Ты понимаешь, что это вопрос жизни и смерти? – выговаривала Ирина Михайловна своей дочери Анне. – Как ты можешь быть такой эгоисткой?
— Мама, я очень сочувствую Вике, но почему она должна решать свои проблемы за мой счёт? – недоумевала Анна.
— Потому что ты – её сестра.
— А вы – её родители!
— То есть, ты предлагаешь НАМ с отцом на улице жить???
Анна молчала. Ирина Михайловна продолжала наседать.
— Аня, я тебя хорошо понимаю, но тебе на том свете зачтётся.
— Я пока на этом хочу пожить!
В комнату вошла Виктория, младшая сестра Анны.
— Ну что, вы, наконец, договорились?
— Дочка, я уверена, что у Ани всё-таки проснётся совесть. Правда, Аня?
Анна молча направилась на выход. Ирина Михайловна кинулась следом.
— Ты куда? Мы ещё не договорили!
— Надеюсь, Аня пошла размещать объявление о продаже. Правда, сестрёнка?
Анна ушла, ничего не ответив. Вика явно была недовольна таким исходом, но Ирина Михайловна одобряюще похлопала её по плечу.
— Не волнуйся, отец её дожмёт. С ним она не посмеет спорить.
Виктория кивнула, хотя и без особой уверенности, а мать взялась за телефон.
Анна была незапланированным ребёнком
Собственно, она и стала причиной свадьбы. Ирина Михайловна, что называется, загнала Валентина Семеновича в ЗАГС пузом. Брак родителей был несчастным, но по какой-то неведомой причине они не разводились, хотя с трудом друг друга выносили.
«Смирилось – стерпелось», — говорила бабушка, мать Ирины Михайловны.
Викторию «сделали», чтобы попытаться укрепить брак. И действительно, на какое-то время после рождения Вики у супругов настала идиллия. Поэтому девочке и дали такое имя. Но вскоре всё снова разладилось.
Валентин Семёнович регулярно упрекал Анну в своём несчастном браке. Почему-то Викторию винить никому в голову не приходило. Видимо, у родителей были прочные и стойкие ассоциации с дочками: негативная с Анной и позитивная с Викой.
Между девочками было 5 лет разницы, но они были совершенно не близки. К тому же, Виктория была, что называется, с гнильцой. Она умела вовремя подлизаться и приласкаться, а затем просто сдать или подставить Аню.
Единственное, о чём мечтала Аня всё детство – это побыстрее уехать из родительского дома.
С высшим образованием у девушки не сложилось. Поступление на бюджет она провалила, а платить за её учебу, естественно, никто не собирался. Сразу после школы Анна устроилась на работу продавцом-консультантом. И неожиданно для неё самой у неё стало отлично получаться. Анна быстро пошла на повышение, её заработки значительно выросли. Однако на собственную квартиру ей пока не хватало.
Когда девушке исполнилось 18 лет, родители начали требовать с неё деньги за проживание, на продукты и оплату коммуналки. Так продолжалось целый год, и Анна поняла, что ей проще и дешевле найти съёмное жильё, иначе она никогда на своё не накопит.
Анна нашла одинокую бабушку и сняла у неё комнату
Конечно, родителям такой демарш дочери не понравился, потому они теряли в доходе. Но Анне было всё равно. Она с головой погрузилась в работу, брала дополнительные часы и шлифовала свои профессиональные навыки. О личной жизни девушка даже не думала. Зато они удивительным образом сблизились с квартирной хозяйкой.
Ольга Никитична, как звали бабушку, у которой она жила, была совершенно одинокой. И Анна добровольно взвалила на себя заботу о несчастной старушке. Пожилая женщина даже начала называть Анну внучкой и хотела перестать брать деньги за комнату. Но девушка продолжала платить и помогать назывной бабушке.
Так пролетели ещё 5 лет.
Анна изредка звонила домой, только, чтобы узнать, все ли живы и здоровы. И вот родители ей сообщили, что Вика выходит замуж. От этой новости Анне, что называется, было ни холодно, ни жарко, но она вежливо поздравила сестру и родителей. На свадьбу её всё же позвали.
Торжество было пышным и пафосным. Родители невесты явно потратились. Едва Анна появилась на пороге ресторана, с ней спешно подошла мать.
— Наконец-то! – сказала она. – С тебя часть расходов!
— С чего бы? – удивилась Анна. – Я, вообще, последней обо всём узнала.
— Дочка, ты не понимаешь, в какую сумму нам эта свадьба обошлась?
— А я здесь причём? Это же вы сами решили.
— Ну, ты и мерзавка! – вспылила Ирина Михайловна. – Как будто чужая. В гости явилась, да?
— Могу уйти.
Ничего больше не сказав матери, Анна быстро покинула ресторан. Дома она не выдержала и разрыдалась. А потом всё рассказала перепуганной Ольге Никитичне. Старушка её утешила, как могла. Больше Анна домой не звонила.
Прошло ещё полгода
Анна уже почти накопила сумму на первый взнос по ипотеке, когда внезапно умерла Ольга Никитична. Анна была убита горем и страхами за своё будущее. Неужели придётся возвращаться к родителям?
Похоронив Ольгу Никитичну, Анна каждый день ждала, что в квартире появятся какие-нибудь дальние родственники, заявят свои права на недвижимость и попросят девушку на выход. Но Анне позвонил нотариус и сообщил, что на её имя имеется дарственная на квартиру. Оказалось, Ольга Никитична, тронутая заботой девушки о себе, решила подарить ей свою квартиру.
Анна поверить не могла в такое чудо. Да, старенькая, но двушка, да ещё и в весьма приличном районе.
Накопленных денег Анне хватило на хороший ремонт, ещё часть она положила на депозит. И у неё началась совсем другая жизнь.
Родители, казалось бы, забыли о существовании своей старшей дочери. Анне, конечно, это было больно осознавать, но реальность была такова — и девушке пришлось её принять. В глубине души она надеялась, что мама с папой когда-нибудь изменят своё отношение к ней.
И хотя подсознательно ждала вестей от родителей, звонок матери прозвучал, как гром среди ясного неба.
— Срочно приезжай!
Сказала Ирина Михайловна. – У нас кое-что случилось.
Терзаемая самыми страшными предчувствиями, Анна примчалась в родительскую квартиру, где не была уже несколько лет. Валентин Семёнович и Ирина Михайловна были мрачнее туч. Там же, в комнате, сидела заплаканная Вика.
— Что случилось? – с порога спросила Анна.
— Сядь! – резко сказало отец.
Анна послушалась. Отца своего она уважала и даже побаивалась.
— Тут такое дело, — сказал Валентин Семёнович. – Вике нужны деньги на лечение.
— А что с ней? – спросила Анна.
— Забеременеть не может, – пояснила Ирина Михайловна. – А нам внуки нужны. И вообще, муж Вики обещает на развод подать, если ребёнка в ближайший год не будет.
Анна посмотрела на Вику, которая выглядела совершенно подавленной. В отличие от родителей, Анна не питала иллюзий относительно младшей сестры. И сейчас она её внимательно рассматривала, пытаясь понять, действительно ли та убита горем, или это очередной спектакль.
— Вот что, – снова подал голос отец. – Мы рассудили, что квартиру ты продашь, а деньги сестра заберёт! Ей нужнее. А ты снова к нам переедешь.
— Что??? – Анне показалось, что она ослышалась.
— Ты прекрасно слышала! – повторил Валентин Семёнович. – У тебя ни ребёнка, ни котёнка, ни мужа. Можешь и с нами жить. А у Вики семья под угрозой.
Анна понятия не имела, откуда родители узнали про квартиру. Они же, вообще, её жизнью не интересовались. Мать словно прочитала её мысли.
— Мы всё знаем, Аня. Так что, не включай дурочку!
— Так, вроде, Вика живёт у мужа в трёшке, значит, они не бедствуют. Может, им самим как-то решить свою проблему?
Анна не успела договорить, как мать буквально накинулась на неё.
— Ты что несёшь? Молодой семье квартиру продавать? А им самим куда, на улицу? А ребёнок родится, его куда?
— Ребёнка ещё надо как-то сделать, – заметила Анна.
Валентин Семёнович резко встал и кивнул Вике.
— Пойдём, пройдемся, дочка. Пусть они поговорят.
Отец и сестра ушли, и Анна поняла, что её ждёт серьёзная обработка со стороны матери. Но девушка твёрдо решила не уступать, как бы на неё не давили.
Лифт буквально полоз вниз, а Анна начала злиться. Ей хотелось поскорее покинуть это место. И вот, наконец, первый этаж. Когда она вышла из подъезда после отказа матери, на улице её ждал отец. Он держал в руке телефон, судя по всему, только закончив разговор.
— Как это понимать? – Валентин Семёнович с ходу наехал на дочь. – Тебе плевать на сестру?
— Да! – неожиданно для самой себя резко ответила Анна. – Мне плевать! Вам же всем было плевать на меня все эти годы? Почему я должна относиться к вам иначе?
От слов дочери Валентин Семёнович опешил и даже не сразу нашёлся, что сказать. Пристально глядя на Анну, он вынул из кармана пачку сигарет, вытащил одну, но так и не решился закурить.
— Да ты… Ты понимаешь, что делаешь?
— Понимаю, папа. Я всё прекрасно понимаю. И, знаешь, что? Я больше не хочу вас всех ни видеть, ни слышать.
Не дав отцу опомниться, Анна быстро ушла. И, придя домой, она заблокировала все контакты своей семьи.
Вскоре от общих знакомых Анна узнала, что Виктория развелась с мужем и вернулась в дом родителей.
А Анна познакомилась с Константином, который пришёл к ним в магазин в качестве клиента. Молодой женщине он сразу понравился. Анна проконсультировала его по поводу товара, который его интересовал. Мужчина ушёл, а на следующий день вернулся с мальчиком лет 10.
«Сын», — подумала Анна. – Я так и знала, что он женат».
Но Олег, как звали мальчика, оказался племянником Кости. Именно он и был главным заказчиком игровой приставки, по которой наводил справки Константин. А вот его самого заинтересовала приятная и грамотная продавец-консультант.
Они стали встречаться, и через полгода поженились
А ещё через год у пары родился сын, которого назвали Алексеем. Мать Кости, Наталья Петровна, очень тепло приняла невестку, а после рождения долгожданного внука готова была носить Аню на руках. Иногда молодой женщине казалось, что именно Наталья Петровна – её родная мать.
Однажды Анна и свекровь гуляли с коляской, в которой спал маленький Лёшик. Наталья Петровна зашла в магазин, а Анна осталась ждать её на улице, слегка катая коляску туда-сюда, когда услышала знакомый голос.
— Аня!
К ней спешила Надежда Михайловна. Она была заметно взволнована. Аня встретила мать довольно холодно.
— Что вам снова от меня понадобилось? – спросила она без предисловий. – Деньги, квартира, почка?
— Ну, зачем ты так, дочка? – засуетилась Надежда Михайловна. – Я просто повидаться хотела. И.. внучка увидеть.
Анна молча приподняла шторку, закрывавшую малыша от постороннего света и пыли. Надежда Михайловна расплылась в улыбке.
— Ой, хорошенький. Как назвали?
— Алексей.
— Ты бы хоть принесла его к нам, что ли! – заявила мать. – Мы же его дедушка и бабушка. Имеем право. И вообще, ребёнок должен знать всех своих родственников! Кто нам будет помогать на старости лет-то?
Она не успела договорить. К ним подошла Наталья Петровна. Она удивлённо посмотрела на Надежду Михайловну.
— Здравствуйте… А Вы…
— Пойдём, мама, кажется, погода портится.
Анна взяла свекровь под руку, и они направились в сторону дома. Идти за ними Надежда Михайловна не решилась.