Нейтральная передача есть во всех коробках передач, но с активным распространением автоматических трансмиссий она стала использоваться значительно реже. Если на «механике» обойтись без «нулевого» положения КПП не получится даже для кратковременной поездки, то в случае с АКПП, роботами и вариаторами ситуация обстоит иначе. Один из самых дискуссионных вопросов касается необходимости использования режима «N» при остановках, например, на светофоре. Давайте разбираться, будет ли он полезным.
Во всех автоматических трансмиссиях есть режимы «P» (паркинг) и «N» (нейтраль), которые очень похожи друг на друга. В обоих положениях селектора двигатель и коробка передач не связаны между собой, поэтому нажатие на педаль газа не приводит к передаче крутящего момента на колёса. Единственное существенное отличие заключается в положении блокиратора трансмиссии – в «паркинге» он задействуется, поэтому автомобиль не будет катиться на уклоне, а в «нейтрали» устройство не используется.
Учитывая вышесказанное, режим «N» на АКПП, роботах и вариаторах применяется достаточно редко. Но некоторые водители используют его даже при кратковременных остановках, например, на светофоре или в пробке, как на «механике». Подобные действия аргументируются снижением нагрузки на трансмиссию, улучшением охлаждения и уменьшением вибраций. Но будут ли они эффективными?
Переключение коробки передач в нейтраль на светофорах было актуальным на роботизированных трансмиссиях нулевых годов. В те времена этот тип трансмиссии почти всегда оснащался одним «сухим» сцеплением и имел массу недостатков. Диски самостоятельно не размыкались, поэтому при остановке дольше 15 секунд рекомендовалось самостоятельно включать нейтраль. В противном случае, моторчик постоянно удерживал сцепление выжатым, из-за чего изнашивался значительно быстрее. Современные «роботы» самостоятельно размыкают сцепление, поэтому таких проблем не возникает.
Автоматические коробки передач рассчитаны на кратковременные остановки с включённым положением «D» (драйв), поэтому в подавляющем большинстве случаев переводить селектор КПП в «N» не нужно. Более того, частые переключения режимов, наоборот, негативно скажутся на компонентах автоматической трансмиссии. Каждый «лишний» перевод селектора требует работы соленоидов, фрикционов и других узлов, что провоцирует дополнительный износ дорогостоящих элементов коробки передач.
Тем не менее, в некоторых ситуациях перевод автоматической коробки передач в нейтраль будет полезным даже при кратковременной остановке. Такую рекомендацию дают многие производители при эксплуатации автомобиля в очень жаркую погоду, когда температура за бортом превышает +30ºC, а длительность остановки составляет более двух минут, например, на светофоре. Такой подход позволит немного снизить нагрузку на АКПП и улучшить её охлаждение в непростых условиях.
Получаем, что фактически режим «N» в современных автоматических трансмиссиях нужен только для исключительных случаев и буксировки на короткое расстояние, например, чтобы затянуть автомобиль на платформу эвакуатора или откатить его с дороги.