— Деньги! Деньги, одни только деньги! А дружба? Наша дружба для тебя ничего не значит? — кричала Майка, — да ты во всем должна меня поддерживать! Ты все прощать мне должна! Тебе же его вернули. Света, у тебя совесть есть? Мне нужна твоя помощь, я сейчас без работы. Ну войди ты в положение!
Света и Майя учились в одном классе. Светлана всегда завидовала яркой, «модной» девчонке с соседней парты. Сначала у нее были самые пышные банты, потом — самая короткая юбка. Она первая начала краситься, встречаться с мальчиками, ходить на дискотеки. Светка, «серая мышка», недоумевала: почему к ней тянется такая красавица?
Нет, у нее были и другие подруги, но постепенно они отсеялись. Света, даже став взрослой, не понимала, почему так произошло. Она никогда не отказывала в помощи, всегда всем помогала. Но одноклассницы упорно не хотели ее замечать, в свою компанию Свету не принимали. Обращались изредка, получали то, что им нужно и снова подолгу игнорировали.
Понедельник закончился плохо:
— Милицию вызову, — пригрозила Антонина Павловна, — кто взял? Немедленно признавайтесь!
Света нервничала: она опаздывала на репетицию, а разбирательство затягивалось. Девочка занималась с детства бальными танцами, на носу был конкурс. Тренировка эта была важной, опаздывать на нее было нельзя.
— Не хотите по-хорошему? — злилась учительница, — тогда я директора зову!
Алена и Вера, вместе с Майей и Светой дежурившие в тот день в раздевалке, постоянно о чем-то перешептывались. Классная руководительница это заметила и строго спросила:
— Вы о чем шушукаетесь? Говорите вслух, при всех!
— Нет, Ирина Тимофеевна, не знаем. Просто… Ребят, скажите ей сами!
Ирина Тимофеевна выяснила, что у многих пропали карманные деньги. Пожаловалась ей только одна девочка, а выяснилось, что пострадала от рук неизвестного вора почти половина класса. Деньги пропали у всех, кто оставил их в куртках. Кто-то из мальчишек протянул:
— Да Светка это… Она из нас самая нуждающаяся.
Света остолбенела. Да они никогда и нитки чужой не взяла! Да, родители девочки больших денег не зарабатывали, на пошив бального платья для предстоящего конкурса ее мама откладывала деньги с трех зарплат, но до воровства она никогда не опускалась! Света попыталась оправдаться, но никто ее не слушал. От обиды Света разрыдалась. И никто, кроме Майи, ее утешать не стал.
А потом пришли завуч, директор, и заставили вывернуть карманы. У Светы нашли сравнительно большую сумму. Она объясняла, что это дала мама, чтобы частично оплатить пошив бального платья. Но ей никто не поверил. Ирина Тимофеевна потребовала, отдать то, что взяла. Сначала уговаривала, затем принялась угрожать:
— Тебя на учет в детскую комнату милиции поставят! — ревел директор, — это же надо! В образцово-показательном учебном заведении процветает воровство! У тебя совесть есть?!
Вызвали мать Светы. Ее заставили вспомнить, сколько она выдала. Сумма сошлась, но никто ни перед Светой, ни перед ее мамой не извинился. Да и на соревнование с партнером поехала конкурентка — сорванный генеральный прогон не простили.
Через две недели случилась новая напасть: у одноклассника пропал модный гаджет. Тогда у всех были кнопочные телефоны, но на уроках ими пользоваться не разрешали. Учителя требовали, чтобы дети убирали их в рюкзаки. А Васе, однокласснику, первому на день рождения подарили смартфон.
Все столпились вокруг его парты, рассматривая новый гаджет. Светлана решила выделиться — у родителей уже был подобный телефон, поэтому она начала показывать, как пользоваться: как настроить календарь, сменить музыку, установить будильник. Через пять минут следить за манипуляциями надоело даже имениннику, и Света осталась с дорогой вещью наедине. Убегая, Васька попросил закончить настройку к концу перемены.
У двери Свету дожидалась верная подруга. Периодически Майя подходила, спрашивала, «ну скоро», но не убегала.
Светлана закончила настройку, вместе с Майей достала рюкзак Васи. Смарт засунули в самый неприметный карман и побежали в буфет. В классе никого не осталось. А когда все стали собираться домой, телефона на месте не оказалось.
Конечно же, подумали на Свету. Она плакала, доказывала, что не брала. Но ее защищала только Майя. Даже когда «воровку» заставили сесть в центре класса, одну, до прихода родителей — ее и Васиных, Майя смело подошла, обняла ее и примостилась рядом.
А потом пришли родители Васи, набрали номер, и звонок раздался из-под парты, где девчонки сидели. Напрасно Света клялась, что, когда туда пересела, ящик был пустым. В эту странную историю не поверила даже мама. Дома был неприятный разговор и перевод в другую школу.
***
Учеба в английском классе и танцы отнимали много времени. Подруги теперь виделись редко, в основном только тогда, когда пересекались на улице. Света только недавно сообразила, что после совместных посиделок или прогулок в парке у нее периодически пропадала мелочь.
Как-то она даже села в автобус, будучи уверенной, что деньги у нее есть. А мелочи не оказалось. Но они ведь были! На Майю Света не подумала, решила, что потеряла. Водитель и не стал связываться с напуганной девчонкой со слезами на глазах. Махнул рукой:
— Эх ты, кулема… Отдашь в следующий раз. Каждый день ведь со мной ездишь.
Подготовка к поступлению в институт и вовсе лишила Свету общения с единственной подругой. Майя периодически приходила домой к Свете, девушки вместе пили чай или помогали друг другу с учебой. Сейчас уже не вспомнить, были ли связаны ее визиты с пропажей вещей. Вроде, мама что-то искала. То новые духи, то заколки, то деньги, отложенные на мытье подъезда.
А в транспорте и во время прогулок по городу Света, наученная горьким опытом, мелочь в карманах уже не держала – приобрела красивый кошелек. Правда, было ощущение, что там периодически немного меньше денег, чем думала, но ведь и не пересчитывала остатки.
Зато после того, как поступила в институт, на все вечеринки, которые однокурсники устраивали в общежитие, с собой приглашала Майю. Посвятившая все свое свободное время занятиям английскому и танцам, Светлана никак не могла найти новых подруг и сблизиться с однокурсницами. Общались, конечно, но особо не дружили.
Майя же умела знакомиться, обладала острым языком, нравилась парням. Даже кавалером обзавелась. А на пропажу заколок или бижутерии никто не обращал внимание. Жили легко, гостей всегда было много, и что-то могло затеряться. Тем более, что пару раз пропажи находились.
Когда Света уже училась на третьем курсе, решила пригласить всю группу к себе домой встречать Новый год. Родители были не против. Несмотря на то, что никто не возражал, чтобы они остались, ушли в гости. Даже не помогли подготовиться. Мама сказала назидательно Свете:
— Взрослые уже и без нас справитесь. Только я тебя прошу: пусть все будет цивилизованно! Чтобы никаких дебошей! Объясни друзьям, что шуметь нельзя.
Девчонки собрались пораньше, наготовили много вкусного. Конечно же, присутствовала и Майя, которая сразу же со всеми познакомилась. Было здорово. Первый «взрослый» праздник для домашней девочки показался «настоящим балом». Выпивки, к удивлению Светы, было не так много. Танцевали, веселились и даже избежали конфликта с соседями, чего она очень боялась. Родителям на Свету и ее друзей никто не пожаловался.
Конечно же, Майя была постоянно рядом. За ней уже серьезно ухаживал мальчик с потока, который тоже пришел с парой приятелей. Майя помогла Свете навести порядок и ушла последней.
А потом родители вернулись и обнаружили пропажу серьезной суммы. Деньги лежали среди книг в спальне, куда Света пустила переодеться и подкраситься девчонок.
— Света, мы с отцом полгода откладывали на отпуск! Куда делись деньги? Кто заходил к нам в спальню?
— Одноклассницы, — блеяла Света, — только в этой комнате большое зеркало. Мам, кто взял? Я ума не приложу! Никто ведь не знал, что в книгах сбережения хранятся. Мам, что делать?
Полицию родители Светы вызывать не стали, с потерей постарались смириться. Света подумала, что это кто-то из однокурсниц — ведь Майя бывала в гостях и раньше.
— Да быть этого не может! Не могла Майка. Она ведь подруга моя… Это точно кто-то из посторонних. Попробую аккуратно расспросить. Может, признается кто.
Светлана попыталась осторожно поговорить с девчонками, спросила, кто листал книги. Сначала наткнулась на непонимание и решила объясниться открыто. Стало только хуже. От нее все отвернулись, а она подумала, что сговорились и не хотят признаваться.
Больше институтских подруг у Светланы не было. На лекциях и семинарах сидела в полном одиночестве и даже на практике в общежитии при предприятии спала одна в комнате, хотя места всем не хватало. Девчонки готовы были делить одну кровать на двоих, но не разговаривать с ней. Мириться и объясняться никто не собирался. К тому же вспомнили про пропажи в общежитии и решили, что Света просто «переводит стрелки» — пару раз на вечеринках, где присутствовали Света с Майей, пропадали разные мелочи. И снова Майя была рядом:
— Да не переживай ты, — говорила она Светлане, — пусть болтают. Главное, ты про себя правду знаешь. Ну их, сплетниц, к черту!
На пятом курсе Светлана встретила Алексея – самого лучшего, красивого и любимого и забыла обо всем. После трех месяцев прогулок и робких поцелуев она получила от Леши предложение. Нет, не руки и сердца, а познакомиться с его родителями, проживающими в другом городе. Света испугалась:
— Леш, неудобно как-то… Мы так мало знакомы. Можно я подругу с собой возьму?
— Эх ты, трусиха, — рассмеялся Алексей, — бери, раз одна боишься. Все вместе поедем. Я билеты на поезд куплю.
Без приключений доехать не удалось. Сосед по плацкарту потерял кошелек, обвинил девчат в воровстве. Ну не бабушка же соседка вытащила? Вызвали начальника поезда, чуть не сняли на одной из остановок. Но потом портмоне нашлось в ящике под полкой, и деньги не пропали. Что-то бурчала бабушка-соседка, мол, что у нее как раз исчезла сумма, отложенная на такси, но ее уже не слушали. Триста рублей после «почти пропажи» тридцати тысяч – это разве деньги?
И снова Света никак не связала пропажу средств с присутствием Майи. Девушка свято верила, что произошедшее — просто роковое стечение обстоятельств, что кошелек выпал сам и невероятным образом очутился под нижней полкой.
Света познакомилась с будущей свекровью, немного посидела за столом и даже не стала ужинать. Попросила показать ее комнату:
— Светочка ты что, приболела? — засуетилась мать Алексея.
— Устала что-то, — слабо улыбнулась Света, — отдохну немного, если позволите.
— Конечно-конечно, Светочка. Иди отдыхай. Леша, проводи ее, пожалуйста.
Света дошла до отведенной ей комнаты, упала головой на подушку и заснула.
Утром Света проснулась от скандала. Что случилось, сразу не поняла. Вышла в коридор, но Алексей тут же завернул ее обратно.
— Ложись, Свет. Ты горишь вся! Маму я сейчас попрошу, она лекарство даст тебе.
Мама Леши ухаживала два дня за Светой, как за дочерью. Девушка постоянно удивлялась, почему Майя не заходит в комнату. У своего молодого человека спрашивала, но Леша промолчал. Через три дня, придя в себя, она позвонила подруге и в ответ получила смс:
«Предательница».
Света не поняла, что произошло. Родители, да и сам Леша отмалчивались. Сказали только, что Майя в спешке уехала. Света решила, что поговорит с подругой по возвращении в родной город. Две недели пролетели незаметно. Светлана познакомилась со всеми Лешиными друзьями. Вместе гуляли по городу, осматривали достопримечательности, ужинали в кафе. В последний день перед отъездом, на семейном обеде, Алексей сделал Свете предложение и подарил кольцо с небольшим камнем.
В ювелирных изделиях она не разбиралась. Обрадовалась бы даже и бижутерии — главное ведь статус! Она теперь невеста! Будущая свекровь сообщила стоимость подарка и отдала чек из рук в руки, чтобы девушка понимала, насколько ее ценят. Оказывается, если мужчина серьезно относится к избраннице, то и готов в нее вкладываться. С таким подходом раньше Света не встречалась и поэтому почувствовала себя неудобно. Но кольцо надела на средний палец, пообещав не снимать, как и просила Лешина мама.
***
По приезду сразу встретиться с Майей не получилось. Леша сказал, что им нужно жить вместе, поэтому сначала искали квартиру, потом перевозили вещи. Уже позже, недели через две, Света встретилась с Майей. Та и рассказала, как несправедливо и подло обошлись с ней будущие родственники Светы.
— Я тебе, Света, не завидую, — качала головой Майя, — ты себе даже не представляешь, с кем ты связываешься. У Лёши твоего мать совершенно неадекватная. Что она мне тогда устроила!
— Что? — не поняла Светлана.
— Сейчас расскажу. Сидели мы, значит, на кухне все вместе. Спокойно, поначалу всё было хорошо. Мать Алексея бутылку из холодильника достала, мы выпили немного и где-то в двенадцать ночи решили расходиться. Я в душ пошла и комнаты перепутала! Представляешь, не в ту спальню зашла! Смотрю, на столике туалетном косметика французская стоит, та, которую постоянно по телевизору рекламируют, бешеных денег стоящая. Мне любопытно стало, я подошла, баночку крема в руки взяла и стою, разглядываю. Тут врывается мать Алёшки твоего. Как начала орать! Говорит, что я в её вещах роюсь, что я без спроса шкатулку какую-то трогаю. А я на шкатулку даже внимание не обратила, меня косметика привлекла! В общем, она мне велела одеваться и уезжать. Такси даже вызвала! Я не представляешь, что я тогда пережила одна в чужом городе.
— Какой ужас, — искренне посочувствовала подруге Света, — надо же, а на меня Ольга Степановна положительное впечатление произвела. Я же заболела, два дня с температурой пролежала. Она за мной ухаживала, чуть ли не с ложечки кормила!
— Двуличная, — припечатала Майя, — ну ладно, это дело прошлое. Рассказывай, что у тебя нового.
Света из шкатулки достала колечко. Подарок будущего мужа она пока снимала на ночь. Лёша немного не угадал с размером — кольцо ей было большое. Чтобы не потерять, Света убирала перед сном драгоценность в музыкальную шкатулку.
— Лёшка мне предложение сделал. Мы с ним через два месяца поженимся.
— Ух ты, — восхитилась Майя, — ну, поздравляю. Дай-ка колечко посмотреть? Камешек настоящий?
Света протянула Майе кольцо. Тут зазвонил телефон — Алексей сказал, что скоро будет. Майя быстро засобиралась, после случившегося встречаться с молодым человеком своей подруги ей и не хотелось. Света проводила Майю, занялась ужином. О кольце она забыла, решила, что подруга положила его на место.
Кольцо пропало, исчезло из закрытой музыкальной шкатулки. Светлана облазила все углы, перетрясла постель. Долго и мучительно вспоминала, когда последний раз доставала подарок. Возможно, переложила, когда хвасталась Майе? Та долго вертела в руках, смотрела камень на свет, царапала им зеркало. И куда оно потом делось?
Подруга клялась:
— Я тебе отдала из рук в руки. Светка, ты что, забыла? Давай под кроватью посмотрим?
Майя помогала искать колечко. Свету она успокаивала, говорила, что пропажа обязательно найдется. Но время шло, пропажа так и не обнаружилась. И Леша стал задавать вопросы:
— Ты кольцо почему не носишь?
Света замялась. Вот что делать? Признаться в том, что его потеряла? Немного помаявшись, все же призналась. Больше всего Светлану удивила реакция Алексея. Он не скандалил, не ругался, просто слегка отстранился, что-то в их отношениях надломилось. А через неделю пришел и сказал:
— Забери кольцо в ломбарде на Советской, я уже оплатил. Могла бы и сказать, что нужны деньги. Принесешь и тогда поговорим.
Света опешила:
— Я никуда ничего не относила! Леш, я тебе клянусь! Откуда ты вообще узнал, что кольцо в ломбарде?
— Не поленился и обошел ближайшие. Свет, я не хочу больше это обсуждать. Хватит с меня твоего вранья.
Ничего не понимая, Света пошла в ломбард и там увидела Майю, пересчитывающую купюры у кассы. Девушка стояла спиной и перешучивалась с продавцом, рассказывающим ей о странном посетителе.
— Увидел кольцо, покраснел, побледнел, заплатил деньги, но забирать не стал. Сказал, передашь хозяйке. Вам, правильно?
— Да, мне. Это мой молодой человек. Мы с ним рассорились, я со зла кольцо вам и принесла. А теперь вот помирились.
Теперь Свете все стало ясно. Теперь у нее в голове пазл сложился. Майя — воровка! И у одноклассников, и у однокурсников воровала она. И деньги, которые родители Светы откладывали на отпуск, тоже украла она. Майя ее не видела. Света решительным шагом направилась к окошку и, грубо толкнув подругу, заявила:
— Нет, кольцо выдайте, пожалуйста, мне. Вот квитанция. И еще у меня к вам будет одна просьба: вызовите, пожалуйста, полицию. Вот эта бессовестная особа кольцо у меня украла и в ваш ломбард его сдала.
Майя, не ожидавшая появления Светы, вздрогнула и вытаращилась на нее:
— А ты тут что делаешь? Света, какая полиция? Зачем? Я понятия не имею, как это кольцо оказалось в ломбарде? Пойдем и поговорим?
Света промолчала, а эксперт возмутилась:
— Нет уж, позвольте! Как это вы никакого отношения к этому кольцу не имеете? Вы его принесли, я его по паспорту вашему приняла. Да у меня камера все пишет! Девушка, а у вас имеется подтверждение собственности? Можете доказать, что кольцо действительно вам принадлежит?
— Конечно, — кивнула Светлана, не обращавшая внимание на дергающую ее за рукав Майю, — у меня и бирка есть, и сертификат подлинности. Покупал его мой молодой человек, он и чеки покажет.
Полицию вызвали, Майя позорно сбежала. Света позвонила Леше и попросила его приехать. Тогда-то парень и узнал правду:
— Свет, ты прости меня за эти глупые подозрения, — каялся он, — я не догадался расспросить сотрудницу ломбарда. Был уверен, что это ты кольцо сдала. Сам себя накрутил, подумал, что отношения тебе наши не нужны. А оказалось, что это Майка колечко свистнула…
Начатое Света довела до конца. Мириться с поступком бывшей близкой подруги она не стала, дело довела до суда. Майя ей несколько раз звонила: сначала давила на жалость, потом угрожала. Но условный срок все же получила. После суда дороги подруг разошлись — Майя пропала из жизни Светы. Свадьбу сыграли, Леша и Света живут вместе.