Если отвечать на поставленный вопрос, то здесь надо учесть несколько нюансов. Первое. Насколько широкая дорога. Если она четырех и более полосная, то городской транспорт, стоящий на остановке, объезжать можно, так как водитель на встречку не выезжает, и правил дорожного движения тем самым, не нарушает. Сложнее дело обстоит, когда дорога двухполосная, и между автобусом и разделяющей сплошной полосой менее трех метров.
Какое наказание последует за выезд на встречную полосу при обгоне стоящего автобуса?
Об этом знает практически каждый автовладелец. За объезд стоящего автобуса с выездом на встречку водитель будет оштрафован на сумму 50-55 долларов. Это в лучшем случае.
В худшем – обгон грозит лишением водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Рецидив этого же нарушения правил повлечет за собой лишение водительских прав на 1 год.
При этом не стоит надеяться на то, что удастся проскочить. Даже если рядом не стоит представитель полиции, нет никакой вероятности в том, что на этом участке дороги не повесили «всевидящее око», за которым даже людям не надо наблюдать. Новые системы слежения за ситуацией на дорогах сами «отлавливают» нарушителей и фиксируют нарушение.
Сотрудникам полиции остается только распечатать документ и отправить нарушителю уведомление о наказании.
Лет сорок назад, когда машин было не так много, и проблема с объездом по встречке была не столь критична. С годами число машин выросло, и машина, объезжающая автобус по встречке, очень рискует столкнуться со встречным транспортом, который в первый момент может быть не виден за широкой «спиной» автобуса. Остается одно: остановиться и ждать.
Нюансы
Тут есть нюансы, о которых автовладельцу следует знать.
Согласно родным, отечественным ГОСТам, остановки можно устанавливать только там, где расстояние между общественным транспортом и сплошной разметкой составляет 3 и более метров, либо разметка должна быть пунктирной, то есть позволяющей заезжать на нее, чтобы объехать автобус. Если расстояние между сплошной и автобусом менее 3-х метров, и при этом висит знак «остановка», то водитель вправе, ориентируясь на этот знак, признать в этой части дороги сплошную линию за пунктирную, и объехать стоящий автобус. В данном случае нарушителем ПДД 12.4 является сам автобус. Ибо в том же ПДД сказано.
Если остановка не обозначена дорожным знаком, что у нас до сих пор не редкость, то водитель вправе принять стоящий автобус за препятствие и согласно тем же правилам ПДД, объехать этот автобус.
Допустим, что водитель, не желая конфликтовать с ГИБДД, тратить время на разъяснения и доказательства собственной правоты, поскольку в нашей стране прав тот, у кого больше прав, решил переждать, пока отъедет автобус, возникает следующая ситуация. Сзади выстраивается хвост из ожидающих машин. А теперь представим, что остановка расположена рядом с перекрестком. И тогда автомобильный хвост создает препятствие для транспорта, который должен пересекать дорогу. Значит, машины, которые должны двигаться по поперечной дороге, тоже встанут. Складывается ненормальная ситуация, ведущая к затору.
Кто виноват?
Если вы полагаете, что виноват водитель автобуса, то будете по отношению к нему не правы. Как в песне у Высоцкого поется:
Но виновен не жираф,
а тот, кто крикнул из ветвей…
В данном случае виноваты те, кто разрешил устанавливать остановки с нарушением ГОСТов. Только расплачиваются за это почему-то водители машин, объезжающих злосчастные автобусы.
Что делать?
Конечно же требовать от городских властей, чтобы те исправили ситуацию (но поможет ли это?).
Давно существует отработанная практика для общественного транспорта. Там, где нет возможности расширить дорогу до четырех полос, на остановках устраиваются карманы для автобусов, и, таким образом, автобусы заезжая в такие карманы, не препятствуют движению основного потока машин.