимой зарубежной техники постепенно увеличилось и возможностей свободно купить понравившуюся модель, стало больше.
Чехословацкие мотоциклы ввозились в СССР до самого развала страны, при этом все модели, не смотря на относительно высокую цену, стабильно считались одними из лучших в стране.
В различных городах страны молодежь организовывала слеты, и организовывались массовые пробеги, для участия в которых люди приезжали даже из глубинки страны.
Техника была самая различная, как по мощности, так и по дизайну и, тем не менее, чехословацкие мотоциклы выгодно отличались на общем фоне.